Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 04:15, курсовая работа
Целью работы является выявление духовного содержания в образе животного. На примере образа лошади. Создание тематической композиции «Завтра».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Анализ искусствоведческой литературы.
Практическое воплощение творческого замысла.
Методические рекомендации для художников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Искусство экспрессионизма. Идея выражения внутреннего содержания средствами изобразительного искусства. …………………………………………………………………………………….. 7
Движение, как главное выразительное средство при создании образа лошади…………………………............................................................... 38
ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «ЗАВТРА»
2.1 Идейно-художественный замысел композиции…………………… 44
2.2 Процесс работы над тематической композицией «Завтра»………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...52
Наконец, основная задача экспрессионизма — выявление душевного содержания — может быть не достигнута именно потому, что она преследуется им сознательно, как цель, а душевное содержание, будучи осознано, может оказаться совершенно искаженным, потеряв свою эмоциональную свежесть, непосредственность и непроизвольность.
В отличие от футуристов,
стремящихся к выражению
Душа, Дух – эти громкие слова настойчиво звучат повсюду. Нужно восстановить личность в ее творческом могуществе, разрушить оковы, сдерживающие воображение! Часть немецкой молодежи бунтует именно против бездушия действительности; отвергает порабощение Духа, восстает против торжества машины, а также против норм официальной морали, требует обновления условий человеческого существования.
Дух, прежде всего – на этой основе развертываются эксперименты экспрессионистов. Кандинский и Франц Марк также пытались обрести новую духовность. Эти поиски, которые противопоставлялись реальности, многих художников, привели к мистицизму или вдохновили на религиозное творчество.
Франц Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».2 Путь к ним многие экспрессионисты вслед за Гогеном усматривали в жизни и творчестве примитивных народов, в их органическом единстве с природой и космосом. Этим единством органического (животного в частности) мира и космоса в целом, идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания, усмотренной Марком еще у Эль Греко, пронизано все его творчество.
Сожалея о всеобщем упадке веры, Марк надеялся в искусстве обрести путь к новому братству. По его убеждению, вне религиозного духа ни когда не было и не могло быть великого искусства.
Марк понимал, что самое главное – это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. Единственно верное направление поиска указывало воображение. Поэтому в последние годы он стремился развить силу воображения, стараясь проникнуть в сердце природы, развивал способность в своем воображении новые существа, которые были бы вполне реальны, ибо сотворены в соответствии с законами естества. Он шел к упрощению формы, чтобы выразить в символико-патетических образах тайны природы.
Благодаря знакомству с Августом Маке Франц Марк открывает автономную экспрессивную силу чистого цвета. Он разрабатывает собственную теорию выразительного назначения красок.
Франц Марк определяет для себя цвета-символы (синий, желтый, красный, белый). «Синее – мужское начало, терпкое и духовное, желтое – женское, мягкое и радостное, красное – цвет материи»3, так он доказывает, что цвет можно использовать для создания сильных экспрессивных эффектов.
В то же время он все больше сосредотачивается на композициях с изображением животных. Он пытался писать обнаженную натуру, но без особого успеха, «окружавшие меня безбожные люди не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру»4. Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животному и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом.
Пантеизм Франц Марка заключается в отказе от изображения человека: животные, означавшие для него большую одухотворенность и чистоту, видели, по его мнению, мир гармоничней и правдивей. Марк не только отказался от изображения человека на своих картинах, населив композиции домашними и дикими лесными животными, но и пытался анализировать натуру с их точки зрения: «Есть ли для художника идея более таинственная, чем представить, как видит животное природу? Как видит мир лошадь или орел, или собака? Скудна и бездушна наша традиция, помещать животных в ландшафт, который мы видим, вместо того, чтобы проникнуть в душу животного и понять его видение».
Некоторые находки кубистов помогли ему органично вписать предмет в окружающую среду, а новшества футуристов использовались им в создании точно выверенных ритмических эффектов.
Поиск пантеистического
единства приводит его к созданию
мифологических образов, призванных воплотить
в произведения искусства мистически-
Особое место в творчестве этого живописца и графика отводится образу коня. Его «Синие кони» давно стали символом нравственной и духовной силы, благородства и мужества, изящности и грациозности, таящим в себе нераскрытую тайну. Через образ синей лошади, Марк выражает стремление к духовному началу. Форма выступает как символ, ведь природа лошади заключена в движении, а отсутствие движения – это крайняя точка существования этого животного, синее – это мужское, глубокое и духовное. Так, образ синих лошадей воплощает в себе постоянное стремления человека постичь высшее духовное начало.
Стремясь в своем творчестве обрести синтез внешнего и внутреннего мира, полагая, что формы являются воспоминаниями, Франц Марк окончательно отходит от изображения объектов и создает абстрактные полотна, источником которых служит лишь воображение.
Так экспрессионизм определил свою философию, он нашел отклики не только в визуальных искусствах, таких как живопись, графика, рисунок, кино, театр, но и пластических, а особенно ярко проявил себя в музыке. Все эти искусства объединяет стремление к яркой выразительности эмоций, быстрая динамика, контрасты, бунт и тревога, поиск свободы.
Музыкальный язык экспрессионизма очень ярко передает движение, своей повышенной диссонансностью гармоний, болезненная изломанность мелодики, вязкостью фактуры, использование жестких пронзительных звучаний, прерывистость вокальных линий, переплетением пения с разговорной речью, использование возгласов и криков.
Таковы исходные устремления экспрессионизма в музыке: освобождение от правил ради более спонтанного выражения души посредством напряженной и полной новизны экспрессии. Главным становится поиск формы проявления глубоко скрытых чувств.
Подобно тому, как современная литература отбрасывает в сторону правила синтаксиса, а живопись отдает предпочтение цвету перед линией, музыка ищет свободы, ломая правильность, симметрию ритма. Шенберг в экспрессионистский период творчества, предшествующий его возвращению к строгим формальным законам композиции в сериальном письме, просто и точно называл это явление эмансипацией диссонанса. Фактически это путь к свободе от ограничений, в основе которых лежит так называемый анатомизм, - Шенберг, не принимая этого термина предпочитал говорить о «политональном» или «пантональном» письме, поскольку полагал, что звуки всегда связаны какими-то отношениями, даже если они не ясны, или с трудом уловимы.
В самом музыкальном письме наблюдаются черты сходства с литературой экспрессионизма. Если речь поэта-экспрессиониста, наполненная криками, междометиями, восклицаниями, близка к музыке, то и музыкальное звучание, передающее крик, родственно Слову. Звук перестает подчинятся правилам гармонической связи, он изолируется тому, как изолируется живописный мазок, приобретая максимальную экспрессивную силу, или как отдельный поэтический образ.
Стилистические приемы экспрессионизма характерны для киноязыка целого ряда мастеров того времени, ибо немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии от собственно визуальных элементов кино – обостренного динамизма действия, контрастов света и тени, деформации предметов, использования крупных планов, утрированной жестикуляции и создания предельно напряженного ирреального кинопространства.
Таким образом, экспрессионизм нашел свое проявление не только в изобразительном искусстве и музыке, но и театре, кино, фотографии, сформировав особую философию. Во всех этих искусствах можно найти общие черты – выражение предельного эмоционального состояния, контрасты, обостренная динамика, как в живописи, так и в кино, музыке, а главное это поиск духовного начала, движение к нему.
Франц Марк обратился в своем творчестве к миру животных, он наделял их образы духовностью, а образ синих лошадей стал символом непрерывного стремления человека к высшим началам. Разработав свою собственную систему значения и символики цвета, Франц Марк пришел к единству формы и содержания, где цвет нес определенную смысловую нагрузку.
Так экспрессионизм в живописи стал выражением внутреннего субъективного эмоционального состояния, которое подразумевает под собой постоянное изменение и развитие, а значит – движение, как стремление к духовному познанию.
В экспрессионизме очень велика роль чувств, которая определяется тем значением, которое занимают чувства в духовной жизни человека, так и теми специфическими особенностями, которые характерны только для изобразительного искусства. Одной из задач художника является точная передача в произведении внешнего выражения чувств, что обуславливает глубину раскрытия психологического состояния личности. Другим важным фактором, определяющим роль чувств в экспрессионизме, является эмоциональное переживание художника в процессе изобразительного акта.
Эмоциональное состояние художника во время работы предполагает три следующих наиболее существенных компонента:
- эмоциональное переживание от объекта изображения.
- эмоциональное переживание от самого процесса изображения
- общее эмоциональное состояние художника, выражающееся в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения.
В данном направлении огромную роль играют эмоциональные переживания художника.
Если натура или объект оставила художника равнодушным, не заинтересовала его, процесс изображения будет пассивным. Натура является неиссякаемым источником творческого вдохновения, эмоционального переживания, испытываемом им при восприятии объектов и явлений действительности.
Экспрессионизм как
направление в живописи
Следующим важным компонентом, определяющим в значительной степени выразительность образов экспрессионистов, является эмоциональным переживанием от самого процесса изображения. Художник в течение всей работы должен находиться в состоянии эмоционального возбуждения, испытывая приподнятое настроение, наслаждаться процессом изображения. Вялость в работе, отсутствие эмоций, творческого подъема, повлияют на создаваемый образ, который получится не выразительным. Многие работы экспрессионистов писались на «одном дыхании», на пике эмоционального состояния, поэтому образы отличаются выразительностью и экспрессией.
Эмоциональным возбуждением художника в процессе изобразительного акта в значительной степени определяется общим эмоциональным состоянием художника, выражается в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине эмоционального переживания. Особенно легко вызывает у художников эмоциональное возбуждение то, что является их постоянным объектом изучения и изображения. Так Франц Марк изображал окружающий мир, пытаясь смотреть на него глазами животных, он наделял их образы духовностью, по его мнению, животные видят его намного явственнее и чище чем люди.
Особое значение эстетических чувств в изобразительной деятельности объясняется тем, что настоящее произведение изобразительного искусства является объектом, в котором должно наиболее ярко, как бы в концентрированном виде, заключается эстетическое. Любое произведение искусства призвано раскрыть людям прекрасное, комическое, трагическое содержание в объектах окружающего мира или показывать субъективный мир художника.
Эстетическое же содержание художественного произведения зависит от степени точности передачи в нем той красоты, которая имеется в изображающихся объектах, явлениях, а так же от тех элементов эстетичности, которые заключаются в технике, манере, художника. Так в экспрессионизме наибольшую выразительность получили импульсивные линии, задающие направление движения в композиции, и играющие роль своеобразных эмоциональных аккордов.
Красота в искусстве достигается не механическим путем, а творческим ее отражением. Экспрессионисты сами испытывали сильные волнующие переживания эстетического. Только в этом случае возможно «действие» художественного произведения на душу и мысли зрителя.
Таким образом, творческое
отображение художником действительности,
созданием художественного
Эстетика экспрессионизма устремлялась к душе, духу, «нужно восстановить личность в ее творческом могуществе, разрушить оковы, сдерживающие воображение! Часть немецкой молодежи бунтует именно против бездушия действительности; отвергает порабощение Духа, восстает против торжества машины, а также против норм официальной морали, требует обновлений условий человеческого существования»6.
Информация о работе Работа над тематической композицией «Завтра»