Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:42, контрольная работа
Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.
Франция. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Германия. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Скульптура. В романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Важнейшее завоевание романской пластики — усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальных композициях на темы библейских и евангельских легенд и назидательных притч. Мотив человеческой фигуры существовал уже в плоскостной орнаментально-декоративной резьбе варваров, которая предшествовала романской скульптуре.
Как и романская живопись,
скульптура была подчинена архитектурным
формам и ритмам. Она использовалась
в основном во внешнем оформлении
собора. Рельефы чаще всего располагались
на западном фасаде, то концентрируясь
вокруг порталов, то размещаясь по его
поверхности, на архивольтах и капителях.
Фигуры в середине тимпана (поле внутри
полукруглой арки над порталом) крупнее
угловых; в фризах они приобрели приземистые
пропорции, на несущих столбах и колоннах
— удлиненные. Изображая религиозные
сюжеты, романские художники не стремились
создать иллюзию реального мира. Основной
задачей для них стало создание символического
образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая
схема мироздания строилась на противопоставлении
небес и ада, добра и зла. Композиции на
темы «космического» содержания обычно
размещали в тимпанах над порталом.
В романском рельефе появились композиции
с человеческими фигурами различных масштабов,
с причудливо изгибающимися искаженными
формами и пропорциями, с напряженным
ритмом движений. Они трактовались не
как самостоятельная ценность, а как часть
грандиозного целого — орнаментального
многосложного плетения, воплощающего
вселенную. В одной сцене часто соединялись
разновременные события. Место действия
давалось условно, какою-либо деталью.
Но при этой условности романская скульптура
островыразительна в передаче сюжетной
ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней
обнаруживается развитое чувство объема,
сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие
и новизна композиционных решений.
Центральный образ романской скульптуры
в тимпанах — Христос — обычно сближается
своим обликом и характером с образом
бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего
человечеству неумолимый приговор. В рельефах
разрабатывается тема борьбы добра и зла,
выраженная в аллегорических образах
сражающихся добродетелей и пороков. В
сплошном каменном скульптурном ковре
часто причудливо уживаются легенды христианства,
назидательные притчи, жуткие апокалиптические
видения, сцены «Страшного суда» с мифологическими
образами древних народных поверий, то
в виде уродов, то в виде карнавальных
масок с их насмешливыми гримасами.
Переход к скульптурному рельефу и монументальной
трактовке человеческой фигуры в круглой
скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной
капители». Отдельные выпуклые фигуры
и группы в ней как бы выступают из массы
камня. Капитель из церкви Клюни (1109—1113,
Франция, Клюни, музей) решена в виде группы
Адама и Евы. Фигуры с большими головами
архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая
моделировка объемов, безыскусственность
жестов и мимики сообщают им своеобразную
выразительность. Религиозный сюжет в
романской скульптуре часто сочетается
с наивным реализмом исполнения, с развитым
повествовательным началом. В рельефах
бронзовых дверей собора св. Михаила в
Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские
и библейские легенды передаются как связный
рассказ, обладающий значительной изобразительной
силой. Место действия характеризуется
лишь скупыми деталями. Сцены сотворения
Адама и Евы, грехопадения и изгнания из
рая, несмотря на черты условности, захватывают
живостью повествования, остроумием фольклора,
меткостью характеристик персонажей,
их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой
энергии. В образах проступает понимание
нравственного начала как основы человеческих
поступков.
В начале 12 века наивная повествовательность
и живость исчезают. Появляются монументальные
композиции тимпанов с драматическими
сценами «Страстей Христовых», «Страшного
суда», видениями Апокалипсиса, с грозными
прорицаниями конца света и приближающейся
кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер
в Муассаке, Лангедок, около 1115). В отличие
от уравновешенных греческих фронтонных
композиций с пластической обособленностью
каждой фигуры в романских тимпанах царит
беспокойное движение и страстная взволнованность.
Заметно стремление к повышенной выразительности
и одухотворенности, к созданию впечатления
бестелесности образов.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130)
грандиозная фигура Христа, наставляющего
апостолов, занимает центральную часть
тимпана и отделена от апостолов сиянием
в виде овала, исходящим от божества. Христос
исполнен пафоса. Смятение, охватившее
апостолов, выражено неистовыми движениями.
Мистические порывы, преклонение перед
всесильным божеством — основное содержание
религиозных композиций романского собора.
Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся,
беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности
существующего, с бунтарскими еретическими
настроениями, устремленностью к духовному
совершенствованию и наивной верой в чудо.
В романской пластике встречается сочетание
возвышенного и повседневного, грубо-телесного
и отвлеченно-умозрительного, героического
и комически-гротескного. В тимпане собора
Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного
суда» рядом с грозным и величественным
образом Христа изображен почти гротескно-комедийный
эпизод взвешивания добрых и злых дел
умерших, сопровождающийся плутовством
дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно
страшным, безобразным и смешным. В бургундской
школе появляются и более человечные,
поэтично-прекрасные образы. К ним относится
рельеф с изображением скользящей среди
колышащихся трав и обремененных плодами
деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной,
не ведающей зла, наивно срывающей плод
запретного древа познания. Ее лицо обаятельно,
ее тело исполнено пластической гибкости,
движения плавны и текучи. В барельефе
тимпана церкви Сен-Мишель д'Антрег (Шарант)
изображен архангел Михаил, убивающий
дракона. Он поражает не встречавшимися
до сих пор в романской пластике одухотворенностью,
изяществом пропорций, легкостью движений,
словно парящими крыльями. Очень интересно
изображение «Тайной вечери» на одной
из капителей церкви Сен Поль в Иссуаре
(Оверни). Христос и, апостолы размещены
вокруг капители, лицом к зрителям. Стол
же, за которым они сидят, опоясывает сплошной
лентой всю группу. Однако мастер заботился
о сохранении жизненного правдоподобия
образа: каждая фигура в отдельности выглядит
естественно сидящей за столом, и, лишь
рассмотрев со всех сторон капитель, можно
уловить условность композиции в целом.
Важно, однако, что мастер, пользуясь обусловленным
архитектурой композиционным приемом,
уже избегает полного подчинения образа
архитектурным формам или его растворения
в общем декоративном узоре.
С развитием городов и распространением
ересей в соборную скульптуру проникли
образы крестьян, кузнецов, акробатов
в их рабочей одежде, занятых повседневным
трудом; появились персонажи из древней
и средневековой истории, из народно-сатирических
произведений (рассказов о похождениях
Ренара-лиса); наконец, образы народной
фантазии: химеры, демоны, полузвериные,
получеловеческие маски, наделенные острой
выразительностью, насмешливые фантастические
лики с гримасами — воплощение темных
дьявольских сил. Романская скульптура
тяготела к образам чудовищного и безобразного.
Эти образы обычно включались в орнаменты,
покрывающие наружные стены храма, помещались
па капителях и т. д. Против подобного убранства
храма резко выступали деятели церкви,
видя в нем проявление еретического вольномыслия.Наибольшее
развитие скульптура получила во Франции
и Германии. Для Франции характерна связанная
с оформлением степ монументальная скульптура
из камня. В Германии крупная и мелкая
пластика из бронзы и дерева была сосредоточена
внутри храма.
Романская скульптура достигла расцвета
в середине 12 века. В школе ваятелей провинции
Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось
все лучшее, что было создано французскими
мастерами этого периода. Единство и стройность
замысла, просветленная гармоничность
образов отличают скульптуру западного
Королевского портала собора Нотр-Дам
в Шартре (около 1135—1155). Образ Христа во
славе в композиции тимпана центрального
портала исполнен сосредоточенности,
энергии и душевной мягкости. Моделировка
форм пластически выразительна. Колонны
западного портала, задуманные (как это
было принято) в виде статичного абриса
человеческой фигуры, вдруг оживляются
легким движением вверх, тонкой моделировкой
индивидуализированных лиц пророков,
царей и предков Христа. Привлекает образ
молодой царицы, точно внезапно встрепенувшейся,
сбросившей с себя оковы сна. Неуловимое
движение, скользящее по ее чистым чертам,
таящееся в наивных, чуть припухших губах
и глазах миндалевидной формы, предвещает
улыбку
Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.
Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.
Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.
Информация о работе Равенские мозаики, готика, предвозрождение