Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:42, контрольная работа
Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.
Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Религиозное мышление Средневековья накладывало отпечаток на все формы жизни общества, определяло характер художественной культуры. Христианская религия проповедовала, что всё земное является лишь слабым отражением небесного. Земное существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью, поэтому не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления в вере. Она утверждала, что тело - лишь уродливая тюрьма для души, оковы её бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Таким образом, в христианстве обнажается противоречие между духовным и материальным.
Образ человека в искусстве, рождённый доктриной христианства, утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Новый идеал противоположен идеалу античности. В нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием чувств и переживаний средневековый художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъёмом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.
Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.
Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.
Христианское искусство объединяет в себе два, казалось бы, не соединимых направления: с одной стороны, это тенденция условно, схематично, иносказательно изображать реальные видимые вещи, а с другой стороны - тенденция к реалистическому изображению земных явлений, образов и событий. Первая тенденция вытекает из религиозного предназначения искусства. Однако символизм и знаковость с другой стороны дополняется реалистическим воспроизведением земных образов. К тому же на произведениях церковного искусства отражается принадлежность к тому или иному времени и той или иной стране, усвоивших те или иные способы реалистично передавать действительность.
В христианском искусстве античный идеал внешней пластической красоты сменился идеалом духовного совершенства, молитвенной сосредоточенности, пассивного созерцания. Целью искусства стало выражение внутреннего смысла образов и явлений, а не внешней их привлекательности или характерности .
Достаточно полным источником раннехристианского искусства служат для нас росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Сюда надо добавить росписи храма в Дура-Европос и близкие им по тематике и стилю росписи синагоги.
Христиане нашли в современных им античных композициях символы, которые они могли использовать, не подвергая их христианизации. Это символы времен года, последовательная смена которых уже язычниками воспринималась как возможность жизни после смерти; феникс - символ возрождения; пасторальные сады, напоминающие рай, а также корабль, пальма, рыбак, голубь, агнец. В раннем христианском искусстве можно предположить и иудейское влияние, особенно учитывая найденные росписи в синагоге в Дура-Европос. Тип христианских изображений Даниила со львами или Ноя был заимствован из иудейской иконографии. А вот некоторые другие заимствования ветхозаветных сцен: изображение Адама и Евы у райского дерева, сцены из жизни Сусанны, реже - изображение Иова или пророка Валаама. Вместе с тем христианские художники создали собственный иконографический язык. Так, появились изображения евангельских сцен - сцен чудес: <Умножение хлебов>, <Исцеление кровоточивой> и, особенно, <Воскрешение Лазаря>. Появляются также изображения <Крещения> и <Поклонения волхвов>.
Христианское искусство в наиболее развернутом виде предстает для нас в фресках римских катакомб. Когда XVI в. были случайно обнаружены подземные христианские кладбища II-IV вв, которые также служили убежищем и местом сбора христианской общины, их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб. Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения - кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей -со св. Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами,-с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты - женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования. Иной мир требовал иного художественного языка. Фигуры еще объемны, как в поздней античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости.
Для 4-5 вв. характерно развитие двух типов церковных Зданий: базилики и центрического купольного сооружения. Термин «базилика» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, но имеющему ряд типичных архитектурных признаков. Базилика предполагает тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор на 3 или 5 продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа. Перекрытия базилики чаще всего были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком (исключение - базилика императора Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита. Таково было происхождение и развитие базилики в дохристианский период.
Конструктивное решение христианских базилик отличалось своей простотой. Сравнительно тонкие стены христианских базилик выкладывались из кирпича, перекрытие были деревянными. Нефы базилик отделялись друг от друга рядами мраморных колон. Иногда колонны переносились в базилики из старых античных сооружений. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно, как и их композиция и конструкция.
С развитием богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф - трансепт. При епископских храмах имелись баптистерии, особенно необходимые в первые века официальной новой религии. Вместе с тем древнехристианские базилики отказываются от таких основных достижений римской архитектуры, как своды и бетонная техника.
Другое важное отличие раннехристианской церковной архитектуры: резкий контраст между внешним видом и внутренним убранством. Снаружи простая кирпичная кладка стен лишена каких-либо украшений,- эта идея прямо противоположна концепции классического античного храма. Но аскетичность фасада противопоставляется роскошному внутреннему убранству. Драгоценная мраморная облицовка и сияющие золотом и разноцветием красок мозаики напоминают о духовном величии Царствия Божьего.
Равеннские базилики VI века имеют в своей основе древнехристианскую римскую базилику IV века, видоизмененную присоединением к ней черт восточной византийской архитектуры и проникнутую стилем константинопольской школы. Равеннские базилики VI века, наиболее характерным и хорошо сохранившимся образцом которых является церковь Св. Аполлинария в Старой Гавани (51), не имеют атрия, но внутри расчленены частыми колоннадами. Крупная башня-колокольня стоит отдельно от самого здания.
Не имея никаких следов купола или других элементов, центрирующих внутреннее пространство, равеннские базилики тем не менее отличаются от римских по композиции пространства и приближаются к константинопольским купольным зданиям, так как они очень широки и сравнительно коротки. Довольно значительные арки между колоннами и тонкие стенки над ними приближаются к византийским формам.
Бази́лика Са́нт-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе - памятник ранневизантийского искусства в районе Классе в портовой части Равенны (Италия). Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа св. Аполлинария. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. На полу базилики, в её северо-восточном и юго-западном углах, сохранились фрагменты оригинального мозаичного пола.
Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . Построена в конце V - начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем завершения строительства. Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн.
Оба типа раннехристианского храма - базиликальный и центрический - как бы сливаются воедино в зданиях крестообразной формы. Характерным образцом крестообразного сооружения может служить небольшой по размеру мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (около 440 г.). Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.
Баптистерии в Равенне (крещальни православных и ариан). Равенна, кроме двух своих знаменитых базилик и мавзолея Галлы Плацидии знаменита еще двумя своими знаменитыми баптистериями. Баптистерий православных (Неонианский баптистерий, середина 5 в.) - восьмигранное здание с куполом, украшенным мозаикой в свободной живописной манере. Подобно мавзолею Галлы Плацидии, баптистерий имеет снаружи скромный вид. Кирпичную кладку слегка оживляют плоские пилястры с двойными аркадами. Органическая связь внутреннего декора здания с его архитектурной формой является характерной чертой, свойственной этому памятнику ранневизантийского искусства.
Арианский баптистерий был построен в Равенне на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого, который был сторонником арианства. Архитектура арианского баптистерия схожа с баптистерием православных. Это восьмигранное в плане здание. Стенная кладка выполнена из толстых обожжённых кирпичей. Под кровлей находится карниз с зубчатым орнаментом. Сопоставление аналогичных мозаик в Православном баптистерии с мозаиками Арианской крещальни, дает основание считать, что за половину столетия, разделяющую оба памятника, тенденция к отходу от античных традиций усилилась.
Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Информация о работе Равенские мозаики, готика, предвозрождение