Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Программа эстетического воспитания учащихся на материале искусства реализуется на личностном уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности»[14].
«Методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.
Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.
В системе художественного
Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины они обращают внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Основная работа по формированию эстетических
представлений, понятий и вкусов
осуществляется с учащимися-подростками
и старшими школьниками, обладающими
необходимыми способностями к более
глубокому пониманию искусства
и более развитым чувством переживания
прекрасного. Главное в подростковом
возрасте — это потребность в
самоутверждении и
Старший школьный возраст характеризуется
относительно завершенной системой
мировоззренческих взглядов и убеждений,
служащей основой объективных
Центральное место в эмоционально-
В связи с важностью
Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке, отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются.
В программе Б.М. Неменского основам фотографии, кино и театра посвящены занятия в 9-м классе «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной программы»[14].
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний", в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.
Из этого следуют задачи современного образования.Одной из которых является:воспитание эмоционально-чувственной сферы личности школьника.
Искусство позволяет не только развивать эмоционально-чувственную сферу, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Художественно-образное отражение окружающего мира способствует созданию положительного настроения и является одним из самых главных факторов хорошего самочувствия детей. Это особенно важно для школьников, испытывающих различные проблемы в обучении. Главную роль в развитии эмоциональной сферы играют именно те предметы, которые, как ни странно, в практике школы все более игнорируются.
Чувство радости, желание заниматься искусством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле. В формировании современного типа мышления и сохранении здоровья детей и юношества важную роль играет не какое-либо одно искусство, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности, то есть полихудожественное образование и воспитание, которое предполагает: владение широким набором разнородной информации; включение в процесс решения проблемы разных видов художественного мышления; возможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; умение не только ставить задачу, но и предполагать готовый результат; развитие креативности и ведущих компетенций (коммуникативных, социальных, языковых, информационных, научных и др.). Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.
Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.
На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.
РАЗДЕЛ 2.АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
2.1.Основные принципы эстетического воспитания на уроках ИЗО в начальных классах.
Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных. Отсюда первый принцип обучения принцип научности. Задача педагога - изложить закономерности строения природы и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.
Рисование в школе - это не забава,
не развлечение, а такой же серьезный
учебный предмет, как математика,
география. Преподавание рисования
в школе должно ставить перед
учащимися целый ряд учебных
задач, которые углубляют и обогащают
представления об окружающей действительности.
Эти задачи составляют стержень обучения
рисованию и ставятся перед детьми
в определенной последовательности
и в определенной системе. Они
раскрывают закономерность строения форм
природы, указывают на гармоническую
слаженность конструктивного
Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. Обучая перспективному рисованию, мы обращаем внимание всех детей на точное соблюдение правил и законов перспективы. Анализируя конструктивное строение формы, все ученики привыкают строго соблюдать в рисунке структуру данного предмета. Манера рисунка может быть индивидуальной, но закономерность расположения плоскостей в пространстве каждый должен передать правильно, одинаково, ибо это уже научные основы рисунка. То же самое можно сказать и о тоне, о пропорциях и т.д.
Следом за ним принципом научности назовем принцип наглядности.
Этот принцип считается одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.
На уроках художественного труд необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:
· демонстрация рабочих операций (технические карты, чертежи и т.д.);
· образцы изделий;
· показ моделей, макетов, плакатов, диафильмов, таблиц, слайдов и т.д.).
При показе задаются вопросы, которые направляют внимание детей на более существенные стороны изучаемых предметов и объектов.
Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания.
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель.
Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве - ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.
Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.
Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными. Например, мы знакомим детей с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке - это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут - и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.
Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида н а железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры:
Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования