Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
Принципы
обучения являются необходимым инструментом
в преподавательской
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
«Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:
• эмоционально-чувственную
• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;
• овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
• практическое участие в создании прекрасного в жизни;
• потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.
Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.
Учебно-воспитательные программы
школьных общеобразовательных учреждений
отводят значительное место предметам,
в составе которых детям
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности. Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.
Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.
На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.
Эстетическое
воспитание действительно занимает
важное место во всей системе учебно-
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Действительно, средства искусства и действительности используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
СХЕМА Б. НЕМЕНСКОГО. ОТ СОДЕРЖАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) К СОДЕРЖАНИЮ ДУХОВНОМУ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ В 3 КЛАССЕ
Тема урока: Роспись дымковской игрушки
Цель урока: знакомство с древнерусскими игрушками, роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.
Оборудование:
а) для учителя: картины декоративно – прикладного искусства; таблицы – орнаменты; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и т.д.
б) для учащихся: баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок .
I. Вводная часть
1) Организационный момент.
2) Проверка рабочего места.
II. Беседа о декоративно
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.
Работа по таблицам-орнаментам.
- Дети, большинство
предметов, окружающих
- Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах? (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д.)
- Ребята, что
украшают люди узорами и
- А зачем
украшают узорами и
Работа по картинкам.
- Виды народных промыслов различны:
а) Кружева вышивка крестиком, платки.
- Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева)
- Кто их плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)
Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область знаменита пуховыми платками, которые вяжутся в городе Урюпин (показать образцы)
б) Хохломская роспись.
- Это роспись по дереву который только сочетает три цвета:
- Чья это роспись?
- Да, это
роспись хохломы. Не отразимым
сочетанием красок завоевали
- Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.
- Еще хохломскую роспись называют золотой.
в) Городецкая роспись.
- Народные умельцы г. Городца прославились своей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками.
1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы
2) показ книжки «Городецкие узоры»
г) Жостовская роспись
- Радует, глаз
своей тонкой работай, по
1) показ подносов
д) Гжельская роспись.
- Большой
славой пользуется народные
е) Семеновская матрешка, шкатулочка-палех.
(показать изделия)
III. Основная часть
- Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы.
Игра «Данетка»
- Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)
- O Дымкове? (да)
- Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)
- Может игрушки? (да)
- Игрушка серая, темная? (нет)
- В ней есть все цвета радуги? (да)
- Она вызывает грусть? (нет)
- Улыбку, радость? (да)
Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования