Развитие эстетического воспитания в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд,мы можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 557.04 Кб (Скачать файл)

1. Величина предметов изменяется  по мере удаления их от глаз рисующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, ширину рельсов на первом плане и на втором.)

Вид на дорогу (перспектива)

И.И. Шишкин. Лесные дали. Фрагмент

2. Все прямые, уходящие в глубину  картины, стремятся в одну точку,  которая находится на линии  горизонта. Обращаем внимание  детей на телеграфные провода,  рельсы и т.д. Все они сходятся  в одной точке, поэтому эта  точка в перспективе называется  точкой схода. Точка схода указывает  место, куда устремлен взор  рисующего, поэтому она всегда  находится на линии горизонта,  т.е. на уровне глаз рисующего.  Главное внимание при обучении  рисованию с натуры обращается  на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных  явлений, особенностей светотени,  конструкции предмета. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и, живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

К педагогическому рисунку мы относим  рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или  на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление  работы ученика рукой педагога.

Принцип сознательности и активности обучения. В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию и художественному труду рассмотрим этот принцип как один из основных.

Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность»  есть известное различие, но одно без  другого не существует.

Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и  самостоятельности учеников, без  чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен, самостоятелен.

Особое значение принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

Этот принцип требует, чтобы  учитель ставил учеников в такие  условия, чтобы последним приходилось  добывать знания, проявлять самостоятельность. Эффективным средством реабилитации этого принципа в процессе преподавания художественного труда является работа по технологическим картам:

· определить назначение и конструкцию  изделия;

· определить необходимые для работы инструменты;

· определить вид и количество материалов, необходимых для работы;

· обратить внимание на соединение материалов между собой и т.д.

На занятиях художественного труда  и изобразительного искусства, где  в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работ. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например, Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»; П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Пуни или Р. Щедрина «Конек-горбунок»). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств - поэты, музыканты, живописцы - своими средствами решали подобные темы.

Эффективно использование на уроках художественного труда, декоративного  и тематического рисования живые  фрагменты природы - листья и ветки  растений; скомпонованные фрагменты  природы в виде гербариев, но подобранные  в определенной цветовой гамме.

Такие художественно скомпонованные гербарии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гармонии. В начале эти занятия связываются  с несложными заданиями по декоративному  рисованию (составление узоров, мозаичных  работ из цветной бумаги), а затем  и при решении тематических картин, рисовании с натуры.

Сознательная, активная и самостоятельная  работа всегда ведет к лучшему  усвоению учебного материала и к  более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для  углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учебный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учителя, а активно включиться в  работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы  предмета дети внимательно слушали  объяснение педагога, рассматривали  модель и натуру, но практически  закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей  наводящими вопросами, предложением сделать  новое решение композиции рисунка  и т.п. Например, ученик приступил  к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам догадался, как надо вести построение изображения: «Что находится рядом с гипсовым кубом?»  Ученик смотрит на натуру, видит  рядом проволочную модель куба и  правильно отвечает. «Что необходимо понять, прежде чем начать рисовать?»  Ученик вспоминает предварительные  объяснения учителя и отвечает: «Надо  понять строение куба, чтобы правильно  наметить основу его формы, представить, как располагаются все поверхности  куба в пространстве, а потом изобразить куб «прозрачным», наметить его видимые  и невидимые стороны». - «Так. А что необходимо сделать, чтобы изображение получилось правильное, отвечало законам перспективы?» Ученик отвечает: «Надо определить линию горизонта (уровень зрения), точки схода и использовать их при построении. А потом показать объем с помощью светотени».

Таким образом, учитель помогает школьнику  активно работать, анализировать  форму натуры и сознательно строить  ее изображение на плоскости.

Другой пример. На уроке дети составляют узор в квадрате. Многие хорошо справились с заданием. Учитель направляет их дальнейшую активную работу. Он дает следующее  задание: составить узор для квадратной коробки. Дети начинают самостоятельно работать. При этом они используют домашние зарисовки, составляют целый  ряд эскизов, ищут наиболее удачное  композиционное и цветовое решение. Работа идет с большим увлечением.

Принцип систематичности  и последовательности обучения. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила - не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного плана, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Серьезный момент в педагогической работе - связь между отдельными уроками, которая дает возможность  построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными  только в том случае, если педагог  в процессе проведения уроков сознательно  и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.

На уроках художественного труда  целесообразно в каждом классе работу начинать с обработки бумаги, затем  ткани и т.д.

Особое внимание должно быть уделено  принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и  композиции.

В практике принцип систематичности  и последовательности по этим дисциплинам  соблюдается формально: по живописи - в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции - в порядке усложнения тематики, по художественному труду - в порядке  усложнения формы. Усложнения научно-теоретического материала должно быть систематичным  и последовательным.

Объяснение материала на уроках художественного труда должно осуществляться от простого к сложному от известного к неизвестномуот трудовых действий к приемамот приемов к операциямот операций к комплексным операциям.

Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя  объем учебного материала для  каждого класса, надо помнить о  принципе доступности и посильности обучения. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.

 Принцип доступности обучения. Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей.

Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными  особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7-10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется  в том, что дети практически реагируют  на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При  подобной форме анализа ребенок  не только практически по-разному  реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности.

Первая форма анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая - для детей третьих-четвертых  классов. Дети первого - третьего классов  вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт).

Развивая творческие способности  детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы.

Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что  ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину  постольку, поскольку этого требует  само содержание.

В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности  их обогащать.В пятом классе учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.

Все это объясняется закономерностью  развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что  находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым  опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей первого-второго  классов, естественно, меньше этого  опыта, чем у пятиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его  представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить  представления детей, но и способствовать развитию их воображения.

Рассматривая изобразительное  искусство в школе как общеобразовательный  предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывают психологи, развиваются  только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

Рисунки пятиклассника до и после  изучения натуры

Вместе с тем преподавателю  не следует занижать возможности  учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы  они могли преодолевать известные  трудности. Тогда ребенок будет  не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Например, в начальных классах  на уроках декоративного рисования  дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят  все это в свои альбомы. В таком  плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить  иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Информация о работе Развитие эстетического воспитания в системе образования