Содержание
Цель исследования: теоретически обосновать развитие
пространственного мышления на уроках
изобразительного искусства у младших
школьников в изображении пейзажа
Объектом исследования: пространственное мышление
у младших школьников
Предмет исследования: – процесс развития пространственного
мышления на уроках изобразительного
искусства
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую
характеристику детей младшего школьного
возраста
Определить содержание понятия
«перспектива», «пейзаж», «пространственное
мышление»
Выявить основные возможности
развития пространственного мышления
у младших школьников
Методы исследования:
Изучение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
Введение:
Основной задачей изобразительного
искусства является формирование духовной
культуры личности, которая умеет видеть
и понимать красоту окружающего мира,
способная воспринимать искусство, незаметное
для других в повседневной жизни. Такая
личность несравненно богаче в духовном
и эстетическом плане. Однако умение созерцать
прекрасное не всегда выражается у учащихся
в навыках отобразить увиденное на бумаге.
Боязнь детей изображать
свои впечатления на альбомном листе появляется
из-за отсутствия у них пространственного
мышления, то есть неумения анализировать
пространственные свойства и отношения
реальных объектов к их графическому изображению.
Пространственное
мышление в психологии принято разделять
на два вида:
Образная
память отражает предмет
примерно в том виде, как он был воспринят
(без мысленной переработки).
Образное
воображение является новыми формами
и подразделяется по способу создания
на две группы:
первая группа – образы
воссоздающего воображения,
вторая – образы творческого
воображения.
Образы
воссоздающего воображения – это новые образы,
которые создаются на основе заданного
материала (рисунка, репродукции, словесного
описания) путем его мысленной переработки,
например, представление и рисование всего
изображения по точкам, изображение предмета
по его словесному описанию.
Другое
воображение – творческое, это
когда создание новых образов не направляется,
не диктуется заданным материалом (рисунком,
репродукцией, схемой, описанием). В процессе
творческого воображения формируются
такие образы, реализация которых на практике
приводит к созданию новых материальных
ценностей. Творческое воображение характерно
для конструкторов, изобретателей, архитекторов.
Пространственное
мышление играет большую роль в усвоении
таких школьных дисциплин, как геометрия,
физика, черчение, технология.
I. Глава. Психолого-педагогические
проблемы развития пространственного
мышления.
Сущность
понятия «пространственное мышление»
Пространственное
мышление - вид умственной деятельности,
обеспечивающий создание пространственных
образов и оперирование ими в процессе
решения практических и теоретических
задач. Это сложный процесс, куда включаются
не только логические операции, но и множество
перспективных действий, без которых мышление
протекать не может, а именно опознание
объектов, представленных реально или
изображённых различными графическими
средствами, создание на этой основе адекватных
образов и оперирование ими по представлению.
Являясь разновидностью образного мышления,
пространственное мышление сохраняет
все его основные черты, и тем самым отличается
от словесно-дискурсивных форм мышления.
Это различие мы видим, прежде всего, в
том, что пространственное мышление оперирует
образами; в процессе этого оперирования
происходит их воссоздание, перестройка,
видоизменение в требуемом направлении.
Образы здесь являются и исходным материалом,
и основной оперативной единицей, и результатом
мыслительного процесса.
Содержанием пространственного
мышления является оперирование пространственными
образами на основе их создания с использованием
наглядной опоры (предметной или графической,
разной меры общности и условности). Оперирование
пространственными образами определяется
их исходным содержанием (отражение в
образе геометрической формы, величины,
размещении объектов в пространстве);
типом оперирования (изменение в ходе
оперирования положения объекта, его структуры);
полнотой, динамичностью образа (наличием
в нем различных характеристик, их системности,
подвижности и т.п.).
Все эти особенности пространственного
мышления отражают процесс работы с образом,
позволяют выявлять его качественное
своеобразие, фиксировать возрастные
и индивидуальные особенности проявления
этого процесса.
Важно подчеркнуть, что особенности
пространственного мышления нельзя выявить
в полной мере, используя для этого различные
головоломки, пространственно-комбинаторные
игры и т. п.
В реальной практике (игровой,
учебной, профессиональной, творческой)
пространственное мышление всегда включено
в решение различных задач, опирается
на систему знаний, которые не могут, и
не должны, нивелироваться. Этой точки
зрения придерживаются многие прогрессивные
тестологи, которые разрабатывают новые
конструкции тестовых методик. Как считают
многие из них, современные диагностические
методики должны фиксировать не только
общую результативность (продуктивность)
выполнения заданий, но и процессуальную
сторону его выполнения, так как без этого
трудно выявлять индивидуальные различия
между людьми, оценивать их не только количественно,
но и качественно.
II. Глава Применение методики
развития пространственного мышления
на уроках изобразительного искусства
2.1. Роль
и место развития пространственного
мышления на уроках изобразительного
искусства
На основе длительных теоретических
и экспериментальных исследований для
определения сформированности у учащихся
пространственного представления, их
полноты, осмысленности, действительности,
научности, в качестве критерия оценки
предлагает принять следующие умения:
1. Распознавать данный
объект среди объектов реальной
действительности.
2. Распознавать объект
среди изображений.
3.Устанавливать взаимосвязи
между словом, представлением, изображением
и объектом реальной действительности.
4. Воспроизводить в воображении
объект (представления памяти.)
5. Воспроизводить представления
памяти (словесно, графически, в виде
модели.)
6.Создавать в воображении
новые объекты (представление воображения)
7. Воспроизводить представления
воображения (словесно, графически, в
виде модели.)
На основе этих умений ею же
определяются уровни сформированности
пространственного представления у учащихся.
Уровень I (Аккумулятивный).
Накопление и узнавание пространственных
признаков и отношений. Учащиеся накапливают
разнообразные пространственные представления,
учатся узнавать разнообразные пространственные
объекты, их отдельные признаки и отношения.
Они могут дать название объекту, найти
его на рисунке среди предметов реальной
действительности.
Уровень II (Репродуктивный).
Воспроизведение представления памяти.
У учащегося развита способность воспроизводить
(в представлении, словесно, на рисунке,
в виде модели) известные им пространственные
признаки и отношения.
Уровень III (Конструктивный).
Самостоятельное конструирование пространственного
образа. Учащиеся активно используют как
опору в мыслительной деятельности уже
оформленные представления в синтезе
с количественными и временными отношениями.
Они умеют давать словесное описание пространственных
признаков и отношений, опираясь на отдельные
элементы пространственных понятий (о
форме, величине, расстоянии и др.)
Уровень IV (Интеллектуальный).
Мысленное оперирование пространственными
представлениями. У учащегося богатый
запас пространственного представления,
терминологии, они легко дифференцируют
пространственные признаки и отношения.
Для этого уровня характерно уже умение
перемещать мысленно пространственные
объекты (симметрия, перенос, поворот),
находить на рисунке положение фигуры
после её перемещения, вид перемещения
и т.д.
Уровни не относятся
конкретно к определённым классам и не
рассматриваются изолировано, как временные
периоды, которые строго переходят один
в другой. Уровни между собой тесно связаны,
переплетаются и можно полагать, что каждый
предшествующий является основной, подготавливающей
последующий. При формировании пространственного
представления эти уровни могут сосуществовать
при оперировании разным содержанием
у одних и тех же детей и одним и тем же
содержанием у разных детей.
2.2. Развитие
пространственного мышления на
уроках изобразительного
искусства.
Проблемой формирования пространственного
мышления, пространственного воображения
у учащихся, результатом вышеуказанных
процессов являются пространственные
представления, без которых освоить данный
предмет просто невозможно. Развитие воображения
- важнейшее условие овладения умением
выполнять построения в целом. Вместе
с тем процесс обучения изобразительному
искусству служит одним из наиболее важных
средств развития воображения
Перспектива
Основой построения и натюрморта,
и пейзажа, и интерьера, и сюжетно-тематической
картины является перспектива. Поэтому
на уроках необходимо уделять большое
внимание изучению законов перспективы
и применению их в практической деятельности.
Искусство изображать на плоскости
трехмерное пространство в соответствии
с тем кажущимся изменением величины,
очертаний, четкости предметов, которое
обусловлено степенью отдаленности их
от точки наблюдения, называется перспективой.
Это точная наука.
Обучающиеся должны знать, что
перспектива бывает: линейная - на плоскости;
панорамная - на внутренней поверхности
цилиндра; плафонная - на внутренней поверхности
перекрытия над каким-либо помещением;
театральная - на ряде отдельных поверхностей;
рельефная - в которой изображение имеет
пространственные формы (барельеф, горельеф);
диорамная - сочетание картины, написанной
с обеих сторон на просвечивающем материале
или стекле, с объемными предметами; архитектурная
- в которой изображаются здания, площади,
парки; стереоскопическая, в которой на
плоскости листа выполняются по правилам
линейной перспективы два изображения
предмета: одно делается так, как его видит
левый глаз, другое - как его видит правый.
Программа обучения изобразительному
искусству требует овладения обучающихся
двумя видами перспективы: линейной и
воздушной. Линейная перспектива дает
нам контуры предмета. А воздушная перспектива
дает нам иллюзию реальности. Ее законы
в той или иной мере применяются в вышеуказанных
перспективах. В своей работе обучающиеся
при изображении интерьера, пейзажа, сюжетно-тематической
картины применяют законы и правила этих
двух перспектив.
III Глава. Изображение пейзажа
Окружающая человека природа
издавна волновала его, восхищала своей
красотой, величием, помогала в его нелегкой
жизни, защищала и укрывала, от врагов.
Элементы пейзажа встречаются на украшениях
стен гробниц и дворцов Древнего Востока.
Многие сюжеты картин Джотто, Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Тициана, П. Рубенса,
А. Дюрера, Г. Голыбейна Старшего, Н. Пуссена,
А. Ватто, Т. Жерико, Э. Делакруа, Д. Энгра,
Ф. Гойи включают пейзажи или построения
на его фоне. По мере развития человеческого
общества, соответственно и культуры изобразительного
искусства изображение пейзажа выделяется
в самостоятельный жанр. Д. Констебель,
Ш. Мишель, Т. Руссо, К. Коро, П. Гоген во
многом определили развитие пейзажа в
Западной Европе в 19 веке и начале 20-х веков.
Больших успехов достигло, развитие реалистического
пейзажа в русском искусстве 19 века.
Изображение пейзажа обычно
начинают с изучения и рисования отдельных
кустарников, деревьев, сучьев, а затем
деревьев с частью двора, и только затем
рисуют пейзаж с дальним планом.
Кусты и деревья изображать
значительно сложнее, чем отдельные листья
и ветки, так как в них большое количество
деталей. Но, так же, как и при рисовании
листьев, цветов, плодов, рисунок куста
или дерева надо начинать с очерчивания
общей массы куста или дерева.
Чтобы лучше видеть общее очертание
куста, дерева и не увлечься изображением
отдельных листьев, сучьев, надо выбрать
точку наблюдения и изображения не ближе
двух – трех кратного их большего размера.
Такое расстояние от рисующего до натуры
позволяет видеть все в целом и вместе
с тем вычленять отдельные сучья, ветки
и листья. Обычно отдельные листья показываются
на переднем плане в освещенных местах
или по краям, где они выступают силуэтом.
3.1 Пейзаж
как жанр изобразительного искусства
Живопись пейзажа – одна из необходимых
видов работы в процессе подготовки художника-педагога,
важный раздел программы курса живописи.
Природа бесконечно разнообразна и прекрасна.
Солнечный свет и окружающая среда создают
неисчерпаемую гармонию красок. Все в
природе естественно, целесообразно, красиво.
Воздействие природы человека, глубокие
переживания и мысли, которые она вызывает,
способствовало появлению в изобразительном
искусстве этого жанра.
Живопись пейзаж представляет собой
одну из самых эмоциональных областей
изобразительного искусства. Своим эстетическим
воздействием данные произведения, также
как живопись натюрморт и портретная живопись
способны духовно обогатить человека.
Изображения, передающие характер родной
природы, в котором выражено эмоциональное
отношение к ней художника, является и
важным средством воспитания чувства
любви к Родине. Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагога.
Общение с природой является неизменным
источником вдохновения и зарождения
творческих замыслов. Но если художник
не изучает, а лишь фантазирует при изображении
каких-то явлений – это всегда звучит
фальшиво, производит неприятное впечатление
на зрителя. Глубина образа – результат
пристального изучения природы. Живопись
пейзаж учит тонко подмечать и передавать
цветовые особенности определенного состояния
природы, создавать полноценный эмоционально-действенный
колорит реалистического изображения.
Часто пейзаж служит фоном в живописных,
графических, скульптурных (рельефы, медали)
произведениях других жанров. Изображая
явления и формы природного окружения
человека, художник выражает и своё отношение
к природе, и восприятие её современным
ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает
эмоциональность и значительное идейное
содержание