Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в изображении пейзажа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 15:41, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: теоретически обосновать развитие пространственного мышления на уроках изобразительного искусства у младших школьников в изображении пейзажа Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста Определить содержание понятия «перспектива», «пейзаж», «пространственное мышление» Выявить основные возможности развития пространственного мышления у младших школьников
Содержание работы
Введение: 3 I. Глава. Психолого-педагогические проблемы развития пространственного мышления. 5 II. Глава Применение методики развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства 7 III Глава. Изображение пейзажа 11 Заключение 23 Список использованной литературы: 25
1. все ближние предметы
воспринимаются подробно, а удаленные
– обобщенно; для передачи пространства
контуры ближних предметов надо
делать резче, а удаленные резче.
2. все ближние предметы
воспринимаются четко, а удаленные
неопределенно; для передачи пространства
контуры ближних предметов надо
делать резче, а удаленных мягче.
3. на большом расстоянии
светлые предметы кажутся темнее,
а темные – светлее ближних;
для передачи пространства удаленные
светлые предметы надо слегка
притемнять, а темные – осветить.
4. все ближние предметы
обладают контрастной светотенью
и кажутся объемными, все дальние
– слабо выраженной светотенью
и кажутся плоскими; для передачи
пространства ближние предметы
надо изображать объемно, а дальние
плоско.
5. все удаленные предметы,
прикрываясь воздушной дымкой, приобретают
цвет этой дымки – фиолетовый,
синий, голубой или беловатый; для
передачи пространства надо ближние
предметы изображать ярко окрашенными,
а удаленные – бледными.
6. все ближние предметы
кажутся многоцветными, а удаленные
одноцветными; для передачи пространства
ближние предметы надо изображать
различными по цвету красками,
а удаленные одинаковыми.
Законы воздушной перспективы
помогают грамотно передать пространство,
однако этого мало: чтобы создать реалистический
пейзаж, надо овладеть приемами и средствами
изображения наиболее распространенных
природных форм, способами передачи различных
состояний природы.
3.3 Методика
рисования пейзажа
Для того чтобы педагогический
процесс имел коррекционную направленность,
необходимо в ходе обучения рисованию
учитывать особенности деятельности учащихся.
К числу умственных действий,
которые ученик выполняет на разных этапах
создания рисунка, следует отнести:
осмысление изобразительных
задач и конечного результата предстоящей
работы;
понимание различного рода
инструкций;
предварительное осмысление
особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры или образца);
планирование изобразительной
деятельности;
осуществление контроля за
своей работой;
самооценка изобразительной
деятельности и ее результатов.
Заключение
Общеобразовательный предмет
«Изобразительное искусство» постоянно
претерпевает изменения, которые определены
социальными процессами, происходящими
в обществе. Совершенствуется, обновляется,
пересматривается графическая подготовка
школьников с информационных и культурологических
позиций. Информатизация общества создала
предпосылки и обусловила необходимость
пересмотра целей, задач, содержания школьного
курса изобразительного искусства, что
обусловило разработку новых учебных программ по ИЗО.
Приоритетной целью художественного
образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира.
Формирование графической культуры
школьников неотделимо от развития образного
(пространственного), логического, абстрактного
мышления средствами предмета, что реализуется
при выполнении творческих работ. Курс
ИЗО у школьников формирует аналитические
и созидательные (включая комбинаторные)
компоненты мышления и является основным
источником развития статических и динамических
пространственных представлений обучающихся,
что дает им возможность успешного изучения
в дальнейшем курса «Черчение».
Процесс усвоения знаний включает
в себя четыре этапа: понимание, запоминание,
применение знаний по правилу и решение
творческих задач. Этапы связаны с деятельностью
по распознаванию, воспроизведению, решению
типовых и нетиповых задач, требующих
применения знаний в новых ситуациях.
Без последнего этапа процесс обучения
остается незавершенным. Такая деятельность
создает условия для развития креативных
качеств личности учащихся (способности
к длительному напряжению сил и интеллектуальным
нагрузкам, самостоятельности и терпения,
умения доводить дело до конца, потребности
работать в полную силу, умения отстаивать
свою точку зрения и др.). Результатом творческой
работы школьников является рост их интеллектуальной
активности, приобретение положительного
эмоционально-чувственного опыта, что
в результате обеспечивает развитие творческого
потенциала личности.
Список использованной литературы:
1. Анисимов Н. Н. и др. Учебное
пособие для техникумов, 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 2003 г.
- с. 368.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика.
- М.: Просвещение, 2004г. - с. 33-37.
3. Безрукова В. С. Педагогика.
Проективная педагогика. - Екатеринбург:
«Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.
4. Волков И. П. Приобщение
к творчеству. - М.: Просвещение, 2002 г.
- с. 59-64.
5. Возрастные и индивидуальные
особенности образного мышления
учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.
- М, 2004г. - с. 97.
6. Кадаяс Х.-М. X. Особенности
пространственного мышления учащихся
с художественными и математическими
склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2005г.
- с. 37.
7. Крутецкий В. А. Психология
- М, 2004 г. - с. 11-28.
8. Махмутов М. И. Современный
урок. Вопросы теории - М, 2002г. - с. 37-40.
9. Мацько Н. Д. «Развитие
пространственного мышления на
уроке композиции в художественной
школе».
10. Якиманская И. С. Развивающее
обучение. - М, 2003г. - с. 114.
11. Якиманская И. С. Развитие
пространственного мышления школьников.
М, 2005г. - с. 272.