Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в изображении пейзажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать развитие пространственного мышления на уроках изобразительного искусства у младших школьников в изображении пейзажа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста
Определить содержание понятия «перспектива», «пейзаж», «пространственное мышление»
Выявить основные возможности развития пространственного мышления у младших школьников

Содержание работы

Введение: 3
I. Глава. Психолого-педагогические проблемы развития пространственного мышления. 5
II. Глава Применение методики развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства 7
III Глава. Изображение пейзажа 11
Заключение 23
Список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая 32 гр..docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

1. все ближние предметы  воспринимаются подробно, а удаленные  – обобщенно; для передачи пространства  контуры ближних предметов надо  делать резче, а удаленные резче.

2. все ближние предметы  воспринимаются четко, а удаленные  неопределенно; для передачи пространства  контуры ближних предметов надо  делать резче, а удаленных мягче.

3. на большом расстоянии  светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные  светлые предметы надо слегка  притемнять, а темные – осветить.

4. все ближние предметы  обладают контрастной светотенью  и кажутся объемными, все дальние  – слабо выраженной светотенью  и кажутся плоскими; для передачи  пространства ближние предметы  надо изображать объемно, а дальние  плоско.

5. все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают  цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для  передачи пространства надо ближние  предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

6. все ближние предметы  кажутся многоцветными, а удаленные  одноцветными; для передачи пространства  ближние предметы надо изображать  различными по цвету красками, а удаленные одинаковыми.

Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.

 

3.3 Методика рисования пейзажа

Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся.

К числу умственных действий, которые ученик выполняет на разных этапах создания рисунка, следует отнести:

  • осмысление изобразительных задач и конечного результата предстоящей работы;
  • понимание различного рода инструкций;
  • предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры или образца);
  • планирование изобразительной деятельности;
  • осуществление контроля за своей работой;
  • самооценка изобразительной деятельности и ее результатов.

 

Заключение

Общеобразовательный предмет «Изобразительное искусство» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими в обществе. Совершенствуется, обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций. Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость пересмотра целей, задач, содержания школьного курса изобразительного искусства, что обусловило разработку новых учебных программ по ИЗО.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при выполнении творческих работ. Курс ИЗО у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся, что дает им возможность успешного изучения в дальнейшем курса «Черчение».

Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Такая деятельность создает условия для развития креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

 

 

Список использованной литературы:

1. Анисимов Н. Н. и др. Учебное  пособие для техникумов, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 2003 г. - с. 368.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2004г. - с. 33-37.

3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.

4. Волков И. П. Приобщение  к творчеству. - М.: Просвещение, 2002 г. - с. 59-64.

5. Возрастные и индивидуальные  особенности образного мышления  учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М, 2004г. - с. 97.

6. Кадаяс Х.-М. X. Особенности  пространственного мышления учащихся  с художественными и математическими  склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2005г. - с. 37.

7. Крутецкий В. А. Психология - М, 2004 г. - с. 11-28.

8. Махмутов М. И. Современный  урок. Вопросы теории - М, 2002г. - с. 37-40.

9. Мацько Н. Д. «Развитие  пространственного мышления на  уроке композиции в художественной  школе».

10. Якиманская И. С. Развивающее  обучение. - М, 2003г. - с. 114.

11. Якиманская И. С. Развитие  пространственного мышления школьников. М, 2005г. - с. 272.

 

 


Информация о работе Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в изображении пейзажа