Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:31, реферат
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом. Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм, который выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов. Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм – эти композиционные средства органически вплетены в произведения, формируют их образно эмоциональный строй.
Введение……………………………………………………………………..... | 3 |
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. | 4 |
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. | 6 |
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... | 11 |
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... | 16 |
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. | 26 |
Заключение……………………………………………………………………. | 36 |
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А………………………………………………………………… | 38 |
Приложение Б…………………………………………………………………. | 39 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ
РИТМИКА ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Курсовая работа
| Студент 0 курса (00 группа)специальности
«Дизайн»
Тамбов – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
1 Ритм как элемент
1.1
Понятие ритма……………………………………………
1.2 Понятие цвета……………………………………………
2 Создание художественного
образа в графическом дизайне……
2.1 Художественный образ
в графическом дизайне….……………….
Заключение…………………………………………………
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А……………………………………………
Приложение Б……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Наше восприятие окружающей
предметной среды всегда ассоциативно
в силу тесной связи различных
органов чувств, например зрения и
осязания. Эмоциональный строй композиции
определяется не только ассоциативным
характером восприятия ее структурных
предельных элементов – линии, формы,
цвета, тона и т.д. Главным в том
или ином образном строе композиции
является характер отношений между
этими предельными элементами, определяемый
средствами композиции: пропорциональностью,
масштабностью, ритмом, контрастом и
нюансом. Важнейшим средством
Во второй главе проводится краткий обзор теоретических трудов по проблемам художественного образа в дизайне. Рассматриваются сравнительные характеристики художественного образа в видах искусства и выявляются общие и специфические принципы формирования его в дизайне. Показывается закономерность чередования форм выражения художественного образа в дизайне в генезисе его развития. Определяется значимость понятия «художественный образ» в дизайне.
1. РИТМ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ
В теоретических основах композиции как один из главных разделов выделяются законы композиции. Существуют основные законы композиции, т. е. общие, объективные, которые вытекают из законов диалектики природы и общества. Например, композиционный закон контрастов действует на основе законов природы: закона света (свет, тень, цвет), закона единства и борьбы противоположностей, законов физиологии человека (физиология зрения и зрительного восприятия с учетом также действия закона света). Закон целостности — также на основе законов природы: законов света, законов физиологии зрения и особенностей зрительного восприятия человека (ясное зрение, избранность восприятия, влияние характера контрастов света и цвета).
Существуют также частные
законы композиции, действие которых
ограничивается рамками одного или
нескольких видов искусств. Действие
законов общества в частном композиционном
законе проявляется в характере
и жизненности художественного
образа, через передачу в образе
характерного и типического, эстетического
отношения художника к
Очевидно, что законы композиции нельзя считать догмой, чем-то надуманным, ибо они основываются на анализе широкого арсенала композиционных форм в произведениях искусства, но знание этих законов необходимо художнику. Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными правилами композиции
являются ритм, выделение сюжетно-
Композиция - важнейший организующий
компонент художественной формы, придающий
произведению единство и цельность,
соподчиняющий его элементы друг
другу и всему замыслу
1.1 ПОНЯТИЕ РИТМА
Ритм в жизни и в
искусстве проявляется через
большую или меньшую
Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции.
Понимая ритм как организующее
начало, Е. А. Кибрик пишет: «Ритмическая
основа композиции выражает внутреннюю
закономерность идейного замысла художника.
Эта особая закономерность присутствует
в каждом идейном замысле, и умение
найти соответствующий ему
Ритм — это не только
организующее начало в композиции,
но и эстетическое. Именно через
него сообщаются произведению поэтические,
музыкальные свойства, неотделимые
от художественности». К вышесказанному
можно сделать некоторые
Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.
Ритм в удачной композиции
одновременно расчленяет компоненты произведения
(проявляется действие закона контрастов)
и объединяет их. Это указывает
на связь ритма с композиционным
законом цельности. Таким образом,
суть понятия «ритм» заключается
в чередовании элементов
Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой: «Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Отступление от правильного периодического чередования создает нарушения единообразия и монотонности».
Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.
Искусство Древней Греции,
хорошо усвоившее явление ритма
и симметрии, сделало шаг вперед
по сравнению с искусством Египта.
Изображение человека в более
естественных позах, в более активных
движениях позволило
Если в искусстве Древней Греции главным объектом был человек, изображенный объемно, в активном движении, то в средневековом искусстве художник вынужден был под давлением религиозных догм отказываться от передачи свободно движущихся в реальном пространстве фигур. Но явление ритма сохраняется и в этом искусстве. Например, в иранской миниатюре композиция строилась на ритмической основе. Часто изображались растительные формы, извивающиеся стебли, которые образовывали изысканные ритмические мотивы.
В эпоху Возрождения передача
ритма считалась одной из трех
главных задач композиции. Эти
три задачи композиции — перспектива
(трехмерное пространство), ритмическое
расчленение плоскости и точка
зрения — впервые были осознаны
художниками раннего
В этом плане решал задачи композиции Джотто. Пример тому — фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии». В «Оплакивании Христа» люди и пейзаж изображены в нескольких пространственных планах. Ритмическое решение композиции позволяет выявить зрительный центр (голова лежащего на земле Христа).
В XV веке приемы и правила
композиции наиболее последовательно
и успешно разрабатывали
Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли полной зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Уже в раннем произведении Рафаэля «Обручение Марии» проявились черты, ставшие типичными для ренессансной композиции: сочетание линий, пластики, тона и ритма для выражения содержания.
Правила композиции, которые
разрабатывали мастера эпохи
Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются
в арсенале искусства, а ритмике
придается еще большее
Художники XVII -XVIII столетий стали
свободнее оперировать
В XVII веке особо важную роль
в композиционных решениях стали
играть светотень и цвет. Ярким
примером могут служить многие произведения
Рембрандта, в частности «Ночной
дозор» и «Возвращение блудного сына».
В композициях, где большую роль
играли эффекты света и тени, роль
ритма не снижалась, напротив, он усиливал
эмоциональное воздействие
Представители академического
направления в искусстве XIX века,
несмотря на ограничительные рамки
этого течения (в частности, в
области содержания и правил композиции),
также обращали серьезное внимание
на композицию с участием геометрических
схем, иллюзорных контрастов тона и
цвета в обрисовке фигур, расположенных
в определенном ритмическом порядке.
Однако недостаточно жизненное академическое
искусство ослабляло
В наиболее выразительных композициях романтического направления ритм действует значительно сильнее и способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, достижению ее целостности (например, «Мирабо в Национальном собрании» Э. Делакруа).