Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:31, реферат
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом. Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм, который выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов. Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм – эти композиционные средства органически вплетены в произведения, формируют их образно эмоциональный строй.
Введение……………………………………………………………………..... | 3 |
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. | 4 |
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. | 6 |
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... | 11 |
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... | 16 |
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. | 26 |
Заключение……………………………………………………………………. | 36 |
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А………………………………………………………………… | 38 |
Приложение Б…………………………………………………………………. | 39 |
Причислению изделия дизайна к произведению искусства более всего способствуют наиболее яркие свойства художественной выразительности – метафоричность, ассоциативность, парадоксальность и т.д.
Во всех видах искусства
художественные образы имеют свойства
статики и динамики (развития и
перевоплощения во времени). Образы же
не исторических, а ныне действующих
функциональных структур развиваются
и меняются во времени, обогащаются,
иногда усложняются или упрощаются.
В дизайне, как и в архитектуре,
каждая новая функциональная структура
приводит к созданию нового образа.
Поэтому специфика
В высказываниях В.И. Тасалова, К.А.Кондратьевой, А.В. Иконникова, Г.И. Ревзина, А.А. Грашина, Е.В. Жердева, Э. Кассирера, Е.Н. Лазарева и т.д. о роли истории в развитии дизайна отражается общее мнение, что содержание художественного образа в изделиях разных стилей не только зависит от развития науки и техники, но и меняется с периодичностью смены мировоззрения данного периода времени.
Истоки и корни дизайна находятся в истории развития материальной и духовной (образной) среды. Каждая историческая эпоха, создавая свой стиль, возвращается к исстари завещанным образам, их комбинациям, предлагая лишь наполнение новым понимание жизни. Можно выделить несколько часто повторяющихся форм выражения художественного образа утилитарных изделий, дающих возможность причислить их к тому или иному стилю – мифологический, антропоморфный, зооморфный, флороморфный, эмоционально-идеологический, культурологический, конструктивный, функциональный. Изучение периодически повторяющихся форм выражения художественного образа в исторической ретроспективе стилевого развития позволяет вывести следующую их зависимость:
- интерьеры египетских
храмов возвеличивались над
- осознание величия человека,
внесение в реальную жизнь
модели совершенного человека
получило выражение в
- выражение идеалов «надмирной»
реальности направляло зодчих
Средневековья к поиску
- частичное использование
антропоморфизма античности
-открытие технических
возможностей преобразования
В последние годы в литературе
по дизайну все чаще встречаются
суждения теоретиков и практиков, которые
считают, что реализация основного
лозунга «функционализм» в
В действительности, углубляясь
в генезис отношения искусства
и материального мира, мы обнаруживаем
все более и более тесную связь
между «художественным» и «техническим».
Со временем, постепенно наращивая
совершенство эстетических качеств, утилитарные
изделия в некоторых случаях
стали достигать подлинно художественной
выразительности. Современная ситуация
создала условия, способствующие активизации
исследовательской работы над изучением
художественного образа культурно-бытовых
изделий, определением его генезиса
во времени, анализом средового пространства
с позиций динамики развития формообразного
выражения единичных объектов и
их эмоционально-содержательного
Рассматривая связь искусства
с материальным миром, мы видим, что
она зависит от социальных условий
и выражается в художественно-образном
единстве средообразующих элементов.
Выявленная зависимость генезиса материального
мира и искусства, отражающаяся в
данном единстве, показывает закономерность
чередования преобладающих форм
выражения художественного
Анализ художественно-
Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.
Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.
Начать нужно, прежде всего
с сущности искусства вообще. Искусство
— это специфическая область
человеческой деятельности, через которую
познается объективная
Художественный образ
— это такой сплав
«Образ — это конкретная
и в то же время обобщенная картина
человеческой жизни, созданная при
помощи вымысла и имеющая эстетическое
значение» — так определяет Л.
И. Тимофеев образ в литературном
творчестве. Но такое определение
вполне подходит и для других искусств,
в том числе и для
Степень проявления каждого из этих свойств в каждом отдельном образе различна. В одном образе сильнее выступает обобщение, в другом эстетическое, лирическое, в третьем они имеют одинаково важное значение. Раскроем кратко эти основные свойства художественного образа.
Важнейшим свойством, чертой художественного образа является его определенность (индивидуальное, характерное). Художник изображает действительность в живых картинах, через показ конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного жизненного явления или целых групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а, наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Ф. Энгельс, характеризуя индивидуализацию в художественном произведении, писал: «… каждое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель, да так оно и должно быть» (Маркс К., Энгельс).
Характерное или индивидуальное свойственно каждому отдельному человеку, предмету, явлению и т. д. Характерное, индивидуальное — это то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого же рода, одно дерево от другого дерева этой же породы. Безусловно также и то, что у каждого человека, предмета, дерева и т. д., кроме характерных черт, имеются и второстепенные и даже случайные черты. При отборе характерного они отбрасываются.
Эстетически-эмоциональное
всегда заключено в природе
Рациональное, разумное при создании образа не только позволяет осознать, проанализировать чувство, чувственное, эмоциональное, понять эстетическое, но и постоянно проявляется в работе художественного мышления и творческого воображения. Материал чувственного познания переосмысливается в соответствии с мировоззрением художника и конкретно
в связи с определенным замыслом при создании конкретного художественного образа.
Эмоции сопровождают деятельность человека любой профессии. В. И. Ленин писал, что «без „человеческих эмоций“ никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Однако эмоциональность в искусстве отличается особым качеством. В искусстве она не привходящий элемент образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль.
Эстетическое — это
одна из главных черт, качеств, свойств,
присущих художественному образу. Без
эстетического не может существовать
настоящее искусство, так как
цель искусства состоит в том,
чтобы эстетически осмысливать,
познавать объективную
Эстетические отношения художника, как и человека вообще, к действительности в наиболее обобщенном виде раскрываются и выступают в эстетических категориях. Эти отношения многогранны, как разнообразна и неисчерпаема общественно-историческая практика. В процессе этой практики развиваются и формируются эстетические потребности и способности человека, эстетическая оценка явлений объективного мира. В эстетических категориях проявляются и закрепляются известные закономерности, действующие во всем многообразии эстетических отношений человека к действительности.
Эстетические отношения
человека, в том числе и художника,
раскрываются в таких основных категориях
эстетики, как прекрасное и возвышенное,
трагическое и комическое. Прекрасное
— основная категория эстетики,
и ни одно эстетическое явление не
может быть раскрыто в отрыве от
прекрасного. Без раскрытия сущности
прекрасного не могут быть до конца
поняты ни общие законы искусства, ни
природа искусства. Марксистско-ленинская
эстетика утверждает, что категория
прекрасного носит общественно-