РИТМИКА ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом. Важнейшим средством упорядочения элементов композиции в единую систему является ритм, который выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов. Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм – эти композиционные средства органически вплетены в произведения, формируют их образно эмоциональный строй.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..... | 3 |
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. | 4 |
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. | 6 |
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... | 11 |
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... | 16 |
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. | 26 |
Заключение……………………………………………………………………. | 36 |
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А………………………………………………………………… | 38 |
Приложение Б…………………………………………………………………. | 39 |

Файлы: 1 файл

ритмика цвета.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Причислению изделия дизайна  к произведению искусства более  всего способствуют наиболее яркие  свойства художественной выразительности  – метафоричность, ассоциативность, парадоксальность и т.д.

Во всех видах искусства  художественные образы имеют свойства статики и динамики (развития и  перевоплощения во времени). Образы же не исторических, а ныне действующих  функциональных структур развиваются  и меняются во времени, обогащаются, иногда усложняются или упрощаются. В дизайне, как и в архитектуре, каждая новая функциональная структура  приводит к созданию нового образа. Поэтому специфика художественного  образа в дизайне заключается  в динамике его развития. Базируясь  на открытиях, изобретениях дизайн обогащает, меняет или создает новый образ  изделия. Тенденция осмысления средового  пространства через синтез науки  и искусства дала понятие утилитарного изделия как явления культуры и определение дизайна как  нового вида искусства. Определение  дизайна как творчества, направленного  на моделирование жизненных ситуаций, является обязательным условием создания целостного гармоничного объекта культурно-бытовой  среды. История развития культурно-бытовых  изделий и опыт создания человеком  объектов предметного мира позволяют  показать изменения роли образа как  способа организации формы в  соотнесении с другими категориями  и средствами композиции, раскрыть динамику образных взаимоотношений  и их роль в формообразовании среды. Систематизация искусства отожествляется Г.И. Ревзиным с историей через генеалогию, динамику, логику и будущее. Иконография  же мыслится как набор схем, более  или менее устойчивых в различные  эпохи (6).

В высказываниях В.И. Тасалова, К.А.Кондратьевой, А.В. Иконникова, Г.И. Ревзина, А.А. Грашина, Е.В. Жердева, Э. Кассирера, Е.Н. Лазарева и т.д. о роли истории  в развитии дизайна отражается общее  мнение, что содержание художественного  образа в изделиях разных стилей не только зависит от развития науки  и техники, но и меняется с периодичностью смены мировоззрения данного  периода времени.

Истоки и корни дизайна  находятся в истории развития материальной и духовной (образной) среды. Каждая историческая эпоха, создавая свой стиль, возвращается к исстари  завещанным образам, их комбинациям, предлагая  лишь  наполнение новым понимание  жизни. Можно выделить несколько  часто повторяющихся форм выражения  художественного образа утилитарных  изделий, дающих возможность причислить их к тому или иному стилю –  мифологический, антропоморфный, зооморфный, флороморфный, эмоционально-идеологический, культурологический, конструктивный, функциональный.  Изучение периодически повторяющихся форм выражения художественного образа в исторической ретроспективе стилевого развития позволяет вывести следующую их зависимость:

- интерьеры египетских  храмов возвеличивались над человеком:  идея вечности, сверхчеловеческого  спокойствия усиливались при  использовании мифологических образов  в изготовлении утилитарных изделий;

- осознание величия человека, внесение в реальную жизнь  модели совершенного человека  получило выражение в антропоморфных  образах элементов, формирующих  интерьеры античной Эллады;

- выражение идеалов «надмирной»  реальности направляло зодчих  Средневековья к поиску сильных  выразительных средств путем  переноса эмоционально-идеологического  смыслового содержания в принципы  формообразования средовых элементов;

- частичное использование  антропоморфизма античности эпохами  ренессанса, Классицизма, Ампира  можно считать привнесением культурологических  образов прошлого материального  мира в социальные условия  данных эпох;

-открытие технических  возможностей преобразования среды  привело на первых этапах к  поклонению перед техномиром  и возведению «техно» в ранг  кумира, что дало толчок к возникновению  «всесильного конструктивного»  образа в утилитарных изделиях. Техническая эволюция многих  утилитарных изделий на первых  этапах своего развития имела  доминирующий характер преобладания  конструкторско-технологической идеологии  над художественной выразительностью.

В последние годы в литературе по дизайну все чаще встречаются  суждения теоретиков и практиков, которые  считают, что реализация основного  лозунга «функционализм» в условиях высокоразвитого промышленного  производства с неизбежностью приводит к созданию монотонного однообразия  жизненной среды (В.И. Тасалов, А. Пунин, Г.Л. Демосфенова, В.Ф. Сидоренко) (7,8,9).

В действительности, углубляясь в генезис отношения искусства  и материального мира, мы обнаруживаем все более и более тесную связь  между «художественным» и «техническим». Со временем, постепенно наращивая  совершенство эстетических качеств, утилитарные  изделия в некоторых случаях  стали достигать подлинно художественной выразительности. Современная ситуация создала условия, способствующие активизации  исследовательской работы над изучением  художественного образа культурно-бытовых  изделий, определением его генезиса во времени, анализом средового пространства с позиций динамики развития формообразного выражения единичных объектов и  их эмоционально-содержательного аспекта. Все это необходимо для определения  понятия принципов организации  пространственных взаимосвязей в материальном мире и выявления ритма в чередовании  форм выражения художественного  образа утилитарных изделий  в  истории их развития.

Рассматривая связь искусства  с материальным миром, мы видим, что  она зависит от социальных условий  и выражается в художественно-образном единстве средообразующих элементов. Выявленная зависимость генезиса материального  мира и искусства, отражающаяся в  данном единстве, показывает закономерность чередования преобладающих форм выражения художественного образа: мифологических, антропоморфных, зооморфных, флороморфных, конструктивных, функциональных и т.д. Смена и распределение  в средовом пространстве проектируемого художественно-образного содержания составляет диаграмму, показывающую ритмичное чередование этих форм в рамках истории. Необходимость определения направления в развитии дизайна утилитарных изделий диктует сам художественный образ как структурная ячейка культурно-эстетических ценностей материального мира.

Анализ художественно-образного  содержания утилитарных изделий  в генезисе исторических стилей необходим  для определения перспектив развития художественно-содержательной стороны  в проектном поиске средообразующих  элементов. Данная методика способствует развитию образного мышления будущего дизайнера и помогает найти некоторые  ориентиры, определяющие его профадекватность. Для того чтобы дизайнер мог создать  объект, способный нести художественную информацию в мир вещей, ему необходимо иметь хорошо развитое образное мышление. Проблема развития образного мышления решается через аналитические исследования параллельности движения в материале  речи (В.И. Батов, Е.Ю. Артемьева, В.М. Гордон, Е.В. Черневич, Б.Д. Эльконин и т.д.) и  в материале образных конструкций. В своих трудах Д.Д. Благой отмечает, что данные исследования в силу недостатка методологических средств дали пока еще скромные результаты, но весьма перспективные.

Художественный образ, так  же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного  образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного  значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают  и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.

Для того чтобы правильно  понимать и глубже усваивать теоретические  основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного  образа.

Начать нужно, прежде всего  с сущности искусства вообще. Искусство  — это специфическая область  человеческой деятельности, через которую  познается объективная реальность. Познание это осуществляется в специфической  для искусства форме, в форме  художественных образов.

Художественный образ  — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и  отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина  человеческой жизни, созданная при  помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение  вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это  определение, то можно увидеть, что  художественный образ характеризуется  несколькими важными чертами  или свойствами. Ими являются: 1) наличие  индивидуального, характерного.  2) наличие  общего, типического.  3) наличие эстетического  отношения художника (писателя) к  отображаемому.  4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и  художественного понимания, включающего  в себя как наглядно-образное, так  и абстрактно-теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в  художественном образе).  Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного  образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как  новизна, объективность и субъективность.

Степень проявления каждого  из этих свойств в каждом отдельном  образе различна. В одном образе сильнее выступает обобщение, в  другом эстетическое, лирическое, в  третьем они имеют одинаково  важное значение. Раскроем кратко эти  основные свойства художественного  образа.

Важнейшим свойством, чертой художественного образа является его  определенность (индивидуальное, характерное). Художник изображает действительность в живых картинах, через показ  конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного  жизненного явления или целых  групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие  в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а, наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Ф. Энгельс, характеризуя индивидуализацию в художественном произведении, писал: «… каждое лицо — тип, но вместе с  тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель, да так оно и должно быть» (Маркс  К., Энгельс).

Характерное или индивидуальное свойственно каждому отдельному человеку, предмету, явлению и т. д. Характерное, индивидуальное — это  то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого же рода, одно дерево от другого дерева этой же породы. Безусловно также и то, что у каждого человека, предмета, дерева и т. д., кроме характерных  черт, имеются и второстепенные и  даже случайные черты. При отборе характерного они отбрасываются.

Эстетически-эмоциональное  всегда заключено в природе художественного  образа. Однако было бы неверным утверждать, что, в виду огромной роли эмоционального начала в образе, искусство оперирует  одними человеческими чувствами. В  природе художественного образа заключено не только эстетически-чувственное, но и рациональное. Причем эмоциональное  и рациональное, чувственное и  разумное в образе нерасторжимы; мысль  выражается через эмоцию, чувство  несет мысль.

Рациональное, разумное при  создании образа не только позволяет  осознать, проанализировать чувство, чувственное, эмоциональное, понять эстетическое, но и постоянно проявляется в  работе художественного мышления и  творческого воображения. Материал чувственного познания переосмысливается  в соответствии с мировоззрением художника и конкретно

в связи с определенным замыслом при  создании конкретного  художественного образа.

Эмоции сопровождают деятельность человека любой профессии. В. И. Ленин  писал, что «без „человеческих эмоций“  никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания  истины». Однако эмоциональность в  искусстве отличается особым качеством. В искусстве она не привходящий  элемент образа, а необходимая  часть его содержания, органично  окрашивающая и выражающая заключенную  в нем мысль.

Эстетическое — это  одна из главных черт, качеств, свойств, присущих художественному образу. Без  эстетического не может существовать настоящее искусство, так как  цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмысливать, познавать объективную реальность и вызывать у человека эстетическое чувство.

Эстетические отношения  художника, как и человека вообще, к действительности в наиболее обобщенном виде раскрываются и выступают в  эстетических категориях. Эти отношения  многогранны, как разнообразна и  неисчерпаема общественно-историческая практика. В процессе этой практики развиваются и формируются эстетические потребности и способности человека, эстетическая оценка явлений объективного мира. В эстетических категориях проявляются и закрепляются известные закономерности, действующие во всем многообразии эстетических отношений человека к действительности.

Эстетические отношения  человека, в том числе и художника, раскрываются в таких основных категориях эстетики, как прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое. Прекрасное — основная категория эстетики, и ни одно эстетическое явление не может быть раскрыто в отрыве от прекрасного. Без раскрытия сущности прекрасного не могут быть до конца  поняты ни общие законы искусства, ни природа искусства. Марксистско-ленинская  эстетика утверждает, что категория  прекрасного носит общественно-исторический характер, что прекрасное неотделимо от нравственного. Искусство — особая и специфическая область прекрасного. Если в жизни есть явления и  прекрасные, и безобразные, то в искусстве  прекрасно все. Искусство и безобразное  — понятия несовместимые. Однако это не означает, что искусство  воспроизводит одни только прекрасные явления действительности. Оно отображает все многообразные явления жизни  — прекрасные и безобразные, трагические  и комические, возвышенные и низменные. Если прообразы, прототипы могут  вызвать отвращение, то образы искусства  всегда прекрасны.

Информация о работе РИТМИКА ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ.