Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:12, дипломная работа
задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.
Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81
Как говорил Моисеев: «Трудно переоценить необходимость знания фольклорного творчества, ведь, освоив то, что накоплено, балетмейстер может использовать это богатство в постановках на современную тему. При сценической обработке пляски приходится многое додумывать, досочинить, идти от едва намеченного рисунка к развернутой композиции. Здесь для балетмейстера важно раскрыть потенциальные возможности движенческого и композиционного начал первоисточника». [21, 45]
Для развития движенческого материала в танце существует несколько балетмейстерских приемов, которыми, кстати, с успехом пользуются сами носители и исполнители фольклора. Их вполне можно применять при сценической обработке:
Первый прием — развитие какого-либо элемента в танце за счет изменения ритма его исполнения.
Второй прием — развитие какого-либо элемента за счет изменения направления движения. Взять хотя бы простые шаги. Сделайте несложную комбинацию — шесть шагов вперед, начиная с правой ноги. Затем — шаг правой ноги вправо; приставьте левую ногу к правой в исходную позицию. Повторите комбинацию.
Третий прием — развитие какого-либо элемента за счет присоединения к нему нового элемента. Рассмотрим такой пример на материале, опять же, простого шага: четыре шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги. Затем — два "тройных притопа" (первый с правой ноги, второй с левой) и т. д.
Четвертый прием — развитие какого-либо элемента за счет изменения характера исполнения, например, с "простых шагов" постепенно перейти на "шаркающие шаги", а затем также постепенно — на "дробные шаги".
Подобных приемов развития
движенческого материала
Расскажем коротко об
одном примере сценической
Для сценического варианта "Василька" постановщик мог взять любое количество троек. Посовещавшись, решил остановиться на трех тройках, и не случайно. Три тройки, девять исполнителей (три юноши, шесть девушек) — такой состав позволял сделать более интересным, неординарным композиционное решение номера.
Танец начинала одна тройка. Затем она приглашала другую. Шло соло второй тройки. После этого первая и вторая тройки танцевали вместе, и происходила финальная общая пляска всех троек. После того как была найдена схема-структура номера, перед постановщиком встал вопрос поиска выразительных средств (движений, композиционных рисунков, переходов, манеры исполнения) для каждой тройки в отдельности и в целом для всей пляски.
Ища эти средства, постановщик постоянно сверял свою фантазию с первоисточником, старался не отходить от него далеко. Опираясь на местный фольклорный материал, используя традиционные балетмейстерские приемы развития, он дополнял, обогащал фольклорный вариант опытом профессиональной сценической народной хореографии. В результате получилась удачная сценическая обработка, которая понравилась местному населению. Такой результат достигается лишь при бережном отношении к областным особенностям русского танца, как в движениях, так и в рисунках, костюмах, оформлении. Так работают балетмейстеры липецкого «Раздолья», Орловской «Радуги», пензенских «Вензелей», Архангельской детской «Дружбы» и «Таусеня» из Березовска, Белгородской «Везелицы» и многих других коллективов. Здесь иногда, даже, трудно провести грань между обработкой и стилизацией, которая подразумевает, с нашей точки зрения, гораздо большую свободу в выборе пластических, пространственных и выразительных средств в создаваемых танцевальных произведениях, более вольное обращение с самобытным материалом. При этом, сохраняется своеобразный дух, характер, смысл оригинального источника, не портится «вкус его воды» до неузнаваемости.
Собственно стилизацию русского народного танца представляет собой другая репертуарная группа. В ней также трудно определить четкие грани, но можно сегодня говорить о неких общих тенденциях. Самая распространенная - постановки на музыку современных аранжировок фольклорных мелодий. От недостатка музыкального материала хореографы буквально «накинулись» на подобный репертуар, зазвучавший в эфире. Количество танцевальных композиций на музыку «Ах, заинька» или «Здорово, Кострома» перевалило все мыслимые пределы.
В этом направлении есть отдельные удачи, но стремление к такому осовремениванию русского танца чаще напоминает композиции мюзик-холла и варьете. Не умаляя безусловных прав этих развлекательных жанров, хотелось бы в кругу специалистов поразмышлять о значении таких номеров для собственно сценического развития и пропаганды русского народного танца. Как и где нам провести грань между истинным и наносным, подлинным и чуждым, между современным национальным хореографическим языком и дешевыми подделками под него?
Умные, грамотные стилизации мы видим сегодня в репертуаре екатеринбургской детской «Улыбки». Русские танцы в исполнении этих ребят органичны и современны, свежи и непосредственны. Этот вывод подтвержден и итогами упоминавшегося фестиваля «Здравствуй, мир!» Согласно опросам почти сорока руководителей лучших коллективов — лауреатов, самый высокий рейтинг среди них получили «Улыбка» и санкт-петербургская «Россияночка». Более эстрадными, если можно так выразиться, выглядят постановки ансамбля «Иван да Марья» из Барнаула. Здесь, как и во многих сибирских коллективах ощущается влияние творчества Михаила Годенко. Талантливо сделанные по принципам мастера композиции захватывают зрителя. Опасность кроется в постоянной повторяемости, когда номера в репертуаре становятся похожими один на другой.
В Архангельске функционирует прекрасный любительский ансамбль песни и танца с поэтическим названием "Сиверко". В его репертуаре есть несколько отличных, по-настоящему фольклорных северных песенно-танцевальных композиций, которые поставлены Борисом Ивановичем Даниловым ("Поморские хороводы", "Проводы Ломоносова", "Плясовуха").
Мы убеждены, что любительская сцена сегодня является флагманом в этом процессе. Здесь работают балетмейстеры — профессионалы, ищущие, заинтересованные, творчески одержимые. Что касается, так называемых «льняных» номеров, исполняемых, как правило, босиком, в белых или серых полотняных одеждах, то их немалое количество в репертуаре коллективов, с нашей точки зрения, не переходит в качество. Такое обобщение в костюме и пластике, думается, должно вести к философскому обобщению образов, что требует необыкновенной глубины в выборе и постижении музыки, темы композиций, интересных находок в движениях и рисунке.
Таким образом, проследив историю развития, рассмотрев все формы и виды русской пляски и изучив основные законы её построения, мы перешли к созданию хореографического произведения. В основе моей практической работы лежит массовая пляска, в которой чётко видны все основные законы её построения. В моём номере исполнители танцуют в парах - один против другого, а также пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя моего номера есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.
За многие века массовый пляс не изменил своего названия и своего содержания, лишь частично изменилась лексика, характер манера исполнения. Массовый пляс и в наше время широко распространен в народе. Он исполняется под те же мелодии, что и перепляс и одиночная пляска, пляшут его всегда в быстром темпе, задорно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский народный танец — это великое богатство, которое на протяжении многих столетий создавал и обогащал народ. Танец впитывал лучшие черты характера русского человека - широту души, сердечность, гостеприимство, удаль, нравственность и многие другие положительные качества. Хотя необходимо заметить, что исполнители, как в быту, так и на сцене показывали не только одни положительные стороны характера русского человека. Но в этом всегда была позиция: высмеивались человеческие пороки и утверждались смелость, мужество, гордость. В танце царила любовь и уважение к людям, в них добро всегда побеждало зло!
Рожденные в 30-ые годы многочисленные ансамбли, народные хоры, огромное число любительских коллективов и плеяда мастеров-хореографов русского танца дали ему большую творческую дорогу и возможность завоевать любовь и уважение у зрителей. Наш современник Игорь Александрович Моисеев пишет в своей книге: «не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».
Русский танец сегодня
необыкновенно популярен у
Наши современники, выдающиеся хореографы, известные всему миру постановщики русского танца Игорь Моисеев, Надежда Надеждина, Татьяна Устинова, Мира Кольцова, Ольга Князева, Михаил Чернышев и другие создали высокохудожественные произведения, выстраданные ими и опирающиеся на глубокие знания русского танцевального фольклора и на их талант, помноженный на огромную любовь к русскому народу, к русскому танцу. Их постановки близки современному зрителю, они волнуют его и принимаются всеми возрастными группами, как свое, им всем понятное, искусство. Все их произведения без всяких скидок являются современным искусством, ибо в этих талантливых произведениях есть чувства, мысли и сама жизнь художника и современного артиста-исполнителя.
Движение в искусстве, а русский танец — это великое народное искусство, процесс сложный, ответственный и длительный, требующий от хореографов не только глубоких знаний русского народного танца, но и большой любви к нему. Любое обогащение русского народного танца должно быть оценено и принято народом, он имеет свои богатые традиции, свою школу и прекрасный сценический опыт, которые надо знать и отталкиваясь от них использовать разнообразные формы и методы сценизации русской пляски, что приведёт к более яркому профессиональному созданию хореографического произведения.
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ.
Информация о работе Русская пляска как вид народного художественного творчества