Русское искусство второй половины ХIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцатый век - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Города стали основными культурными центрами. Искусство развивалось на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имело ярко выраженный национальный характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..….4
Общая характеристика русской живописи второй половины
ХIX века……………………………………………………………...7
Анализ живописи «передвижников» ……………………………..14
Заключение……………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………32
Приложения…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовик искусство.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Получив в начале 60-х годов ярко выраженную критическую направленность, передовое русское искусство  XIX в. было проникнуто ощущением неблагополучия жизни, чувством необходимости и неизбежности коренных социальных преобразований. Оно говорило об этом прямо, изображая зло социальной несправедливости в заостренной публицистической форме, или косвенно, показывая тяжесть страдания и величие скорбной думы «не о своем горе», противопоставляя застойным формам современной жизни преобразующую мощь переломных исторических эпох. Но так или иначе социальные проблемы оказывались в центре внимания передового русского искусства, утвердившегося на платформе реализма, который получил в советской искусствоведческой литературе наименование критического или демократического.

Утверждение реализма в искусстве  проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.  
     Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям - раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, - они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному  развитию  России.

Изменения в экономической и  политической  жизни  после  падения  крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание  в  рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со  всей  остротой  поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде  рост числа сельских  и  городских  школ.  Промышленность,  транспорт  и  торговля проявляли все более широкий  спрос  на  специалистов  со  средним  и  высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции.  Культура России  второй  половины  XIX  -  начала  XX  века  впитала   художественные традиции, эстетические и моральные идеалы  "золотого  века"  предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной  жизни  Европы  и  России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека  XX  столетия.  Они требовали нового осмысления  социальных  и  нравственных  проблем.  Все  это приводило к  поиску  новых  изобразительных  методов  и  средств.  В  России  сложился   своеобразный   историко-художественный   период,   который    его современника назвали "серебряным веком" русской культуры. 
Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе  за  освобождение  человека, за социальное переустройство всего общества.

В  первой главе курсовой работы рассмотрена характеристика русского искусства и живописи второй половины девятнадцатого века, его  роль в искусстве России, жанры искусства этого этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ живописи «передвижников»

    

 

Несомненно, что возникновение  общества Товарищества передвижных художественных выставок произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социального значения. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.  
Артель еще существовала, когда возникла мысль организовать Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Инициатором создания Товарищества, как известно, выступил в 1869 году Г.Г.Мясоедов.

Самыми яркими представителями  товарищества были:

- Пейзажная живопись: И. Левитан (Весна. Большая вода – Приложение 1), А. Куинджи (Лунная ночь на Днепре – Приложение 2)  и др.

- Портретная живопись : В. Серов (Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович) – Приложение 3), И Крамской (Портрет писателя Льва Николаевича Толстого – Приложение 4).

- Историческая живопись:  В. Якоби (9-е Термидора - Приложение 5 )

- Жанровая живопись: В.Перов  (Охотники на привале – Приложение 6)

Идея создания Товарищества передвижных  выставок обещала многое. Возможность  приобрести необъятную народную аудиторию  становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась  в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.  
Никогда идея "искусство для искусства" не презиралась с такой страстной убежденностью и последовательностью, как в это время. Стремление приблизить искусство к народу для художников 60-70-х годов было теснейшим образом связано с идейно-воспитательными задачами. Деятельность художника понималась ими как общественное служение, как патриотический долг художника-гражданина. И сюжеты, и язык своих произведений художник стремился сделать доступными каждому. Передовым русским художникам-демократам в высокой степени было свойственно понимание того, что творчество их должно быть обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России. Осознание своей ответственности за развитие художественной культуры не только в центре, но и на периферии сказалось в дальнейшем на многих сторонах деятельности Товарищества — в широком диапазоне передвижения, в характере педагогической работы, в заботе об открытии музеев на местах, в многочисленных и дружеских связях с художниками Украины, Закавказья, Прибалтики. Именно перспектива широкой популяризации по всей России произведений искусства, правдиво отражающих действительность, ставящих коренные вопросы русской жизни, убежденность в общественной полезности этого дела дала организаторам Товарищества мужество предпочесть передвижную форму стационарной, хотя трудности нового начинания были для них ясны. Вопреки этим трудностям Товарищество выдержало испытание почти пятидесятилетнего существования. Однако для того чтобы эта идея овладела умами и сердцами передовых художников, для того чтобы она превратилась в дело, нужны были определенные предпосылки, и эти предпосылки действительно наметились и определились в течение 1870-х годов.

Начальный этап деятельности Товарищества можно условно ограничить первыми  пятью выставками, то есть с 1871 по 1878 год. Это были трудные, но плодотворные годы — годы расширения сферы публичных  выступлений Товарищества, закрепления его идейных и творческих позиций, привлечения к объединению наиболее прогрессивных художественных сил. В этот период выкристаллизовывается основное ядро передвижников — "коренников", игравших в дальнейшем в течение длительного времени ведущую роль в Товариществе. С точки зрения творческой, о чем конкретно речь пойдет ниже, этот отрезок времени связан с рядом очень существенных процессов. В изобразительном искусстве проявились основные закономерности, свойственные развитию современной передвижникам русской культуры в целом. В творчестве передвижников эти процессы проявились с достаточной отчетливостью. В первые годы создавались предпосылки для той роли, которую Товарищество с большим успехом осуществляло на последующих этапах, когда оно как в фокусе сосредоточило в себе идейные и творческие устремления не только русских художников, но и художников национальных окраин России.  
С первых лет своего существования Товарищество становится центром притяжения демократических художественных сил. Так, например, в период между первой и шестой выставками Товарищество привлекало в свои ряды сначала в качестве экспонентов, а затем и членов В.М.Максимова, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко, В.М.Васнецова, В.Е.Маковского, А.И.Куинджи и ряд других. В приеме новых членов руководители организации следовали правилам Устава, иногда обнаруживая, однако, известную непоследовательность: в одних случаях, — проявляя излишний педантизм, в других — становясь на позиции явного либерализма. Так, в 1872 году Товарищество отказалось баллотировать в члены живописца Максимова и скульптора Ф.Ф.Каменского, сочтя, что их работы суть произведения "случайные". По той же причине были отведены и кандидатуры К.Ф.Гуна и А.П.Боголюбова, которые к тому же "не ответили на вопрос о том, согласны ли дать свои работы для передвижения". Подобная осторожность имела свои основания: в сознании каждого члена должно было жить подлинное уважение к общему делу, чувство ответственности за него. В то же время явно ошибочным был отказ по чисто формальным причинам в приеме в объединение В.В.Верещагина, художника, близкого передвижникам по своим идейным и творческим устремлениям и явно тяготеющего к Товариществу. Творчество художника было в те годы еще недостаточно хорошо знакомо русскому зрителю. Однако Стасов, увидев за границей в 1873 году "туркестанскую серию" Верещагина, уже приветствовал в его лице новый большой и зрелый талант. Он писал, что искусство Верещагина проникнуто чувством "гуманности и гневным протестом против безобразий и варварства, угнетающих и давящих народы". Несмотря на это, Верещагин и подавшие одновременно с ним заявления Бронников и Трутовский были приняты только в кандидаты ввиду того, что они не представили предусмотренных Уставом специально написанных для выставки картин. Бронников впоследствии стал членом Товарищества, Верещагин и Трутовский отступили. Возможно, Верещагин почувствовал себя в какой-то мере оскорбленным, хотя на положении кандидатов были в свое время К.А.Савицкий и П.А.Брюллов. Несмотря на это, Верещагин не порвал дружеских связей с Товариществом. На следующую, 4-ю выставку он представил в качестве экспонента восемь работ ("Цыган в Ташкенте", "Евнух", "Киргиз", "Башкир" и другие). Но вторично поднимать вопрос о вступлении в Товарищество Верещагин не стал. В дальнейшем он выступал самостоятельно и шел в своем творческом развитии как бы параллельно деятельности объединения.

О мировоззрении и эстетических взглядах передвижников можно судить по их поражающей исследователей своим  объемом, серьезностью поставленных вопросов, страстностью в отстаивании своих убеждений переписке, являющейся одним из замечательных документов русской демократической культуры второй половины XIX века. Блестящим даром публициста и критика обладал Крамской. Он не случайно оказался вождем передовых русских художников в самые ответственные годы формирования и роста демократического реализма. Он был глубоким мыслителем. Это сказывается не только в его критических суждениях о современном искусстве. Зачастую поражает острота и зоркость ряда его политических оценок внутреннего и международного положения. Перов, Репин, Максимов, Мясоедов, А. Киселев и другие выступали со статьями и мемуарами — многие из них написаны увлекательно, страстно и убежденно. Эпистолярное и литературное наследие содержит значительный и интересный материал для суждения о взглядах "старой гвардии" передвижников, этой основной когорты художников, которая создала Товарищество и в течение двух последующих десятилетий играла ведущую роль в его деятельности.  
Развитие и расцвет деятельности Товарищества падает на 70-е и 80-е годы. Но основы мировоззрения передвижников были заложены раньше, в конце 50-х и в начале 60-х годов, то есть в период общедемократического подъема, переживавшегося тогда Россией. Чрезвычайно существенно, что именно в эти годы шло идейное формирование Мясоедова, Ге, Крамского, Перова, Саврасова, Шишкина, а также их младших современников Репина, Савицкого, Максимова и других передвижников.

Многие из передвижников на протяжении всей своей дальнейшей деятельности сохранили близость идеям революционных демократов. Прямые или косвенные ссылки на Чернышевского, Добролюбова, Белинского в их переписке встречаются очень часто.

Общественно-политические и эстетические взгляды передвижников  прошли сложный и противоречивый путь развития. Как в деятельности Товарищества, так и в творческих выступлениях и высказываниях отдельных, даже наиболее прогрессивно мыслящих художников наблюдались либеральные отступления, а иногда и отход от демократических идеалов. Но стремление овладеть передовой общественной и философской мыслью своей эпохи, выработать на ее основе свои эстетические взгляды было искренним, глубоким и плодотворным. Семидесятые годы, годы формирования и роста передвижнического движения, характеризуются напряженными поисками и утверждением в мировоззрении передвижников материалистических начал. Крамской и его сотоварищи опирались в этих поисках на современные философские и социально-экономические труды, на публицистику, на художественную литературу. Недаром Репин писал Крамскому: "Ваша деятельность в искусстве до сих пор была более политическая, чем гражданская". Зачастую поражает острота и зоркость ряда высказываний Крамского социально-экономического характера, его политических оценок международного положения.

Идейные и творческие искания передвижников были исполнены подлинного и горячего стремления творить "на благо дорогой родины" (как говорил Максимов), понять роль художника под углом зрения подлинно патриотическим. Свою творческую деятельность передвижники считали активной формой служения народу. На гребне освободительного движения 70-х годов формируется передвижничество. Конечно, было бы неверно отождествлять его идейно-художественное содержание с политической программой революционного народничества. Но, бесспорно, передвижники и их искусство - порождение той же эпохи, того же демократического движения, что и народники-семидесятники, с их верой в идеалы 60-х годов, в возможность крестьянской революции, с их неутомимыми поисками связи с народом. На этой почве рождается искусство передвижников в первое десятилетие существования Товарищества. Характернейшей особенностью этого этапа являются большие народные эпопеи.

Вся деятельность передвижников была пронизана мыслью об идейно-воспитательном назначении искусства, об ответственности художника, призванного ставить в своих произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности. Истинно реалистическое демократическое искусство, по мнению Крамского, искусство критическое и тенденциозное. Крамской утверждает: "Русское искусство тенденциозно. Художник как гражданин и человек, кроме того, что он художник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно, и ненавидит то, что того заслуживает. Ему остается быть только искренним, чтобы быть тенденциозным. Мне не совсем нравится, — пишет он, — что Вы взяли слово "отдохновение", говоря о роли искусства среди каторжной современной жизни. Искусство имеет самостоятельную роль, и, какова бы ни была современная жизнь, каторжная или нет, задачи искусства могут и не совпадать с успокоением". Наличие серьезного замысла, выбор важной для современности темы, посвященной народной жизни, правдивость и типичность образов — эту совокупность признаков передвижники считали показателем национальности и народности искусства.

В условиях спада волны общедемократического подъема в едином некогда лагере разночинного искусства обнаружилась трещина. Раньше все молодое разночинное  искусство противостояло старой дворянской Академии. Теперь линия разделения русского искусства на два лагеря проходила уже не между двумя поколениями художников, но внутри молодого, разночинного поколения. По одну сторону этой линии оказались В.Г.Перов и И.Н.Крамской, по другую - их сверстники и недавние соратники В.И.Якоби и К.Е.Маковский. Для художников, сохранивших верность задаче развить рядом с официальным искусством Академии искусство "партикулярное", то есть независимое от государственной опеки, возникла необходимость самостоятельной организации. Она была создана в 1870 году и получила название "Товарищество передвижных выставок". Передвижничество не было художественным направлением, имеющим единую эстетическую программу. В Товарищество входили разные художники, объединенные, однако, общим стремлением приблизиться в своем творчестве к народу. Согласно распространенному взгляду, приближение искусства к народу может осуществляться в форме приспособления искусства к низкому уровню культурного развития. Необходимо оговорить, что передвижники видели смысл своей задачи в ином. Их поиски были направлены к жизни народа. Они стремились найти здесь еще не попранное чистоганом духовное, человеческое начало, - в этом видели передвижники задачу приблизить свое творчество к народу.

Информация о работе Русское искусство второй половины ХIX века