Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:32, курсовая работа
Девятнадцатый век - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Города стали основными культурными центрами. Искусство развивалось на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имело ярко выраженный национальный характер.
Введение……………………………………………………………..….4
Общая характеристика русской живописи второй половины
ХIX века……………………………………………………………...7
Анализ живописи «передвижников» ……………………………..14
Заключение……………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………32
Приложения…………………………………………………………….33
Во второй главе широко рассмотрено товарищество передвижников, его значение в русском искусстве. Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 году, дожило до рубежа 1905 года и, перешагнув его, - до рубежа 1917 года. Оно прекратило существование лишь в 1924 году. Однако передвижничество связано своим корнем с пореформенной, но дореволюционной эпохой, время от 1861 до 1905 года. В эту эпоху оно сказало свое слово в истории русского искусства, и именно эта эпоха с ее противоречиями, с ее "проклятыми вопросами" нашла в передвижниках своих художников.
Также в данной главе проанализировано творчество одного из ярчайших представителей передвижников – И. Крамского.
Заключение
Вторая половина XIX века – это эпоха реформ и перемен. Конечно, все, что происходит в обществе, так или иначе, касается искусства.
События Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа. По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Русские философы, осмысляя трагедию русской революции, высказывали остро полемическую мысль о том, что вся русская история оказалась искаженной в кривом зеркале обличительного искусства, воспитавшего в итоге – как это ни парадоксально звучит –если не ненависть к отечеству и его порядкам, то во всяком случае стремление разрушить устоявшийся уклад, чтобы создать новое, лучшее, общество и нового, лучшего, человека. Несомненно, сами художники не предполагали и не предвидели подобного финала. Наоборот, они болели болью своей родины и жили ее проблемами.
Во второй половине XIX века многие русские художники, стремясь к созданию подлинно национального искусства, отрицали или подвергали сомнению западные образцы и ценности, которые изучались в Академиях художеств в Москве и Петербурге. Возрождение интереса к славянской культуре, мифам, отечественной истории, народному творчеству, более внимательное исследование российских социальных и политических условий — все это способствовало появлению специфически «русского» искусства. Такой путь просматривается в творчестве многих мастеров, среди которых особенно стоит отметить Репина, Крамского и Савицкого.
Острое чувство
В курсовой работе актуальная и в наши дни тема - живопись второй половины XIX века. Здесь эволюция искусства раскрывается на фоне общественного развития России того времени. Важна и роль творчества передвижников.
В целом, Русская живопись второй половины XIX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебряным веком" русской культуры.
Список используемой литературы:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
В. Серов - Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович)
Приложение 4
И. Крамской – Л.Н. Толстой
Приложение 5
В. Якоби -9-е Термидора
Приложение 6
Информация о работе Русское искусство второй половины ХIX века