Русское искусство второй половины ХIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Девятнадцатый век - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Города стали основными культурными центрами. Искусство развивалось на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имело ярко выраженный национальный характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..….4
Общая характеристика русской живописи второй половины
ХIX века……………………………………………………………...7
Анализ живописи «передвижников» ……………………………..14
Заключение……………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………32
Приложения…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовик искусство.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Во второй главе широко рассмотрено  товарищество передвижников, его значение в русском искусстве. Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 году, дожило до рубежа 1905 года и, перешагнув его, - до рубежа 1917 года. Оно прекратило существование лишь в 1924 году. Однако передвижничество связано своим корнем с пореформенной, но дореволюционной эпохой, время от 1861 до 1905 года. В эту эпоху оно сказало свое слово в истории русского искусства, и именно эта эпоха с ее противоречиями, с ее "проклятыми вопросами" нашла в передвижниках своих художников.

Также в данной главе проанализировано  творчество одного из ярчайших представителей передвижников – И. Крамского.

 

 

 

 

Заключение

Вторая половина XIX века – это эпоха реформ и перемен. Конечно, все, что происходит в обществе, так или иначе, касается искусства.

События Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа. По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Русские философы, осмысляя трагедию русской революции, высказывали остро полемическую мысль о том, что вся русская история оказалась искаженной в кривом зеркале обличительного искусства, воспитавшего в итоге – как это ни парадоксально звучит –если не ненависть к отечеству и его порядкам, то во всяком случае стремление разрушить устоявшийся уклад, чтобы создать новое, лучшее, общество и нового, лучшего, человека. Несомненно, сами художники не предполагали и не предвидели подобного финала. Наоборот, они болели болью своей родины и жили ее проблемами.

Во второй половине XIX века многие русские художники, стремясь к созданию подлинно национального искусства, отрицали или подвергали сомнению западные образцы и ценности, которые изучались в Академиях художеств в Москве и Петербурге. Возрождение интереса к славянской культуре, мифам, отечественной истории, народному творчеству, более внимательное исследование российских социальных и политических условий — все это способствовало появлению специфически «русского» искусства. Такой путь просматривается в творчестве многих мастеров, среди которых особенно стоит отметить Репина, Крамского и Савицкого.

Острое чувство гражданственности  было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века

В курсовой работе актуальная и в наши дни тема -  живопись второй половины XIX века.  Здесь эволюция искусства раскрывается на фоне общественного развития России  того времени. Важна и роль творчества передвижников.

В целом, Русская живопись второй половины XIX  века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебряным веком" русской культуры.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Бердяев Н .А. Кризис искусства. - М., 1918
  2. Березова Л.Г. История русской культуры
  3. Бенуа А. Мои воспоминания. - М., 1980
  4. Верещагина А. Г. Взаимосвязь искусств в художественной жизни России второй половины XIX века. - М., 1982.
  5. Гольдштейн С. Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. - М., 1965.
  6. Зограф Н. Ю. Николай Ге. - М., 1974.
  7. Зограф Н.Ю. К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-90-е годы
  8. Ильина Т.В. Отечественное искусство
  9. Коваленская Т.М. Передвижники и художественный прогресс – М., 1976
  10. Лисовский В. Г. Академия художеств. - Л., 1982.
  11. Лосев А. Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. - М., 1976
  12. Лясковская О.А. "Творческий метод передвижников" - М., 1975
  13. Лясковская О. А. В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника. - М., 1979.
  14. Мастера икусства об искусстве. - М., 1969.
  15. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. - Л., 1980
  16. Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. - М., 1952
  17. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. - М., 1970.
  18. Стернин Г.Ю. «Русская художественная культура второй половины XIX века»
  19. Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века - М., 1955.
  20. Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. - М., 1966.
  21. Р.Н. Ремеж Искусство девятнадцатого столетия – Журнал «Искусствознание» №3 2006
  22. http://tphv.ru/ - Товарищество передвижных художественных выставок

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

                  

 

 

                                    И. Левитан - Весна. Большая вода

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

                                   А. Куинджи  - Лунная ночь на Днепре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

            В. Серов - Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович)

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

                        И. Крамской – Л.Н. Толстой

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

                                                    В. Якоби -9-е Термидора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

                                          В.Перов - Охотники на привале

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русское искусство второй половины ХIX века