Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка
Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.
ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА
Короткий период её расцвета наступил в правление Навуходоносора II (605- 562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пятьдесят три храма. В вавилонской культуре видели прямую наследницу шумеро-аккадских традиций, которые в то время почитались.
Крупные постройки: огромный дворец Навуходоносора II с "висячими садами" царицы Семирамиды, которые греки считали одним из семи чудес света. Самым же знаменитым сооружением был зиккурат, называвшийся Этеменанки, по свящённый верховному богу города Мардуку.
Единственное архитектурное
Библейская Вавилонская башня имеет реальный прообраз - зиккурат Этеменанки в Вавилоне.
ИСКУССТВО СКИФОВ
Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, серебра и бронзы с изображениями животных. В фигурках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира.
Практически все образцы скифского искусства были найдены во время раскопок курганов — холмов, насыпанных над захоронениями вождей и царей. Для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и колчанов для лука и стрел.
При раскопках Чиликтинского кургана в Восточном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи обнаружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выразительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В облике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Художественную манеру скифских мастеров учёные назвали скифским звериным стилем.
4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Культура Индии
Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н.э., в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества.
Искусство Древней Индии
в своем развитии было связано
с другими художественными
Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита. Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 - 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку.
Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми, повидимому, Древняя Индия была связана торговыми отношениями. Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайно напоминают шумерийского мифологического героя Гильгамеша, борющегося со зверями
Изображения животных на печатях выполнены очень тонко и с большой наблюдательностью. В отличие от животных изображения людей на печатях условны.
Характерны для древней художественной культуры и две статуэтки, изображающие: одна — по всей видимости, жреца (найдена в Мохенджо-Даро) и другая - танцовщицу (найдена в Хараппе). Статуэтка жреца, предназначенная, вероятно, для культовых целей, сделана из белого стеатита и выполнена с большой долей условности. Одежда, закрывающая все тело, украшена трилистниками, представлявшими собой, возможно, магические знаки. Лицо с очень крупными губами, условно изображенной короткой бородой, уходящим назад лбом и продолговатыми глазами, выложенными кусочками раковин, по типу напоминает относящиеся к этому же периоду шумерийские скульптуры. Фигура танцовщицы из Хараппы, сделанная из серого шифера, мужской торс из красного камня и отдельные скульптурные головы, найденные в Мохенджо-Даро, отличаются большой пластичностью и мягкостью моделировки, передачей свободного и ритмичного движения.
Большим разнообразием
отличаются найденные в Мохенджо-Даро
керамические изделия. Блестящие лощеные
сосуды покрывались орнаментом, в
котором сочетались животные и растительные
мотивы: условно выполненные
Произведения изобразительного искусства от конца 2 до середины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Зато довольно полное представление об искусстве Древней Индии дают памятники начиная с периода династии Маурья (322 - 185 гг. до н.э.).
Для этого периода характерно строительство городов и дорог. Дворец царя Ашоки, самого могущественного из правителей династии Маурья, находился в столице государства Магадхи Паталипутре и представлял собой деревянное здание в несколько этажей, стоявшее на каменном фундаменте и имевшее 80 колонн из песчаника. Дворец был богато украшен скульптурой и резьбой. Представление о его фасаде можно получить по рельефу, сделанному около 1 в. н.э., хранящемуся в Матхурском музее. В трех этажах один над другим размещались огромные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми и серебряными изображениями растений и животных и т. п. По фасаду тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангу террасами спускались сады с фонтанами и бассейнами.
Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях.
Следующий период в истории искусства Индии охватывает 1 - 3 вв. н.э. и связан с расцветом Индо-Скифского государства Кушан, занимавшего северную часть центральной Индии, Среднюю Азию и территорию Китайского Туркестана.
Среди памятников Кушанского периода особое место принадлежит портретным статуям, в частности скульптурам правителей. Статуи правителей часто помещались вне архитектурных сооружений, как отдельно стоящие памятники. В этих статуях воссозданы характерные черты их облика и точно воспроизведены все детали одежды. К числу таких портретных статуй относится найденная в Матхурском округе фигура Канишки (правившего в Кушанском царстве в 78 - 123 гг. н.э.). Царь изображен в тунике, доходящей до колен и подпоясанной ремнем; сверху туники надета более длинная одежда. На ногах мягкие сапоги с завязками.
В архитектуре Индии, относящейся ко времени 1 - 3 вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Ступа приобретает более вытянутую форму, утрачивая свою прежнюю монументальность. Обычно она возводится на высокой цилиндрической платформе, имеющей лестницы и украшенной скульптурными изображениями Будды. Платформа и ступа, а также окружающая ограда покрываются декоративной резьбой и многочисленными барельефными изображениями на темы, взятые преимущественно из джатак — легенд о Будде. Одним из выдающихся образцов архитектуры этого периода была знаменитая ступа в Амаравати . Ступа не сохранилась, но о ней можно судить по ряду рельефов ограды, изображающих ступу. Рельефы на буддийские сюжеты отличаются смелой динамикой композиционных приемов, реализмом отдельных фигур.
В культовом зодчестве по-прежнему создаются ступы и пещерные храмы, но широкое распространение получают и иные наземные сооружения. Подобные каменные постройки, относящиеся к 4 - 5 вв., невелики и стройны по пропорциям. Лучшим образцом является храм № 17 в Санчи, отличающийся особенным изяществом и гармоничностью. Другой тип храма характеризуется килевидной или плоской уступчатой крышей. На севере Индии появляется также особый вид кирпичного башнеобразного храма.
В том же духе трактована огромная медная статуя Будды из Султангаджа, относящаяся к 5 в. Стоящая фигура с правильными, но сухими чертами лица кажется неподвижной и застылой. В этой фигуре, выполненной обобщенно и схематично, отсутствует жизненная выразительность и динамичность ранних индийских скульптур.
Внутренние помещения
храмов Аджанты покрыты почти
целиком монументальными
Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты может служить знаменитая фигура склонившейся девушки, полная грации, изящества и нежной женственности. Одухотворенностью отмечено лицо Бодисатвы (будущий Будда, сошедший на землю для спасения людей.
В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантазии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.
В древнем искусстве Индии уже можно проследить разделение искусства на более официальное направление, подчиненное каноническим правилам, приобретающее со временем черты сухости и застылости, и реалистическое, жанровое по своим устремлениям, отличающееся человечностью и жизненным полнокровием. Это второе направление получило свое наиболее яркое выражение в росписях Аджанты.
Искусство Древнего Китая
Традиционная китайская
живопись существенно
Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.
Древние находки датируются 3 тыс. до Р.Х. Это остатки культурные Янгшао (керамика геометрического орнамента, полированная кость, каменные инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся чёрная неорнаментальная керамика (Лунгшанская культура). Начинает формироваться старейшая Китайская религия, основы которой толкуют в Янгшанской культуре.
Суть религии – обожествить явления и силы природы: солнце, луну, землю, реки и горы. Небо было главным божеством. Жертвы и молитвы относились к силам природы. Высочайшие функции жрецов относились к самому владыке.
Большую роль играл культ мёртвых. В могилы мёртвых клали много разных вещей, которые должны их провожать и охранять в загробной жизни. По разнообразным могильным остаткам можно судить о чётком классовом разделении.
16-11 век до Р. Х.
– Инкский (Шангский) период. Начал
формироваться старый
Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и древесной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Шороко распространялись изделия из бронзы, белой глины, гравированные нефритом, инкрустированные золотом, малахитом бронзовое оружие. В Шангский (Инкский) период найдено много изделий из бронзы, особенно бытового и культурного значения, посуда, украшения с орнаментом. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие века. Простая бронзовая посуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри – иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой. Особенно были распространены образы молний и спиральных облаков, фантастических животных, изображение драконов в облаках, символизирующие могущество природных сил.
Период династии Джоу(11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно-философского даосизма и конфуцианcтва сделали большой вклад в культуру и искусство.
Строили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера королевства стали, объединятся в одну сплошную Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15 в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрывались соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи
Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"