Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.

Файлы: 1 файл

0271050_7E4A9_otvety_na_ekzamenacionnye_voprosy_po_istorii_iskusstv.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Византийский иконографический канон регламентировал:

    . круг композиций  и сюжетов священного писания

    . изображение  пропорций фигур

    . общий тип и общее выражение лица святых

    . тип внешности  отдельных святых  и их позы

    . палитру цветов

    . технику живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило  к  игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода  «иконоборчества» вопрос создания  художественных  средств  для  воплощения  "святости"  стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна  Дамаскина  стало  ясно,  что  можно изображать на иконе, и что нельзя.

ЖИВОПИСЬ  ВИЗАНТИИ.

Как это ни странно, и  живопись  эпохи  Возрождения,  и  средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация  которой  в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго  до  официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи  складывались  постепенно, в течение многих веков. Во  времена,  когда  христианство  было  запрещенной  и   преследуемой религией,  местом  сбора  верующих  для  совместной   молитвы   были   места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя,  Керчи  и  Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые  были  для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и  покрывали живописью,  в  которой   использовались   художественный   язык   и   сюжеты античности.

Однако постепенно античные образы  стали  приобретать  новый,  символически- аллегорический смысл.

Принцип изображения  лиц на фресках также берет  свое начало в  античной традиции - традиции надгробного портрета.

Прекрасные образцы  надгробных портретов были обнаружены  в  египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из  которых  можно увидеть в Московском Музее  Изобразительных  искусств).  Люди  на  портретах находятся как  бы  по  ту  сторону  земной  жизни.  Их  лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо,  сквозь  зрителя,  видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до  предела в византийском иконописном каноне.

Стиль византийской архитектуры  складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек.

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.  Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее

пространство, еще более  сверкающему благодаря свету  горящих в храме свечей. 

Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от

нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и 

красного различных  оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах

главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,

земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. 

Особую известность приобрели  мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне 

 

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется  специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных  влияний 

В прикладном искусстве Византии в  меньшей мере, чем в архитектуре

и  живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского 

искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. 

Живучесть античных традиций здесь  проявлялась как в образах, так  и в 

формах  художественного  выражения. 

 Византийские ренессансы.

В истории Византии было несколько  периодов, когда в обществе  пробуждался

и культивировался интерес  к  античности.

Македонский ренессанс (867-1057)

Процветали ювелирное  дело,  прикладные  искусства.  При украшении   произведений   прикладного    искусства    практически    всегда использовались античные сюжеты.  Резко  увеличилось  количество  монастырей.

Началось воссоздание  мозаик Софийского собора, уничтоженных  в  период «иконоборчества».   Изобразительное   искусство,   связанное   с   церковью, продолжало  развиваться  в  рамках  строжайших   иконографических   канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика  Богоматери в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором,  эта  мозаика  не имеет ничего общего с иконографическими канонами.

В это время был  создан один из наиболее изысканных образцов  крестово-купольного  храма,  получивший  название  храма  "на  четырех  колонках".  В отличие от огромных просторных храмов ранней Византии,  это  были  небольшие по размеру  постройки,  производящие  впечатление  необыкновенной  легкости. Подкупольные арки опирались не на столбы,  а  на  изящные,  тонкие  колонны.

      Комниновский ренессанс(1057-1024г.)

      В этот  период наблюдались те же тенденции борьбы между  религиозной  и светской культурой..  Усилилась  тяга  к  роскоши  и  изяществу, процветали все виды  декоративно-прикладного  искусства  (в  т.ч.  искусство орнамента, перегородчатой эмали).

      В   архитектуре,  начиная с XI  века,  наблюдается тяга  к внешнему украшению  храмов,  которая  отсутствовала  в  более  ранние  периоды.  Окна украшают глубокими нишами,  из  кирпича  (плинфы)  выкладывают  орнаменты  - круги, кресты, вводят в  кладку  глазурованные  плитки,  сочетают  кирпичную кладку со светлым камнем.

      Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)

      Это   последний  период  существования   Византии  и  время   последнего расцвета ее культуры. Основная тенденция этой эпохи, как в живописи,  так  и в  архитектуре   -   изживание   монументальности.   Было   создано   немало оригинальных произведений как  церковной,  так  и  светской  архитектуры.  В целом, размеры построек стали значительно  скромнее.  Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

        Монументальная  живопись  также   претерпевает  изменения.   Дорогая  мозаика все чаще уступает  место  фреске.  Однако  именно  в  это  время  был построен и  украшен  знаменитый  монастырь  святого  Хора  или,  по-турецки, Кахрие-Джами, что означает "мозаичная мечеть".

      Увеличивается  число сюжетов иконописи, в   поисках  новых  тем  мастера прибегают  к  апокрифическим  Евангелиям  (т.е.  не  принятым   официальной церковью). Их больше не удовлетворяет  статичность,  предписанная  каноном. Все приобретает отныне движение.  Развеваются  складки  одежды,  святые  не принимают позы, а движутся,  хотя  фигуры  остаются  непропорциональными  и никогда не ступают на полную ступню (чтобы передать  их  легкость,  как  бы нематериальность). Появляется пейзажный и архитектурный  фон,  пространство углубляется. На лицах святых  проступают  нормальные  человеческие  чувства (например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика монастыря  Хора  (Кахрие  Джами),  1303  г.).  Нередко  религиозные   сцены приближаются к чисто жанровым.

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ.

      В Византии, в отличие от Западной  Европе,  технические  архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. От  античности были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие  к  античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к  античным  общественным  зданиям).

Центрические здания были  небольшими  по  размерам  и  служили  крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли  собой  квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример – крестообразная в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне).

      Базилики, как правило, были крупнее,  внутри делились  на  нефы.  Нефов могло быть три, пять, реже  семь  или  девять.  Центральный  неф  был  шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.  Окна  в  верхней высокой  части  среднего   нефа   обеспечивали   равномерную   освещенность внутреннего пространства. Пример -  трехнефная  базилика  Сан-Аполинаре  де Нуово (Равенна). Широко использовались достижения  римских  архитекторов  – арочное и сводчатое перекрытие и  купол.  Однако  храмовые  и  общественные постройки древнего  мира  не  удовлетворяли  требованиям,  предъявляемым  к христианскому  храму  ни  функционально,  ни  символически. 

      Каждая  часть христианского храма имеет  свое символическое значение: свод - небесный свод, купол  -  "небо  небес",  амвон  -  гора,  с  которой проповедовал Христос, престол - место Гроба Господня, четыре угла  которого - четыре стороны света. Храм должен  быть  направлен  на восток, в сторону  Иерусалима. Новый тип храмового здания – крестово-купольный храм - стал образцом  для  всего  православного мира (начиная с IX столетия).

 

8. ИСКУСТВО СТРАН МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА: ОРНАМЕНТ,КАЛЛИГРАФИЯ,АРХ.

Архитектура

Первые построенные  мечети появились в 665-670 г.г.

С самого начала мусульманские  постройки были образцами "скрытой  архитектуры" - массивные стены  с башнями и воротами окружали внутренний квадратный или прямоугольный двор и скрывали   мечеть или дворец от посторонних глаз.

Первые мечети представляли собой квадратный двор, окруженный галереями. На стороне, обращенной к  Каабе, ставили 5 и более рядов  колонн, перекрытых арками, на которые опиралась крыша. Так возник тип колонной мечети, получивший распространение во всех исламских странах. Пространство здания организуется из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами. Количество ячеек определяет размеры здания.

Со временем мечети стали  различаться по назначению и, соответственно, по правилам строительства:Масджид- небольшая мечеть для индивидуальной молитвы.

Джами - соборная (или "пятничная") мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.

Мусалла- загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе.

Важнейшим элементом  любой мечети является михраб - ориентированная  на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму. Сверху михраб имеет стрельчатое завершение, отмечающее точку на "оси ислама". Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом, через окна в куполе перед ним или искусственным светом, лампой, свисающей до центра ниши).

Соборная мечеть (джами) отличается наличием минбара - кафедры, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.

Начиная с 8 века важным признаком джами является минарет - башня, с которой муэдзин призывает к молитве. На западе мусульманского мира минареты имели в основном четырехгранную форму, на востоке - цилиндрическую. Известны также спиральные минареты (мечеть Ибн-Тулуна, Каир). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.

С 12 века распространился  тип джами с четырьмя айванами - колонными залами без передней стены на каждой стороне двора. Айваны характерны также для медресе  и караван-сараев.

В азиатских городах  центром городского ансамбля становится регистан или майдан - главная площадь. На нее выходят пештаки (порталы) мечетей и медресе. Вокруг площади  располагаются широкие улицы  с водоемами и фонтанами, обсаженные кустарниками и цветниками. Дворцы правителей и знати также могли входить в ансамбль парадной площади, но оставались при этом образцами "скрытой архитектуры" (как Альгамбра в Гранаде или Топкапы-Сарай в Стамбуле).

Орнамент

Ислам – религия, в  которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте  выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"