Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.

Файлы: 1 файл

0271050_7E4A9_otvety_na_ekzamenacionnye_voprosy_po_istorii_iskusstv.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Регламент искусства  существующего в конфуцианской идеологии. Создаются конструктивные и декоративные элементы архитектурных строений (система множества кронштейнов, угловые изгибы крыш или “летающие крыши”. Картины небольших форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, листах бумаги Характерна тесная живописная, поэтическая и калиграфическая связь, которая присуща китайским декоративным произведениям, для всего искусства общии предмет — кисточка.

В период Ханов распространяется керамическая посуда, украшенная геометрическим орнаментом. В этот период производят позолоченные, бронзовые зеркала, шелк, изделия из нефрита.

С III в., распространился  буддизм из Индии, в пещерах скальные монастырские храмы, так же фигуры Будды. Строились и деревянные храмы. В аллеях императорских кладбищ, называемых улицей душ, устанавливались фигуры животных и др. каменные статуи. Изображены первые пейзажи, заложены основы художественной теории.

Династия Тангов (618-907) В живописи формируются новые жанры: портреты.

Пятая династия (907-960) - созданы первые художественные академии, где уделяется много внимания теории и техники живописи.

В эпоху династии Сунгов (960-1279) в городах созданы искусственные сады и озёра, характерные скульптурные формы, торжествует пейзаж.

Во время молодой  династии моголов (1279-1368) архитектура  и искусство придерживались традиции Тангов и Сунгов. Особенных высот  достигла живопись тушью и лаком. Скульптуры делались из глины, дерева, бронзы. Были созданы надгробные памятники

В период династии Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) формировались симметричные, правильного плана города с внутренней и внешней частью. Во внутреннем центре города стоял так называемый Запрещенный город с большим императорским замком и комплексами храмов. Почти заново перестроена столица Пекин. В прикладном искусстве стали доминировать изделия из красного лака и фарфора. Прикладное искусство достигло такого уровня, что создало образ Китая в Европе.

Предполагается, что бумага изобретена в Китае в 105 г. В Vlll в. она попала к арабам, а от них  распространилась на Запад. Живописные ремесла были массово подражаемы и импортированы. В особенности  излюблены лаковые изделия, фарфоровая посуда и скульптурки, шелк, веера и др. Гравюра с орнаментами, мебель, даже целые помещения были украшены сценами из жизни китайцев. В парках замка устроены были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама Сансуси).

 

5. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ:ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Периодизация древнегреческого искусства

предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское  искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.

Ахейско-минойское искусство

1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э. 

Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.

Геометрика (расцвет) —  ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.

Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.—  нач. VII в. до н.э.

2. Архаический период  — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.

Ранняя архаика —  нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.

Зрелая архаика — 570-е  гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.

Поздняя архаика — 525-е  гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

3. Классический период  — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до  н.э. 

Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.

Высокая классика — 2-я  пол. V в. до н.э.

Поздняя классика — IV в. до н.э.

4. Эллинистический период  — сер. 4 в. до н.э. — 1 в.  до н.э.

Характеристика  периодов

Эпоха геометрики

Эпоха получила название по виду вазописи.

Для древнегреческой  культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев  и, через них — с крито-микенским  искусством.

В этот период идет процесс  ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. В  архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича. Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

Храм Аполлона Карнейского  на о.Фера

Храм Артемиды Орфии  в Спарте.

Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается  типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются  практически по древнеегипетскому  канону. Очень любят изображение  коней. Появляется лащение поверхности  ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято  разделять на несколько стилей:

стиль «тулово» — массивные  статуэтки, камень, терракота, расписаны  в геометрическом стиле

стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность  к реальным пропорциям.

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, но для зарождения чего-то нового необходимо вмешательство движущегося фактора, таким в истории культуры является обновление общественных отношений. В искусстве греческой архаики можно найти черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем.

В период архаики возникают  основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система  ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и  прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными..

Изобразительное искусство  того времени создало обобщенный человеческий облик. Конструкция тела Апполона показана и подчеркнута с предельной ясностью. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера.

Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соизмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок.

Классика

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время  с рубежа VI – V вв. до 338 г. до н. э. и  началась она с победоносных войн с персами.. Скульптуру и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Редким образцом бронзовой скульптуры ранней классики был «Возничий» из города Дельфы. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса с мыса Артемисион на острове Эвбея. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Под его руководством были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. К следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами; изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды». Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. В Парфеноне в зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э.: Скопас, Праксителъ и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место, чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

Эллинизм

Эллинизм был насильственным, достигнутым в результате ожесточенных войн. объединением древнегреческого и древневосточного мира.

Эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны –  из исторического развития древнегреческого общества, вступившего в фазу кризиса  полисного строя, с другой — из древневосточных обществ, которые  переживали разложение консервативной, малоподвижной общественной структуры.

 

6. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ

С конца 1 в. до н. э. ведущее  значение в античном мире приобретает  римское искусство. Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь—этрусков, с греческим искусством.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

1. Искусство доримской  Италии (3 тысячелетие до н. э.—  3 в. до н. э.).

2. Искусство Римской  республики (3 — 1 вв. до н. э.).

3. Искусство Римской  империи (конец 1 в. до н. э.  — 5 в. н. э.).

Монументальная  живопись Геркуланума и Помпеи

Росписи погибли в 79 году при извержении Везувия.  Стенная  живопись была неотъемлемой принадлежностью  каждого богатого жилого дома. В  конце XIX века установлено деление  помпейских стенных росписей на четыре стиля, связанных с определенными  историческими условиями.

В республиканскую эпоху - II-I века до н. э. - развивались первый и второй стиль.

Стиль 1 - Инкрустационный. Подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и  пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета росписей: темно-красный, желтый, черный и белый. Глубина и чистота тона. Штукатурка, на которую накладывалась краска, приготавливалась из нескольких слоев, каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым.

Стиль 2 - Архитектурный. Носит более пространственный характер. На стенах изображались колонны, карнизы, пилястры с полной иллюзией реальности. Средняя часть стены покрывалась изображениями портиков, беседок с применением перспективы и светотени, что давало иллюзию раздвижения пространства. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными фигурами.

Изображения виллы Мистерий в Помпеях - "Сцена посвящения", "Женщина с покрывалом". Четкие силуэты, яркие краски. Своеобразная черта - изображение ландшафта, пейзажа. Не замкнутое пространство, а более широкое и свободное. В пейзаж включены архитектурные постройки.

I век - развиваются  третий и четвертый стили.

Стиль 3 - с конца I века до н.э. - начало I века н.э. - Канделябрный. Росписи соответствовали парадному  стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, которая украшена тонкими орнаментальными мотивами в виде нарядных тонких колонн, похожих на металлические канделябры.  В центре стены расположены картины мифологического содержания. Иногда встречаются египетские мотивы. В орнамент декораций вводятся пейзажи, натюрморты, гирлянды цветов и листьев. Этот стиль был предметом подражания в XVIII-XIX веках в европейском искусстве.

Стиль 4 - вторая половина I века - новые вкусы. Орнамент в виде фантастических архитектурных композиций. Картины на центральных частях стен имеют пространственный и динамический характер. Пестрая гамма красок. Мифологические сюжеты. Фигуры даны в бурном движении. Живопись визуально расширяет пределы комнаты.

Развитие римской живописи говорит о том, что римские  художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма, и решали задачи передачи движения, композиции, цвета и света. Попытки передачи пространства, раскрытие человеческого характера в портрете. появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые сцены

 

7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ:ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ,ДОСТИЖЕНИЯ САКРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЫ

 

 Периоды истории  византийского искусства и их  характеристика

  • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
  • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
  • иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
  • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
  • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
  • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

Византийский  иконографический канон. 

Канон  -  совокупность  строго  установленных  правил   и   приемов   для произведений искусства  данного  вида. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"