Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

План:

  • Введение
  • Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
  • Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
  • Практическая часть
  • Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные  эмоции, обеспечивают более высокую  восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво  вырабатывает интеллектуально-эмоциональное  отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович).

В связи  с этим особое внимание  следует  обратить на применение игровых  приёмов,  которые  являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста,  так как соответствуют их возрастным особенностям.  Мы полагаем,  что  применительно  к руководству  изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание,  заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.

В психолого-педагогической и искусствоведческой литературе высказывается  мнение  об игре как генетической основе художественно-творческой деятельности  (П.П. Блонский,  Б.М. Теплов,  А.Н. Леонтьев,  Н.А Ветлугина,  М.С. Марков  и др.).

Близость игры и художественной деятельности  как разновидностей творчества проявляется в  общности  ведущих психических процессов,  лежащих в их основе  (воображение,  эмоции).  Известно, что  эти процессы наиболее легко  возникают  и  развиваются в условиях игры.  Это даёт  основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью.

Самая непосредственная  связь игры и  изобразительного  творчества  обнаруживается в ярко выраженных игровых моментах,  проявляющихся в детской изобразительной деятельности  и  имеющих место даже  в  творчестве  зрелых художников.  Проведенный нами  анализ характера,  места и  роли  игровых  элементов в детском  изобразительном творчестве  обнаружил их взаимосвязь с мотивами  этой деятельности и  развитием  образа.

Существование  связей игры и  художественного творчества позволяет  предполагать,  что  игровые приёмы  соответствуют  не только  возрастным  особенностям детей,  но  и  специфике детской изобразительной деятельности  и  потому  способствуют  оптимизации процесса руководства  ею.

Несмотря  на давнее признание в  русской,  советской и  зарубежной педагогике необходимости  игрового  обучения маленьких детей  (Т. Кампанелла,  И.Б. Базедов,   Ф. Фребель,  К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская и другие),  проблема  использования игровых приёмов является недостаточно  разработанной до  настоящего  времени. Клесте  с  тем,  отдельные вопросы  раскрыты в  работах  советских педагогов - Р.И. Жуковской,  А.П. Усовой,  Е.И. Корзаковой,  А.М. Леушиной,  Е.И. Радиной,  В.Н. Аванесовой,  Р.С. Буре,  а применительно к  руководству  детской изобразительной деятельностью -  Е.А. Флериной,  К.П. Сакулиной,  Л.А. Раевой,  Т.Г. Казаковой,  Т.С. Комаровой, Н.Я. Шибановой и др.

Однако многие положения к рекомендации об использовании игровых приемов обучения недостаточно конкретны. Большинство из  них относится или к частным задачам обучения, или к отдельным видам игровых приёмов и  касается,  в  основном,  работы  с детьми младшего  возраста.  В связи  с  тем,  что  игровые  приемы применялись исследователями в комплексе  с другими методами к приёмами,  не  ясна их  сравнительная  эффективность в решении изобразительных  задач.  В дошкольной дидактике  не  выделяются четко  виды игровых приёмов,  отсутствует  их  определение  и  классификация.

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов,  направленной на повышение  эффективности  обучения детей изобразительной деятельности и увеличение  её  развивающего воздействия.

Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности

Объект  исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи  исследования:

1. Разработать  систему игровых приемов обучения.

2. Экспериментально  исследовать эффективность игровых  приемов в обучении изобразительной деятельности детей 4-го года жизни:

А) их влияние  на отношение детей к обучению изобразительной деятельности;

Б)  влияние на успешность освоения детьми изобразительных умений, развитие творчества.

Для решения  выше изложенных задач мы, раскрыв эффективность применения игровых приемов в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, определили методы и приемы их применения для результативного обучения изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть

1.1.Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Формирование у детей  творческих способностей предусматривает  наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности. В.Б.Косминская говорит о том, что эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движения. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

В.Б.Косминская считает, что большое внимание в построении всей системы формирования творческой активности должно уделяться воспитанию умственной активности ребёнка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Свое понимание творчества известный исследователь А.Лилов выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности…». Исследователь В.Г.Злотников более полно и точно раскрыл понятие творчества, как непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка? Педагог В.Н.Шацкая рассматривает художественное творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей, а исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное». И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Чем же характеризуется творчество?

Б.М.Теплов в этой связи  пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства. Как мы уже отмечали, он радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата, или наоборот теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

Анализ положений о  детском творчестве известных отечественных  ученых Б.М.Теплова, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество - создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем. В раннем и младшем дошкольном возрасте выделяют доизобразительный период в развитии творческой активности. Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование