Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Выводы.

Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста - одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

Существует множество  методов и приемов обучения детей  рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный, но самыми эффективными на наш взгляд являются игровые приемы, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка вᴨȇрвые попадает изобразительный материл - бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков ᴨеред ними можно поставить новые задачи.

В 2-3 года ребенок  легко усваивает навык правильно  держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

Яркие и цветные  изображения вызывает у детей  сильные положительные эмоции. Ребенок  наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Итак, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. В связи с этим ᴨȇдагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Педагог должен научить детей умению выслушивать  и выполнять задание, доводить начатую  работу до конца.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе рисования развивают руки, глаза  ребенка, вырабатывается правильная учебная  посадка. Итак, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт дошкольника  еще невелик, в связи с этим ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.

В рисовании  включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных  предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию - помочь детьми познать  окружающую действительность, развить  у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

Используемая  литература:

1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» М. - 1999 г.

2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная  деятельность дошкольника» М. - 1997 г.

3. Григорьева Г.Г. «Игровые  приемы в обучении дошкольников  изобразительной деятельности»  М. «Просвещение» - 1995 г.

4. Доронова Т.Н., С.Г.  Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.

5. Доронова Т.Н. «Развитие  детей от 3 до 5 лет в изобразительной  деятельности» С-П. - 2003 г.

6. Казакова Т.Г. «Развивайте  у дошкольников творчество» М.  «Просвещение» - 1985 г.

7. Копцева «Природа и художник» М. - 2001 г.

8. Комарова Т.С. «Методика  обучения изобразительной деятельности  и конструированию» М. «Просвещение»  - 1991 г.

9. Косминская В.Б., Васильева  Е.И. «Теория и методика изобразительной  деятельности в детском саду»  М. «Просвещение» - 1985 г.

10. Каменев Е., Пантелеева  Л.В. «Художественный труд в  детском саду» М. «Просвещение»  - 1987 г.

11. Комарова Т.С., Саккулина  Н.Т. «Методика обучения изобразительной  деятельности и конструирования»  М. «Просвещение» - 1979 г.

12. Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» - 1988 г.

13. Перафеева С.В. «Обучение  детей рисованию» М. «Просвещение»  - 1972 г.

14. Сакулина Н.П. «Рисование  в дошкольном детстве» М. «Просвещение»  - 1965 г.

15. Соломенникова О.А.  «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.

16. Швейко Г.С. «Изобразительная  деятельность в детском саду»  М. - 2003г.

17. Янушко Е.А. «Рисование  с детьми раннего возраста»  М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.

18. Журнал «Дошкольное  воспитание» №6 - 1998 г.

19. Журнал «Дошкольное  воспитание» №8 - 1998 г.

20. Журнал «Дошкольное  воспитание» №2 - 1999 г.

21. Журнал «Детский  сад - управление» №10 - 2004 г.

22. Журнал «Детский  сад - управление» №12 - 2004 г.

23. Журнал «Дошкольное  воспитание» №4 - 1999 г.

24. Журнал «Дошкольное  воспитание» №5 - 1999 г.

25. Журнал «Дошкольное  воспитание» №6 - 2003 г.

26. Журнал «Дошкольное  воспитание» №44 - 2003 г.

 

2. Практическая  часть.

2.1 Анализ опыта  работы в детском саду по формированию творческой активности в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

В экспериментальной  практической части курсовой работы мы остановились на Системе  игровых приёмов  обучения и  её апробации" 

При характеристике  особенностей игровых приёмов обучения мы исходили  из  особенностей игры  (наличия игровых действий, "воображаемой"  ситуации,  ведущих мотивов  игры),  дидактического  назначения  этих приёмов,  своеобразия обучения в  условиях игры.

Игровые приемы  определяются нами   как ситуации,  состоящие  из  игровых действий,  разработанные  педагогом  с  учётом знаний и интересов детей и  способствующие  решению дидактических я  творческих  задач путем  создания игровых мотивов деятельности  детой на  занятии.

Выделение  видов  игровых приемов  и  их  систематизация производилась  с учетом характера  игровых моментов в детской изобразительной деятельности,  исходя из  того,  что  игривые проявления возникает  в  связи  с  создаваемым  рисунком,  который в этих случаях является своеобразной игрушкой, мы классифицировали игровые  приёмы  обучения по  характеру  игрового материала. Были  выделены две  группы игровых приёмов и  их варианты.

1.  Обыгрывание  изображаемого  предмета,  игрушек,  картин-панорам.  Эта игровая ситуация может  состоять из  имитационных или внеобразных действий  (загадывание-угадывание;  прятание-поиск и  т.п.).  Содержание  сюжетно-игровых ситуаций может  быть основано  на литературных  сюжетах  (инсценировки  сказок,  потешек и  т.п), или впечатлениях  от  окружающей жизни  (инсценировки жизненных сюжетов).

2.  Обыгрывание изображения.  В зависимости  от  характера обыгрываемого  образа  следует  различать  сюжетно-изобразительную игру  с  незаконченным  (создаваемым)  образом и  обыгрывание  готового  (законченного)  образа.

I  этап констатирующий. Изучение уровня сформированности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

II этап обучающий. Подбор игровых приемов и проведение занятий по расширению и углублению изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста.

III этап  контрольный проверка эффективности использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста.

Нужно сказать, что нами для выявления уровня сформированности творческой активности и дальнейшей работы были проведены наблюдения за изобразительной деятельностью младших дошкольников. Для этого были взяты занятия: «Желтый цыпленок», «Листья желтые летят». (Приложение №1).

В процессе наблюдения мы оценили творческий подход детей  к изображению предмета, передачу формы, цвета, пропорциональность.

Для эксперимента мы взяли группу из 9 человек, и посчитали нужным взять детей с низким уровнем творческой активности в изобразительной деятельности (младшая группа)

Список детей:

Ф,И,

Возраст

Визжалова Маша

Гальперин Гриша

Моженко Никита

Кассин Дима

Кваша Семен

Балдин Антон

Меркулов Никита

Даниленко Маша

Смирнова Ира

3 года

3 года 5 месяцев

3 года 1 месяц

4 года

4года

3 года 3 месяца

3 года 6 месяцев

3 года 11 месяцев

3 года 7 месяцев


 

Работая по изучению уровня сформированности творческой активности у детей на занятиях по рисованию, мы пришли к выводу, что не смотря на постоянную работу, применение различных методов и приемов, в соответствии с программой всего лишь 35% детей правильно определили форму, пропорции, творчески подошли к выполнению рисунков.

В результате подсчетов  мы получили таблицу №1:

Ф.И. ребенка

Форма

Пропорции

Творч. подход

Визжалова Маша

+

+

Гальперин Гриша

+

+

-

Моженко Никита

-

-

-

Кассин Дима

-

-

-

Балдин Антон

+

-

-

Меркулов Никита

+

-

+

Даниленко Маша

+

+

+

Смирнова Ира

-

-

-

Кваша Семен

-

+

-


 

Полученные данные таковы: «Форма»- сформированность 40%, «Пропорции»-сформированность 30%, «Творческий подход»-сформированность 20%. Видно что форму дети передают лучше, чем соблюдают пропорции. Предстояла огромная работа по формированию у детей творческой активности и творческого подхода к рисунку. Для этого были разработаны игровые приемы и проведены занятия:

При характеристике  особенностей игровых приёмов обучения мы исходили  из  особенностей игры  (наличия игровых действий, "воображаемой"  ситуации,  ведущих мотивов  игры),  дидактического  назначения  этих приёмов,  своеобразия обучения в  условиях игры.

Игровые приемы  определяются нами   как ситуации,  состоящие  из  игровых действий,  разработанные  педагогом  с  учётом знаний и интересов детей и  способствующие  решению дидактических я  творческих  задач путем  создания игровых мотивов деятельности  детой на  занятии.

Выделение  видов  игровых приемов  и  их  систематизация производилась  с учетом характера  игровых моментов в детской изобразительной деятельности,  исходя из  того,  что  игривые проявления возникает  в  связи  с  создаваемым  рисунком,  который в этих случаях является своеобразной игрушкой, мы классифицировали игровые  приёмы  обучения по  характеру  игрового материала. Были  выделены две  группы игровых приёмов и  их варианты.

1.  Обыгрывание  изображаемого  предмета,  игрушек,  картин-панорам.  Эта игровая ситуация может  состоять из  имитационных или внеобразных действий  (загадывание-угадывание;  прятание-поиск и  т.п.).  Содержание  сюжетно-игровых ситуаций может  быть основано  на литературных  сюжетах  (инсценировки  сказок,  потешек и  т.п), или впечатлениях  от  окружающей жизни  (инсценировки жизненных сюжетов).

2.  Обыгрывание изображения.  В зависимости  от  характера обыгрываемого  образа  следует  различать  сюжетно-изобразительную игру  с  незаконченным  (создаваемым)  образом и  обыгрывание  готового  (законченного)  образа.

Сюжетно-изобразительная  игра  с незаконченным  (создаваемым) образом  организует  процесс  изображения,  и  потому  ряд игровых; действий совпадает  с изобразительными.  По содержанию обыгрываемого  изображения  (предметное,  сюжетное)  и по степени  его сложности  этот  приём  подразделяется на:

-  сюжетное обыгрывание  незаконченного  изображения-игрушки.

Такое  обыгрывание  представляет  собой ситуацию,  в которой незавершенное  изображение предмета как бы включается в воображаемый игровой  сюжет,  развертывающийся по поводу  рисунка.  В процессе обыгрывания изображение  обогащается деталями,  совершенствуется.  Часть  игровых действий при  этом реализуется изобразительными  средствами  (ребёнок  "застегивает"  пуговицы на шубке  изображаемой девочки,  "надевает"  валенки  и  т.д.).  В тех случаях,  когда  предметное  изображение  несложное,  одночастное, оно  создаётся посредством повторяющегося изобразительно-игрового действия,   (игрового  упражнения:   "скачет"  зайка,  "капает дождь, "растут" огурцы на грядке и т.п.);

- графическое  инсценирование сюжета - прием, состоящий  из ряда изобразительно-игровых действий, посредством которых игровой сюжет воплощается изобразительными средствами, то есть развивается непосредственно в рисунке.

Обыгрывание готового изображения осуществляется с помощью  игрушек или без них. Игровые  действия носят чаще всего имитационный характер, реализуется движением (воспроизводится ритм, траектория), словом (дети как будто "гуляют" по нарисованному лесу, "слушают" птиц,  "отдыхают' на солнечной полянке и т.п.). Иногда при обыгрывании готового образа используются изобразительные действия, которым придается игровой характер (подрисовали камушек, водоросли «спрятали» от щуки больную рыбку).

Мы провели  следующие занятия: «Птички клюют ягодки рябины», «Желтый одуванчик»

При формировании  замысла  (в первой  части  занятия)  использовались все  виды игровых приёмов  обучения.

1.  Обыгрывание  игрушек,  картин-панорам на каждом  занятии применялось  с  целью мотивировки  задания,  создания мотива деятельности,  близкого  к общественно направленным.  Этот  приём использовался и при  организации  игрового  обследования изображаемого предмета с целью подведения к пониманию необходимости обследования,  создания интереса  к предмету  изображения,  оказания помощи в выделении и  осознании  особенностей его формы, строения.  При повторном изображении подобных предметов  их обыгрывание  было направлено на активизацию опыта детей с целью формирования обобщенных представлений и  самостоятельности при обследовании  этих предметов.  Когда же в  обследовании  не  было необходимости,  проводилось обыгрывание игрушек и беседа,  направленная на активизацию прошлого  опыта детей с целью формирования представления о предмете и  возможных способах  его  изображения.

Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование