Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

При постановке задач, требующих проявления самостоятельности  и творчества, с помощью обыгрывания  игрушек или картин-панорам создавалась  поисковая ситуация, направляющая детей  на создание выразительных, оригинальных изображений.

2.  Сюжетно-изобразительная игра с  создаваемым образом (игровое упражнение,  сюжетное  обыгрывание незавершенного изображения - игрушки)  использовалась в первой части  занятия в сочетании  с  показом новых или плохо усвоенных  способов изображения.  Игровой приём направлялся на  "оживление"  образа,  напоминание  способов действия с  изобразительным материалом,  демонстрацию возможных вариантов выполнения изображения,  сосредоточение вникания на демонстрируемых приёмах и  обеспечение их осмысленного  восприятия.

При решении  задач развития самостоятельности  сюжетно-изобразительная игра проводилась  так, что дети побуждались к определению  последовательности и поиску способов выполнения изображения. При этом активизировался  изобразительный опыт детей, обеспечивалось использование его в относительно новых условиях. В таких случаях дети, побуждаемые стремлением создавать рисунок для игровых персонажей, с интересом подсказывали воспитателю или ребенку, что и как надо рисовать; сразу же по собственной инициативе оценивали рисунок, искали возможности его улучшения («Тут надо перила к мостику приделать, тогда мишка не упадет»).

3. Обыгрывание  готового изображения, созданного  детьми в результате показа  способов работы, применялось с  целью закрепления предложенного детям мотива деятельности. В процессе обыгрывания дети видели зависимость успешного «использования» рисунка игровыми персонажами от его качества, это убеждало их в необходимости выполнения требований к способам изображения, помогало лучше осознать задание, предупредить возможные ошибки, формировало умение чувствовать выразительность образа.

В индивидуальной работе по руководству воплощением  замысла (во второй части занятия) использовался  прием сюжетно-изобразительной игры с незаконченным изображением. В зависимости от содержания изображения (предметное, сюжетное) он направлялся на улучшение качества изображения предмета, дополнение образа выразительными деталями, или воплощение сюжета с помощью изобразительно-игровых действий. Воспитатель так обыгрывал детский рисунок (аппликацию), чтобы ребенок сразу увидел его достоинства и слабости. (Лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала клеем, что в автобусе темно, нет окон). Игровые приемы на этом этапе деятельности применялись в момент возникающих пауз в изображении, свидетельствующих о больших затруднениях детей.

Конкретное назначена  приемов:  "оживление" образа, текущий анализ и оценка создаваемого рисунка,  помощь в развитии замысла и поиска снобов воплощения его адекватными изобразительно-выразительными средствами.

При анализе  и оценке детских работ (в третьей  части занятия) использовался прием  обыгрывания готовых изображений. Обыгрывание необходимо как логическое завершение деятельности, побуждаемой  соответствующим   мотивом. Каждый ребенок хотел обыграть свой рисунок, поэтому демонстрировались все детские работы. Осознанные и принятые детьми требования к качеству изображения создавали основу для заинтересованного и осмысленного анализа образа.

Назначение игрового приема:   закрепление принятого детьми мотива, обеспечение осмысленного заинтересованного анализа и оценки рисунков, желания улучшить изображение, укрепление интереса к изобразительной деятельности, формирование чувства ответственности за свою работу. Игровой анализ способствовал эстетическому восприятию образов, пониманию их выразительности. В зависимости от ведущих задач занятия он направлял на оценку качества освоения детьми изобразительных умений или проявлений творчества в создании и воплощении замысла рисунка.

 

Мы использовали много  игровых приемов, которые принесли положительный результат.

Таблица №2.

 

Ф.И. ребенка

Форма

Пропорции

Творч. подход

Визжалова Маша

+

+

+

Гальперин Гриша

+

+

+

Моженко Никита

+

+

+

Кассин Дима

+

+

+

Балдин Антон

+

+

-

Меркулов Никита

+

+

+

Даниленко Маша

+

+

+

Смирнова Ира

+

-

-

Кваша Семен

+

+

-


«Форма»-сформированность 100%, «Пропорции»-сформированность 95%, «Творческий подход»-сформированность 65%.

Таким образом  мы провели работу по сформированности творческой активности в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Если проанализировать таблицы, то результат положительный. На основании этого можно сделать вывод:

1. Проведенное исследование показало,  что успешность обучения и развития детей в условиях изобразительной деятельности в большей степени обусловлена сохранением и специальным созданием в  ней игровых моментов.

2. В процессе исследования выделена игровых приемов  обучения. Она представляет собой группу приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), классифицированных по характеру игрового материала и включенных в современную методику руководства детским изобразительным творчеством.

Разработка и  использование системы игровых  приемов осуществлялись с учетом ряда факторов:  специфики детской игры, характера, места и роли игровых проявлений в детском изобразительном творчестве, возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-го года жизни, задач обучения и развития дошкольников в условиях данного вида деятельности.

3.  В исследовании показана эффективность применяемой системы игровых приемов обучения.

Значительно активизировалась учебная деятельность детей на занятии. Они с большим интересом воспринимали задание воспитателя, принимали, целенаправленно выполняли его, контролируя свои действия в соответствии с предъявленными требованиями.

Игровые приемы обучения вызывали большую активность и инициативу в процессе анализа и оценки создаваемых образов, формировали способность чувствовать и определять их выразительность, понимать изобразительно-выразительные средства; вызывала желание улучшить изображение, исправить ошибки.

У детей со слабыми  изобразительными  умениями, не любящих изобразительную деятельность, игровые приемы способствовали формированию интереса к ней, у робких - смелости и большей уверенности в своих силах, у детей, отличающихся процессуальным характером деятельности,  направленности на  достижение результата.

Игровые приемы обучения вызывали устойчивый интерес  к изобразительной деятельности, вследствие чего значительно активизировалась самостоятельная художественная деятельность детей.

Методика обучения, включающая систему игровых приемов, оказала влияние на развитие творчества. Это сказалось в относительной оригинальности содержания рисунков и способов изображения, активном преобразовании изобразительного опыта, быстрой ориентировке при решении творческих задач у детей экспериментальной группы.

Применяемая методика руководства изобразительной деятельностью способствовала более качественному овладению детьми всеми изобразительными умениями.

 

2.2. Педагогические  выводы и рекомендации.

По проведенному эксперименту в младшей группе, можно  сказать что проведена большая работа, которая дала положительный результат. Активность и заинтересованность детей облегчила нам работу. Определяя специфику игровых приемов, воспитатель должен отчетливо представлять цель проводимой работы, уметь определять ее место в общей системе ознакомления детей с изобразительной деятельностью.

Таким образом, при условии использования методики обучения, включающей предлагаемую систему  игровых приемов, изобразительная  деятельность становится средством  активного творческого выражения  детьми своих впечатлений об окружающем, средством развития творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Приложение 1

Занятие по изобразительной  деятельности (рисование) на тему «Листья желтые летят».

 

Цель: обучить   умению  рисовать листья, примакивая кисточку  к листу бумаги;

развивать технические  навыки правильно держать кисть, пользоваться краской, промывать кисть; продолжать знакомить с желтым цветом; обучать умению выполнять ритмическое движение – кружиться под музыку; доставить детям радость от участия в игровом занятии и вызвать положительный эмоциональный отклик; формировать интерес к изобразительной деятельности посредством игровых моментов; учить видеть красоту природы.

Оборудование  и материалы: бумажные листья желтого цвета, тонированные альбомные листы с нарисованными деревьями; желтая краска, кисточки, тряпочки, баночки с водой; музыкальная запись (ритмы вальса).

Ход занятия.

     Воспитатель  показывает детям букет из желтых листьев и читает стихи:

    Я по улице  гуляла

    И листочки  собирала.

    Все в букетик  собрала

    И ребятам  принесла.

    Затем воспитатель   предлагает детям полюбоваться  красотой листьев.

- Листья раньше росли  на деревьях, но пришла осень, листья с деревьев облетели и лежат на дорожке. Их можно собрать и поставить в вазу, пусть украшают комнату.

    Когда дети  как следует рассмотрели букет  осенних листьев, воспитатель  раздает каждому по листочку  и говорит:

- Давайте  вспомним, как листья росли на деревьях. (Дети под музыку  выполняют ритмичные движения: качают листочки над головой и кружатся).

- А потом подул сильный  ветер, деревья закачались, листики  оторвались от дерева, закружились  в воздухе и тихо опустились  на землю.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Кружат по дорожке,

Падают под ножки.

Дети выполняют соответствующие  движения: показывают руками, как качаются деревья, кружатся под музыку, затем  кладут листья на пол.

    После игры  воспитатель предлагает детям  снова собрать листочки, внимательно рассмотреть их и сказать какого они цвета. Из листьев снова составляется букет, который воспитатель ставит на видное место. Педагог обращает внимание на листы тонированной бумаги с изображением деревьев, предлагает нарисовать на деревьях красивые листочки желтого цвета.

     Дети садятся  за столы, берут кисточки и  сначала сухой кисточкой  выполняют  упражнение (приложить-убрать), а затем  набирают на кончик кисти краску  и приступают к работе.  Во  время выполнения работы воспитатель  неоднократно напоминает, как правильно работать  с кисточкой; при необходимости помогает , подсказывает детям индивидуально.  По окончании работы педагог предлагает позаботиться о своих кисточках, хорошо промыть их в воде.

     Все работы  воспитатель собирает на стенде. Он предлагает всем ребятам посмотреть, какая  красивая осенняя  аллея получилась; напоминает, что листья желтого цвета. Затем  воспитатель предлагает малышам пойти на прогулку по осенней аллее.

    Завершает  занятие игра «Листья желтые  летят»: под музыку дети бегут с листочками по кругу, на смену музыки выполняя кружение на месте.  Действие повторяется 4-5 раз, под конец музыки дети присаживаются на корточки, опускают листочки.

  

 

 

Занятие на тему «Дорожки-половички».

Программное содержание: учить видеть красоту предметов народного быта; вызвать эмоциональный отклик, стремление сделать красивую вещь для подарка; учить работать дружно, вместе создавать узор на полосе из широких поперечных полос, чередовать два цвета, оставлять между полосками небольшое расстояние – «коридорчики».

Материал: тканевые дорожки с поперечными полосами разного цвета – деревенского ткачества; два куска обоев или бумаги 30х100 см; гуашь двух цветов.

Ход занятия:

Выставка половичков-дорожек. Воспитатель предлагает полюбоваться красивыми вещами, рассмотреть расположение широких полос на половике, показывает расстояние между полосками – «коридорчики».

«Дорожки-половички  стелят в комнате на полу. Становится сразу красиво, уютно, а ногам  тепло. Кот Матроскин живет в  доме в деревне Простоквашино. Он позвонил и попросил сделать ему красивые дорожки-половички».

Предлагает  детям нарисовать для кота Матроскина дорожки-половички. Приглашает детей  к двум столам, на которых лежат  длинные полосы бумаги, рядом на других столах – гуашь двух цветов, материал для рисования. Каждый ребенок выбирает краску одного цвета. Воспитатель расставляет детей по три человека у длинных сторон «дорожки». Рисуют все вместе, рядом, дружно.

Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование