Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат
Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература
При постановке
задач, требующих проявления самостоятельности
и творчества, с помощью обыгрывания
игрушек или картин-панорам
2. Сюжетно-изобразительная игра с создаваемым образом (игровое упражнение, сюжетное обыгрывание незавершенного изображения - игрушки) использовалась в первой части занятия в сочетании с показом новых или плохо усвоенных способов изображения. Игровой приём направлялся на "оживление" образа, напоминание способов действия с изобразительным материалом, демонстрацию возможных вариантов выполнения изображения, сосредоточение вникания на демонстрируемых приёмах и обеспечение их осмысленного восприятия.
При решении задач развития самостоятельности сюжетно-изобразительная игра проводилась так, что дети побуждались к определению последовательности и поиску способов выполнения изображения. При этом активизировался изобразительный опыт детей, обеспечивалось использование его в относительно новых условиях. В таких случаях дети, побуждаемые стремлением создавать рисунок для игровых персонажей, с интересом подсказывали воспитателю или ребенку, что и как надо рисовать; сразу же по собственной инициативе оценивали рисунок, искали возможности его улучшения («Тут надо перила к мостику приделать, тогда мишка не упадет»).
3. Обыгрывание
готового изображения,
В индивидуальной
работе по руководству воплощением
замысла (во второй части занятия) использовался
прием сюжетно-изобразительной
Конкретное назначена приемов: "оживление" образа, текущий анализ и оценка создаваемого рисунка, помощь в развитии замысла и поиска снобов воплощения его адекватными изобразительно-выразительными средствами.
При анализе
и оценке детских работ (в третьей
части занятия) использовался прием
обыгрывания готовых
Назначение игрового приема: закрепление принятого детьми мотива, обеспечение осмысленного заинтересованного анализа и оценки рисунков, желания улучшить изображение, укрепление интереса к изобразительной деятельности, формирование чувства ответственности за свою работу. Игровой анализ способствовал эстетическому восприятию образов, пониманию их выразительности. В зависимости от ведущих задач занятия он направлял на оценку качества освоения детьми изобразительных умений или проявлений творчества в создании и воплощении замысла рисунка.
Мы использовали много игровых приемов, которые принесли положительный результат.
Таблица №2.
Ф.И. ребенка |
Форма |
Пропорции |
Творч. подход |
Визжалова Маша |
+ |
+ |
+ |
Гальперин Гриша |
+ |
+ |
+ |
Моженко Никита |
+ |
+ |
+ |
Кассин Дима |
+ |
+ |
+ |
Балдин Антон |
+ |
+ |
- |
Меркулов Никита |
+ |
+ |
+ |
Даниленко Маша |
+ |
+ |
+ |
Смирнова Ира |
+ |
- |
- |
Кваша Семен |
+ |
+ |
- |
«Форма»-сформированность 100%, «Пропорции»-сформированность 95%, «Творческий подход»-сформированность 65%.
Таким образом мы провели работу по сформированности творческой активности в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Если проанализировать таблицы, то результат положительный. На основании этого можно сделать вывод:
1. Проведенное исследование показало, что успешность обучения и развития детей в условиях изобразительной деятельности в большей степени обусловлена сохранением и специальным созданием в ней игровых моментов.
2. В процессе исследования выделена игровых приемов обучения. Она представляет собой группу приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), классифицированных по характеру игрового материала и включенных в современную методику руководства детским изобразительным творчеством.
Разработка и использование системы игровых приемов осуществлялись с учетом ряда факторов: специфики детской игры, характера, места и роли игровых проявлений в детском изобразительном творчестве, возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-го года жизни, задач обучения и развития дошкольников в условиях данного вида деятельности.
3. В исследовании показана эффективность применяемой системы игровых приемов обучения.
Значительно активизировалась учебная деятельность детей на занятии. Они с большим интересом воспринимали задание воспитателя, принимали, целенаправленно выполняли его, контролируя свои действия в соответствии с предъявленными требованиями.
Игровые приемы обучения вызывали большую активность и инициативу в процессе анализа и оценки создаваемых образов, формировали способность чувствовать и определять их выразительность, понимать изобразительно-выразительные средства; вызывала желание улучшить изображение, исправить ошибки.
У детей со слабыми изобразительными умениями, не любящих изобразительную деятельность, игровые приемы способствовали формированию интереса к ней, у робких - смелости и большей уверенности в своих силах, у детей, отличающихся процессуальным характером деятельности, направленности на достижение результата.
Игровые приемы
обучения вызывали устойчивый интерес
к изобразительной
Методика обучения, включающая систему игровых приемов, оказала влияние на развитие творчества. Это сказалось в относительной оригинальности содержания рисунков и способов изображения, активном преобразовании изобразительного опыта, быстрой ориентировке при решении творческих задач у детей экспериментальной группы.
Применяемая методика руководства изобразительной деятельностью способствовала более качественному овладению детьми всеми изобразительными умениями.
2.2. Педагогические выводы и рекомендации.
По проведенному эксперименту в младшей группе, можно сказать что проведена большая работа, которая дала положительный результат. Активность и заинтересованность детей облегчила нам работу. Определяя специфику игровых приемов, воспитатель должен отчетливо представлять цель проводимой работы, уметь определять ее место в общей системе ознакомления детей с изобразительной деятельностью.
Таким образом,
при условии использования
Занятие по изобразительной деятельности (рисование) на тему «Листья желтые летят».
Цель: обучить умению рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги;
развивать технические навыки правильно держать кисть, пользоваться краской, промывать кисть; продолжать знакомить с желтым цветом; обучать умению выполнять ритмическое движение – кружиться под музыку; доставить детям радость от участия в игровом занятии и вызвать положительный эмоциональный отклик; формировать интерес к изобразительной деятельности посредством игровых моментов; учить видеть красоту природы.
Оборудование и материалы: бумажные листья желтого цвета, тонированные альбомные листы с нарисованными деревьями; желтая краска, кисточки, тряпочки, баночки с водой; музыкальная запись (ритмы вальса).
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям букет из желтых листьев и читает стихи:
Я по улице гуляла
И листочки собирала.
Все в букетик собрала
И ребятам принесла.
Затем воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой листьев.
- Листья раньше росли на деревьях, но пришла осень, листья с деревьев облетели и лежат на дорожке. Их можно собрать и поставить в вазу, пусть украшают комнату.
Когда дети как следует рассмотрели букет осенних листьев, воспитатель раздает каждому по листочку и говорит:
- Давайте вспомним, как листья росли на деревьях. (Дети под музыку выполняют ритмичные движения: качают листочки над головой и кружатся).
- А потом подул сильный ветер, деревья закачались, листики оторвались от дерева, закружились в воздухе и тихо опустились на землю.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Кружат по дорожке,
Падают под ножки.
Дети выполняют
После игры воспитатель предлагает детям снова собрать листочки, внимательно рассмотреть их и сказать какого они цвета. Из листьев снова составляется букет, который воспитатель ставит на видное место. Педагог обращает внимание на листы тонированной бумаги с изображением деревьев, предлагает нарисовать на деревьях красивые листочки желтого цвета.
Дети садятся
за столы, берут кисточки и
сначала сухой кисточкой
Все работы воспитатель собирает на стенде. Он предлагает всем ребятам посмотреть, какая красивая осенняя аллея получилась; напоминает, что листья желтого цвета. Затем воспитатель предлагает малышам пойти на прогулку по осенней аллее.
Завершает занятие игра «Листья желтые летят»: под музыку дети бегут с листочками по кругу, на смену музыки выполняя кружение на месте. Действие повторяется 4-5 раз, под конец музыки дети присаживаются на корточки, опускают листочки.
Занятие на тему «Дорожки-половички».
Программное содержание: учить видеть красоту предметов народного быта; вызвать эмоциональный отклик, стремление сделать красивую вещь для подарка; учить работать дружно, вместе создавать узор на полосе из широких поперечных полос, чередовать два цвета, оставлять между полосками небольшое расстояние – «коридорчики».
Материал: тканевые дорожки с поперечными полосами разного цвета – деревенского ткачества; два куска обоев или бумаги 30х100 см; гуашь двух цветов.
Ход занятия:
Выставка половичков-дорожек. Воспитатель предлагает полюбоваться красивыми вещами, рассмотреть расположение широких полос на половике, показывает расстояние между полосками – «коридорчики».
«Дорожки-половички стелят в комнате на полу. Становится сразу красиво, уютно, а ногам тепло. Кот Матроскин живет в доме в деревне Простоквашино. Он позвонил и попросил сделать ему красивые дорожки-половички».
Предлагает детям нарисовать для кота Матроскина дорожки-половички. Приглашает детей к двум столам, на которых лежат длинные полосы бумаги, рядом на других столах – гуашь двух цветов, материал для рисования. Каждый ребенок выбирает краску одного цвета. Воспитатель расставляет детей по три человека у длинных сторон «дорожки». Рисуют все вместе, рядом, дружно.
Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование