Теме № 3. Своеобразие
занятий изобразительной деятельностью
в 1-2 младшей группе детского сада.
План:
- Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6
- Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9
- Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11
- Организация и методика проведения занятий……..12-18
- Анализ проведения работы………………………….18-21
- Литература………………………………………………………………..21
1.Значение занятий
изобразительной деятельностью
для развития детей 1-й, 2-й младшей
группы детского сада
В формировании личности ребенка
большое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности:
рисование, лепка, вырезание из
бумаги фигурок и наклеивание
их, создание различных конструкций
из природных материалов и
т.д. Изобразительная деятельность
дошкольников как вид художественной
деятельности должна носить эмоциональный,
творческий характер. Педагог должен
создавать для этого все условия:
он, прежде всего, должен обеспечить
эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать
образное мышление и воображение,
учить детей способам создания
изображений, средствам их выразительного
исполнения.
Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности,
основное назначение которой
– образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность –
это специфическое образное познание
действительности. Как всякая познавательная
деятельность имеет большое значение
для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать
невозможно без целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения.
Для того чтобы нарисовать, вылепить
какой-либо предмет, надо предварительно
хорошо с ним ознакомиться, запомнить
его форму, величину, цвет, конструкцию
расположение частей.
Для умственного развития детей
имеет большое значение постепенное
расширение запаса знаний на
основе представлений о разнообразии
форм пространственного расположения
предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков
цветов.
При организации восприятия при
организации восприятия предметов
и явлений важно обращать внимание
детей на изменчивость форм, величин
(ребенок и взрослый), цветов (растения
в разные времена года), разное
пространственное расположение предметов
и частей (птица сидит, летает, клюет зерна,
рыбка плавает в разных направлениях и
т.д.); детали конструкций также могут быть
расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией
дети знакомятся с материалами
(бумага, краски, глина, мел, природный
материал и др.), с их свойствами,
выразительными возможностями, приобретают
навыки работы.
На занятиях художественной деятельностью
развивается речь детей: усвоение
и название форм, цветов и их
оттенков, пространственных обозначений
способствует обогащению словаря;
высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании
предметов, построек, а также при
рассматривании иллюстраций, репродукций
с картин художников положительно
влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной
речи.
Как указывают психологи, для
осуществления разных видов деятельности,
умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки,
умения, которые они приобретают
в процессе рисования, аппликации
и конструировании.
Формирование представлений о
предметах требует усвоения знаний
об их свойствах и качествах,
форме, цвете, величине, положении
в пространстве. Дети определяют
и называют эти свойства, сравнивают
предметы, находят сходства и
различия, то есть производят
умственные действия. Таким образом,
изобразительная деятельность содействует
сенсорному воспитанию и развитию
наглядно-образного мышления.
В процессе изобразительной деятельности
сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка,
лепки, аппликации необходимо
приложить усилия, осуществить трудовые
действия, овладеть определенными
умениями. Художественная деятельность
дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые
усилия, овладевать трудовыми навыками.
Сначала у детей возникает
интерес к движению карандаша
или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.
Освоение трудовых умений и
навыков связано с развитием
таких волевых качеств личности,
как внимание, упорство, выдержка. У
детей воспитываются умения трудиться,
добиваться желаемого результата.
Формированию трудолюбия, навыков
самообслуживания способствует
участие ребят в подготовке
к занятиям и уборке рабочих
мест.
Изобразительная деятельность должна
быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости,
для углубления тех благородных
чувств, которые возникают у них.
Изобразительное творчество является
одним из любимейших занятий
детей. Необходим большой запас
зрительных образов и впечатлений,
творческое воображение. У ребенка
возникает вполне естественное
желание передать в рисунках
свои впечатления от увиденного
и прочитанного. Он берет в
руки карандаши, краски, кисти,
бумагу, и начинается процесс
творчества.
Взрослым в этот период очень важно показать
ребенку, что в штрихах, точках, линиях,
каракулях можно увидеть какое-то содержание,
образ. Но сначала целесообразно дать
ему возможность самому сделай, открытие,
увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко
или машинку. Возникает так называемый
ассоциативный образ. Однако условием
первоначального "прочтения" собственного
рисунка является умение ребенка читать
изображения - картинки и рисунки взрослых.
Поэтому с детьми второго года жизни очень
важно рассматривать предметные картинки
и соответствующие иллюстрации в книжках.
Сначала ребенок не отличает изображение
от реального предмета, но постепенно
он начинает понимать условности изображения
(нарисованное яблоко нельзя съесть). С
полутора лет палитру художественных
инструментов и красок можно расширить,
например, что цветные следы на бумаге
оставляют и ватная палочка, и тупой конец
карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик.
Стоит лишь окунуть их в краску и потом
постукать или пошлепать по бумаге. Малыш
должен как следует освоить один способ
(это может занять неделю или даже пару
месяцев), и только потом можно вводить
новый. Также вводятся и новые способы
изображения – вертикальные, горизонтальные
и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные
формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается
ассоциировать по форме, цвету с известными
ему предметами. В этом возрасте возникают
первые попытки назвать изображение. Поэтому
взрослому необходимо обыгрывать и наполнять
смыслом все, что появляется на листе:
«солнышко светит», «тучка приплыла - все
небо закрыла, «дождик кап-кап – лужа»,
«травка-муравка», «дорожки бегут и по
ним ножки бегут - топ-топ-топ» и т.д.
Таким образом, изобразительная деятельность
ребенка составляет преимущественный
вид детского творчества в раннем возрасте,
деятельности: способствует снятию тревожности,
агрессии, интенсивного развития эмоционального
мира и общения.
Так, занятия рисованием, лепкой, конструированием
- одни из самых больших удовольствий для
ребёнка. Они приносят малышу много радости.
Рисуя, ребёнок отражает не только то,
что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию. Положительные эмоции составляют
основу психического здоровья и благополучия
детей. А поскольку изобразительная деятельность
является источником хорошего настроения,
следует поддерживать и развивать интерес
ребенка к творчеству.
Процесс обучения изобразительной
деятельности строится на взаимодействии
ребёнка с педагогом и детьми.
В процессе такого взаимодействия
выстраиваются отношения, формируется
личность человека. В изобразительной
деятельности возможно успешное
развитие таких качеств личности
как самостоятельность, иницитиативность,
коммуникативность, а также способность
подчинять своё поведение элементарным
правилам - как прообраз будущей
саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность
важна не столько для овладения умением
рисовать, сколько для общего психического
и личностного развития ребенка.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием
направлены на развитие у ребёнка любви
к прекрасному, обогащению его духовного
мира, развитие воображения, эстетического
отношения к окружающей действительности,
приобщение к искусству как неотъемлемой
части духовной и материальной культуры,
эстетического средства формирования
и развития личности ребёнка.
2. Особенности
психических процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения) и
двигательных навыков у детей
третьего, четвертого года жизни.
Возрастные особенности детей
четвертого года жизни. Младший
дошкольный возраст характеризуется
высокой интенсивностью физического
и психического развития. Повышается
активность ребенка, усиливается
ее целенаправленность; более разнообразными
и координированными становятся
движения.
С 3–4 лет происходят существенные
изменения в характере и содержании
деятельности ребенка, в отношениях
с окружающими: взрослыми и
сверстниками. Ведущий вид деятельности
в этом возрасте – предметно-действенное
сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого
возраста состоит в том, что
действия ребенка приобретают
целенаправленный характер. В разных
видах деятельности – игре, рисовании,
конструировании, а также в
повседневном поведении дети
начинают действовать в соответствии
с заранее намеченной целью,
хотя в силу неустойчивости
внимания, несформированности произвольности
поведения ребенок быстро отвлекается,
оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко
выражена потребность в общении
со взрослыми и сверстниками.
Особенно важную роль приобретает
взаимодействие со взрослым, который является
для ребенка гарантом психологического
комфорта и защищенности. В общении с ним
малыш получает интересующую его информацию,
удовлетворяет свои познавательные потребности.
На протяжении младшего дошкольного возраста
развивается интерес к общению со сверстниками.
В играх возникают первые «творческие»
объединения детей. В игре ребенок берет
на себя определенные роли и подчиняет
им свое поведение.
В этом проявляется интерес
маленького человека к миру
взрослых, которые выступают для
него в качестве образца поведения,
обнаруживается стремление к
освоению этого мира. Совместные
игры детей начинают преобладать
над индивидуальными играми и
играми рядом. Открываются новые
возможности для воспитания у
детей доброжелательного отношения
к окружающим, эмоциональной отзывчивости,
способности к сопереживанию.
В игре, продуктивных видах деятельности
(рисовании, конструировании) происходит
знакомство ребенка со свойствами
предметов, развиваются его восприятие,
мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен
уже не только учитывать свойства
предметов, но и усваивать некоторые
общепринятые представления о
разновидностях этих свойств
– сенсорные эталоны формы,
величины, цвета и др. Они становятся
образцами, мерками, с которыми
сопоставляются особенности воспринимаемых
предметов.
Преобладающей формой мышления
становится наглядно-образное. Ребенок
оказывается способным не только
объединять предметы по внешнему
сходству (форма, цвет, величина), но
и усваивать общепринятые представления
о группах предметов (одежда, посуда,
мебель). В основе таких представлений
лежит не выделение общих и
существенных признаков предметов,
а объединение входящих в общую
ситуацию или имеющих общее
назначение.