Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:22, контрольная работа

Описание работы

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Содержание работы

Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6

Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9

Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11

Организация и методика проведения занятий……..12-18

Анализ проведения работы………………………….18-21

Литература……………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по изо 5 курс.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

               Резко возрастает любознательность  детей. В этом возрасте происходят  существенные изменения в развитии  речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

              С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.

              Что же касается двигательных  навыков  у детей рассматриваемой  категории, то в это возрасте  они уже могут ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя; сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы; ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м; строиться в колонну, шеренгу, круг; выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя; самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга; скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых; передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте на лыжах; кататься на трехколесном велосипеде; погружаться в воду.

           Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

 

3.Задачи и содержание  изобразительной деятельности в  1-й, 2-й младшей группы детского сада.

 

Манипуляции материалом

            Учить детей работать карандашом, правильно держать его, рисовать  штрихами и линиями, различать  вертикальные, горизонтальные, округлые  линии, наносить их. Составлять  узоры, используя знакомые линии.

            Учить работать кистью, правильно  держать ее, пользоваться водой,  рисовать слитные линии, использовать  круговые движения. Знакомить с  многообразием цветов и способами  их использования (представления  о палитре). Учить работать гуашью.

Цветоведение

            Знакомить с цветовым многообразием  окружающего мира, учить использовать  различные цвета для изображения  действительности и создания  образной выразительности, использовать  цветовое многообразие в орнаментах  и узорах.

Композиция

          Знакомить с многообразием форм  предметов (квадрат, круг); учить  рисовать предметы квадратной  и круглой формы, а также  предметы, состоящие из двух частей, квадратной, прямоугольной, круглой  и овальной формы. Составлять  и рисовать узоры на фоне  прямоугольной и круглой формы,  используя карандаш и краски  разных цветов.

 

Эстетический контекст

        Знакомить  с эстетическим многообразием  окружающего мира, с основами  формы и содержания в жизни  и искусстве, с возможностями  их отражения в рисунке. 

                                                       Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём  выделения формы предметов, обведения  их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.

             Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

            Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

           Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

          Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).

           Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

                              Лепка, аппликация, конструирование

           Вызывать у детей интерес к лепке, аппликации, конструированию. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, а также картоном, бумагой, клеем, деревянным конструктором, игрушками. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

          Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

         Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.

       Учить детей при аппликации составлять узоры, располагать вырезанные детали по своему усмотрению.

         Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек пи конструировании.

Приучать детей к аккуратному  обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку, игрушки, конструктор на свои места.

 

4.Организация  и методика проведения занятий.

 

             Особенности младшего дошкольного  возраста определяют направление  изобразительной деятельности, занятия  которой как результат продуктивного  освоения действительности направлены  на формирование целостного представления  о мире природы и рукотворном.  На этом этапе для ребенка  важно открытие необычного в  обычном, неизвестного в известном.  Исходя из этого, программа  курса основана на пробуждении  в ребенке художественно-эстетического  начала через впечатления и  ощущения, проявляющиеся в отношении  к миру и выражающиеся в  конкретной деятельности.

              В этот возрастной период педагог  знакомит ребенка с основами  цветоведения, композиции, эстетического  контекста, дающими представление  об универсальности мира и  вместе с тем его содержательном  своеобразии, обеспечивает необходимыми  технологическими приемами изобразительной  деятельности.

Рисование

                            Методы и приёмы

            Для того чтобы у детей возникло  желание выполнять учебное задание,  воспитателю необходимо проводить  специальную работу, направленную  на формирование игровой мотивации.

             Чтение стишков, песенок, потешек  – важный методический приём.  Он повышает положительное эмоциональное  отношение детей к занятию.

             Следует побуждать рисовать самые  разнообразные предметы, окружающие  и привлекающие внимание в  процессе игр, наблюдений на  прогулках, рассматривания, обведения  руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на  рисунок, надо учить находить  их сходство получившихся на  бумаге штрихов и линий с  окружающими предметами.

            Для успешного овладения рисованием  важно развивать сенсорные основы  изобразительной деятельности: восприятие  предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и  цвета.

             Просмотр всех рисунков в конце  занятия воспитывает у детей  интерес к результатам сверстников,  собственной деятельности. Анализ  работ должен идти от игрового  персонажа.

              Занятия должны доставлять детям  радость!

                В результате работы дети:

знакомятся с особенностями  материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);

знакомятся с основными  цветами;

отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.

           Дети могут: 

пользоваться карандашом;

пользоваться кисточкой  и красками, использовать воду;

наносить простые линии  и пятна гуашью;

наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;

использовать различные  цвета для создания выразительных  образов;

выполнять узоры  с элементами различных форм и цветов;

создавать сюжетные композиции;

эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную  характеристику.

 

ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

        Знакомство с материалами и способами деятельности начинается с выполнения работы по образцу (поезд, такой, как у меня); по образцу с преобразованием (яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием (такой же дом, но с высокой башенкой), что, в свою очередь, подготовит детей к работе по замыслу.

         Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники). Вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недостающие элементы до готовой поделки (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин).

          В период знакомства со свойствами материалов и техникой исполнения педагог пошагово показывает и выполняет вместе с детьми работу. Полный показ не требуется в том случае, если ребенок делает что-то из знакомых форм (лепка неваляшки из шаров разных размеров – с техникой лепки шаров дети знакомы). В этом случае дети должны уже использовать усвоенные приемы. Однако до самостоятельной работы надо провести ее анализ, показать способ и последовательность скрепления деталей, что и демонстрируют взрослые или дети, владеющие нужной техникой.

Лепка

Основные материалы.

 Пластилин, глина, пластическая  масса.

Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), палочка (спичка), тряпочка.

Содержание работы.

         Учить отделять кусочки пластического материала, раскатывать их прямыми или круговыми движениями между ладонями и на доске (клеенке), расплющивать полученные формы, сворачивать палочку-колбаску в круг-кольцо, соединять детали между собой, прижимать детали друг к другу, украшать работу при помощи палочки (спички).

        Лепка предметная, с натуры ( Зернышки для птичек. Наливные яблочки. Вишенки. Гусеница/сороконожка. Колбаска/палочка. Следы невиданных зверей на дорожке. Снежинка. Снеговик. Елочка. Баранки и крендельки. Воздушный шарик. Тарелочка. Чашка. Веточка с почками. Солнышко. Железная дорога и др.)

Из природного материала (Грибы для ежика. Жучок)

 

 

 В результате работы  дети знакомятся:

с названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина);

с принципами лепки простейших форм (шар, палочка);

с простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски;

с правилами безопасности труда и личной гигиены при  работе с указанными инструментами  и материалами.

Дети учатся поддерживать порядок на рабочем месте.

 

 Дети могут: 

отделять небольшие кусочки  от целого куска материала;

раскатывать кусочки прямыми  движениями (вперед-назад), получая  палочку-колбаску;

раскатывать кусочки круговыми  движениями, получая шар;

Информация о работе Своеобразие занятий изобразительной деятельности в 1-2 младшей группе детского сада