Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:22, контрольная работа
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Значение занятий изобразительной деятельностью для развития детей 1-й, 2-й младшей группы детского сада……………2-6
Особенности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и двигательных навыков у детей третьего, четвертого года жизни…………………………………………….6-9
Задачи и содержание изобразительной деятельности в 1-й, 2-й младшей группы детского сада…………………………………9-11
Организация и методика проведения занятий……..12-18
Анализ проведения работы………………………….18-21
Литература……………………………
расплющивать шар, палочку-колбаску
для получения элементов
лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;
украшать работу точками и насечками, используя палочку-спичку.
Методы и приёмы
В лепке применяется
Занятия по лепке носят
Пластичные материалы
Важный момент в проведении
занятия – оценка деятельности
детей. Воспитателю необходимо
вызывать радостное настроение,
оценивая сам процесс и
Большое значение в процессе
обучения имеют правильно
Аппликация
Основные материалы: цветная бумага, картон.
Инструменты и приспособления: клей, клеенка, кисточка для клея, тряпочка.
Содержание работы.
Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме, чередуя и повторяя их. Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.
Аппликация предметная, с натуры (Мячики на дорожке. Фруктовое угощение. Пирамидка. Домик. Вагончики. Елочка-красавица. Снег идет. Снеговик. Ванька-встанька. Лютики-цветочки)
По замыслу - составление узоров из полосок, кругов и квадратов. Составление и наклеивание игрушки из заготовок
Декоративная - платочек для куклы. Украшение дымковской игрушки. Ковер для кукольного домика. Открытка для папы. Открытка для мамы. Украшение тарелочки
В результате работы дети знакомятся:
с названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
с правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся: поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Дети могут:
составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;
составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
Основные материалы и инструменты: деревянный конструктор для крупных построек (кубики, кирпичики, пластины, конусы разных размеров), игрушки для обыгрывания простых сюжетов, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).
Содержание работы:
Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек; изменять постройки в высоту или в ширину; располагать детали, придвигая их друг к другу или размещая на определенном расстоянии друг от друга.
Выполнение работы из деталей конструктора (Там на неведомых дорожках. Забор. Башенки. Дом. Высотный дом. Лесенка-чудесенка. Мост. Елочка. Теремок. Кроватки для трех медведей. Стол и стулья. Мы по улице идем (совместная работа)
Из природного материала (Цветы. Птички-невелички. Чудесный город (из влажного песка на прогулке)
Из бумаги- наливные яблочки. Гусеница. Бумажные игрушки
В результате работы дети знакомятся:
с названиями различных строительных деталей;
с правилами конструирования из строительного материала.
Дети учатся поддерживать
порядок на рабочем месте и
соблюдать правила
Дети могут:
под руководством педагога определять последовательность действий;
сооружать элементарные постройки;
усложнять, преобразовывать работу двумя способами: в высоту и в ширину;
пользоваться понятиями высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же;
замыкать пространство (забор, дом и т.п.);
правильно использовать различные детали и игрушки в своей работе;
добавлять недостающие для завершения работы элементы;
поддерживать порядок на рабочем месте во время работы.
5.Анализ проведения работы
В исследовании приняли участие 15 детей обоих полов из старшей группы МБДОУ №23 г.Елизово. Возраст испытуемых – 5 – 6 лет. Группа детей прошла первоначальное тестирование, а потом занималась по разработанной нами программе. В конце было проведено повторное тестирование.
Нами была использована следующая методика по определению творческого развития у детей.
Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Затем было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.
Процедура проведения
Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».
Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.
Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.
Критерии оценки
Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:
• соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;
• полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);
• правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);
• адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;
• эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.
В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.
0 уровень (очень низкий)
– воссозданные образы не
1 уровень (низкий) – изображены
отдельные предметы или
2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;
3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);
4 уровень (очень высокий)
– воссоздана полная
Все дети данной группы были
протестированы по этой методике. В
результате был выявлен уровень
состояния творческого
В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, в результате занятий по специальной программе показатели уровня творческого воображения гораздо выше, чем были в начале эксперимента. Так, в конце эксперимента полностью отсутствуют дети с низким и очень низким уровнем развития творческого воображения, в то время как в начале 20 % детей имели очень низкий уровень развития и 40 % детей – низкий уровень развития творческого воображения, что в общей сумме больше, чем половина группы (60 %). Показатели среднего уровня развития творческого воображения в конце эксперимента также выше, чем в начале. Так в конце эксперимента таких детей – 40 %, в то время как в начале – всего 27 %. Это говорит о том, что дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, стали более творчески развитыми.
И, безусловно, в конце эксперимента больший процент детей с высоким уровнем развития творческого воображения – 27 %, в то время как в начале таких детей всего лишь 13 %. Не говоря уже о том, что в в конце эксперимента 33 % детей показали очень высокий уровень развития творческого воображения, а в начале таких детей нет вообще.
Подводя итоги проведенного
эксперимента, мы можем сказать, что
после обучения по специальной методике
развития на занятиях по изобразительной
деятельности 60 % детей, что составляет
больше половины группы, показали высокий
и очень высокий уровень
Все это говорит о преимуществах нашей программы преподавания изобразительной деятельности в детском саду перед обычной программой. Экспериментальная программа направлена на творческое развитие детей, в то время как обычная программа дает детям только основы изобразительной деятельности.
6.Заключение.
7.Литература.
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.- М.:1968.
2. Казакова Т.Г. Рисуют
младшие дошкольники.- М.:1971
3. Комарова Т.С. Методика обучения изодеятельности
и конструированию.- М.: 1991.
4. Методические рекомендации к «Программе…»
5.Педагогика раннего возраста: Учебное пособие/Под ред. Г.Г. Григорьевой. – М.: 1998
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой.