Тема праздника в иконописи Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Ориентирующая идея преобразования мира на духовно-нравственной основе воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….....3
1.Икона……………………………………………………………………………....….4
Что такое икона, для чего она предназначена?......................................4
Первая икона…………………………………………………………………………….....8
2.Спас …………………………………………………………………………………...8
•Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
•Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
•Спас на Престоле……………………………………………………………….12
•Спас в Силах……………………………………………………………………....13
•Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
•Спас Благое Молчание……………………………………………………....14
3.Символика икон ………………………………………………………….…..15
•Символика цвета……………………………………………………………….17
•Жесты………………………………………………………………………….……..18
•Символика вещей………………………………………………………………19
•Монограммы………………………………………………………………….…..20
•Символика изображений из священных книг…………….…….21
•Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
•Изображения таинств церковных…………………….………….……22
•Разные изображения………………………………………….……….……..23
4.Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
•Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
•Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
•Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
•Рождество Христово……………………………………………………...……....30
•Сретение ………………………………………………………………………....…….33
•Крещение……………………………………………………………………..…..……35
•Преображение Господне……………………………………………………… 36
•Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
•Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
•Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
•Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
•Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
•Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43
Заключение …………………………………………………………………………….……...45
Список используемой литературы …………………………………….………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Вокруг Младенца — представители всего мира в  служении Ему. Ангелы славят Его пением, волхвы — дарами, пастухи — свидетельством чуда, небеса дарят звезду, земля — прибежище, пещеру, пустыня — укромное безлюдное место. Весь род человеческий славит Младенца и Деву.

Поза Марии  свидетельствует об отсутствии страданий при рождении Богосына. Ее непорочность обозначена тремя звездами на мафории. Звезды здесь — знаки-символы девственной чистоты и мудрости. В позе и выражении лица нет боли, потрясения, есть тихая погруженность в тайну и светлая радость.

Пастухи символизируют  простых людей, которые, подобно  детям, приняли чудо на веру. Это  один из путей к Истине.

Волхвы являют другой путь к вере истинной, через  сомнение, через признание относительности человеческого знания перед абсолютной Божественной истиной. Кроме того, они — символ языческого мира, которому предстоит узнать и принять Спасителя. Все они разного возраста, что подчеркивает возможность прихода к Истине независимо от возраста и жизненного опыта.

Внизу изображен  Иосиф, муж Марии. Он — не отец Иисуса и подчеркнуто отдален от Марии и Младенца. Часто в нижней части иконы есть сцена купания Христа повивальными бабками.

На иконах Рождества  преобладают золото, пурпур, сияющие краски голубого и зеленого. Радость передается и легкими взмахами крыльев ангелов. В центре иконы обычно изображается пещера, в ней — красное ложе, на котором возлежит Богоматерь. Рядом в яслях спеленатый Младенец, около Которого — вол и осел.

На небе — Вифлеемская звезда, волхвы с дарами, пастухи.

Внизу — сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним — старец в шкуре, олицетворяющий «дух сомнения». Внизу справа — сцена омовения Младенца: две женщины держат Ребенка и кувшин с водой.

Икона письма Андрея Рублева с этим сюжетом есть в праздничном чине иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Основная тема этого сюжета — тема Божественного благоволения и любви к человеку. Бог послал к людям Своего Сына, Спасителя, Который несет на землю Мир, Любовь, Радость, начало рая в земной жизни, надежду на преодоление зла, греха, смерти. О событиях Рождества рассказывается у евангелистов Матфея и Луки.

 

 

«Сретение»

 

Сретение Господне — представление Господа — христианский праздник, отмечаемый в православии, почитается одним из двунадесятых праздников. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Отмечается 2(15) февраля. В христианской традиции этот день отмечается с IV века на сороковой день после Рождества Христова.

 

Евангелие говорит о том, что Богоматерь с Христом и Своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Ребенка, чтобы посвятить Младенца Богу. Согласно Ветхому Завету, каждый мальчик-первенец должен был быть принесен матерью в Иерусалимский храм. Закон Моисеев гласил о необходимости посвятить первенца Богу. Ритуал посвящения — это представление младенца и передача выкупа за него в виде некоторой суммы священникам храма. Вместе с выкупом мать должна была принести и жертву для сожжения (ягненка или двух птенцов голубя).

В церкви их встретил старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. И вот сретение (встреча) произошло.

На иконах изображается храм, на ступенях которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей — очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук: это знак благоговения.

Изображение этого  праздника у христиан встречается  уже в V веке.

В средневековье  на Руси существовало множество вариантов «Сретения».

Как правило, этот сюжет передан в светлом и  радостном настроении (ил.13). Лица часто просветленные и одухотворенные, фигуры связаны единым порывом движения рук и глаз к Младенцу Христу, Симеон и Анна символизируют Ветхий Завет, они, как олицетворение старого мира встречают Христа, Носителя Нового Завета, Нового мира, Новой церкви всех народов.

Иногда Младенец Христос может быть изображен на руках Богородицы сидящим спиной к Симеону.

Икона с этим сюжетом в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля считается одной из лучших в праздничном ряду, наиболее «рублевской» по художественному мастерству. Подобная же икона есть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

 

«Крещение»

 

Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан, Иоанном Крестителем. Относится к одному из двунадесятых праздников, отмечается 19 января по григорианскому календарю.

В основе лежит — евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Иоанн Креститель проповедовал в пустыне покаяние для прощения грехов и крестил приходящих к нему людей.

В этот момент явился к нему Иисус, чтобы исполнить всякую правду, то есть креститься. В то время, когда Иоанн крестил Христа, явился Дух Божий, Который в облике голубя снизошел на Христа. И глас Божий с неба глаголющий «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Ранние изображения  этого сюжета очень просты по композиции — Иоанн в тунике подает руку Иисусу, выходящему из вод Иордана. Над ними изображен Дух Святой в виде голубя (ил.14).

Поздние иконы  более многофигурны, и на них часто  изображаются ангелы, которые, следуя установившемуся обряду крещения, выполняют диаконские функции.

В центре в реке стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него Иоанн Креститель, на берегу — ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя, изображенного как бы в луче, ибо в Писании сказано, что по выходе Спасителя из воды, Иоанн увидел Святого Духа, сходящего на Него в виде голубя.

    Иконы с сюжетом Крещения — Богоявления находятся в иконостасах Благовещенского собора Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

 

 

 

«Преображение Господне»

Преображение Господне  — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Господа Иисуса Христа — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Этот праздник христианской церкви в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна. Православное празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее.

Евангелие рассказывает о том, как Иисус Христос вместе со своими тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею». Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем. С небес сошло светлое облако и слышан был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9, 28—36).

Апостолы испугались, но Христос успокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Смысл Преображения Христа, сына земной женщины, в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

На иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеим сторонам Его стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу — три апостола, испуганные и пораженные увиденным чудом (ил.15,16). Петр и Иаков по бокам, в середине — самый молодой из них — Иоанн. От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.

Моисей (молодой) со скрижалью (книгой) в руках - слева от Христа, Илья (старец) — справа.

Одежды Христа обычно белые, разделанные золотом или серебром, вокруг него — слава овальная или круглая светло-голубого, светло-синего или белого цвета.

Часто добавляются сцены восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы.

Иконы «Преображение» имеются в праздничных чинах иконостасов Благовещенского собора Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Один из шедевров древнерусской церковной живописи — икона «Преображение» мастерской Феофана Грека, написанная в 1403 году и бывшая храмовой иконой Спаса - Преображенского собора г. Переславля-Залесского. В работе присутствует сочетание греческих и русских элементов. сочетание византийских черт в изображении Христа с русскими лицами пророков и апостолов.

 

 

 

«Вербное  воскресение» (Вход Господень в Иерусалим)

 

Вход Господень  в Иерусалим,  Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье  — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.

День этот посвящен празднованию торжественного въезда Христа в Иерусалим на осле, считавшемся на Востоке символом мира. За неделю до Своего распятия, Христос, чтобы исполнить пророчества о Нём, пошел в Иерусалим. Ученики привели Ему ослёнка, накрыли его своими одеждами, Христос сел на него и поехал. Около Иерусалима навстречу Ему вышло много народа. Спасителя приветствовали криками и ветками пальм, люди бросали на дорогу свои одежды.

Это событие воспоминается в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли Неделей Ваий.  В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем. «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

От Матфея 21:8-10»

  В этот день Христос пожелал всенародно заявить о Себе как о Мессии — Помазаннике, обещанном Ветхим Заветом (ил. 17).

На иконах изображается Христос, который едет на осле. Сзади город, деревья, Елеонская гора. Спасителя с учениками стречает народ, путь Христа устилают одеждами и ветками пальм. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.

 

 

«Воскресение  Христово»

 

Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства.

«По прошествии субботы, на рассвете первого дня  недели, пришла Мария Магдалина и  другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось  великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28, 1 — 6).

Женщины, увидев пустые пелены, двинулись назад и  повстречали Иисуса, но не узнали Его, ибо приняли за садовника.

Композиция  этой иконы к XII веку приобретает  классическую ясность и простоту (ил. 18). На камне у входа в пещеру сидит ангел и указывает женам-мироносицам на пустой саркофаг, в котором лежат погребальные пелены. Рядом изображаются спящие стражники.

 

 

«Вознесение Христово на Небо»

 

Вознесение  Господне — христианский праздник, отмечаемый на 40-й день по Пасхе в честь вознесения Иисуса Христа на Небо и обетования о Его втором пришествии.

 «И так  Господь, после беседования с  ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Мар.16:19»

В основе — евангельское повествование о том, что на сороковой день после Своего воскресения из мертвых Христос повел Своих учеников на гору Елеонскую и там у них на глазах вознесся на Небо. Когда пораженные апостолы смотрели на возносящегося Христа, к ним явились два мужа и рассказали о втором пришествии Спасителя в конце мира.

Вверху иконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийся Христос (ил.19). Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны и вверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесь олицетворяет христианскую Церковь.

Кисти самого Андрея Рублева принадлежит икона «Вознесение» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, написанная в 1408 году.

Фреска «Вознесение» с давних пор часто располагается  в куполе храма.

На глазах учеников Иисус возносится на Небо, «и облако взяло Его из вида их».

Икона «Вознесение  Христово», как правило, разделяется  на два регистра — верхний и нижний. Вверху в славе (мандорле), поддерживаемой ангелами, изображается Христос, по углам еще два ангела подносят венки, а рядом изображаются луна и солнце.

Внизу, на фоне гор — две симметричные группы удивленных апостолов, в центре Богоматерь в образе Оранты, и по сторонам ее — два указующих на небо ангела.

 

 

 

«Сошествие  Святого Духа на апостолов»

 

День Святой Троицы, Пятидесятница или Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.

Православная  церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье. Отмечается сошествие Святого Духа на апостолов.

Икона  описывает  событие, знаменующее собой начало просветительской деятельности апостолов  и распространение христианской веры по миру. Это акт духовного крещения.

Все апостолы «были  единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух им давал провещевать» (Деян. 2, 1 — 4). В доме вместе с апостолами в этот момент находилась и Богоматерь, а на шум сбежался народ со всего Иерусалима.

В центре иконы  — апостолы с Богоматерью, на головы которых снисходят с небес язычки пламени (ил.20,21). В нижней части иконы часто помещаются фигуры людей, символизирующие народы. Иногда вместо народов помещается персонификация Космоса — фигура старца в коробе с убрусом в руках.

Информация о работе Тема праздника в иконописи Древней Руси