Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Необходимость научного рассмотрения проблемы рисования отдельных предметов в младших классах на занятиях рисования с натуры обусловлено рядом противоречий:
- между современными требованиями к учителю изобразительного искусства и недостаточной его подготовкой в области современного преподавания изобразительного искусства;

Содержание работы

1.Теоретические основы методики обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов.

1.1.Психолого-педагогические основы при рисовании с натуры

1.2.Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов

2.Изучение особенностей творческого развития младших школьников на уроках рисования с натуры

2.1.Методы и приёмы обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов

2.2.Разработка плана-конспекта урока по теме: «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧ.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

              Обучение изобразительным искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов построения рисунка являются рисовании с натуры отдельных предметов, имеющие в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения.

             Рисование с натуры отдельных предметов. Первыми моделями для рисования служат геометрические фигуры (квадрат, круг) и так называемые плоские предметы, имеющие незначительную толщину по сравнению с другими своими размерами. При рисовании таких предметов с натуры учащиеся знакомятся с композиционным размещением изображения на листе, с приемами определения пропорций, с техническими приемами рисования карандашом, а также с последовательностью работы над рисунком.

              В рисунке с натуры кроме правильного построения и передачи формы предмета следует обратить особое внимание на яркое, убедительное воспрос  произведение его образа. В качестве моделей для рисования можно использовать овощи, фрукты, цветы, предметы быта и гипсы (геометрические тела, орнаменты, розетки, капители, маски, детали лица, головы и фигуры).Упражнения по рисованию простых отдельных предметов позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных формах, таких, как архитектурные объекты и тело человека, а всецело сосредоточиться на главном - изобразительной грамоте. Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.

              Гипсам отводится очень большая роль в обучении основам рисунка, пятому, что гипсовые слепки не только идеальные модели для учебного рисования, они еще и воспитывают хороший эстетический вкус. Гипсовые слепки классических архитектурных деталей, античные портреты и фигуры создают в рисовальном классе атмосферу торжественности, гармонии и красоты. При освоении гипсовых образцов вырабатываются точность и острота рисунка. Геометрические тела из гипса не являются произведениями искусства, однако каждому художнику необходимо пройти школу их рисования.Гипсы незаменимы для учебного рисования еще и потому, что они в отличие от живой модели «не устают позировать», они неподвижны. Это позволяет работать продолжительное время, помогает лучше понять строение и характер формы, законы перспективных сокращений.

              На зрительное восприятие объектов влияют условия освещения и точка зрения, их необходимо учитывать при выполнении рисунков. Построение геометрических тел и предметов требует точности. Следите за тем, чтобы пропорции не были искажены, верно передавались перспективные сокращения плоскостей, а основания тел были точно расположены на поверхности стола.Для правильного изображения натурной модели школьникам  необходимо  напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь поверхностным впечатлением, не углубляясь в суть строения формы предмета. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить с научной точки зрения. Подходить к работе следует осознанно, не довольствуясь копированием внешних форм, которые видит глаз. Такое рисование не будет способствовать успешному выполнению работ по изображению как простых, так и сложных форм.Для правильной передачи формы, ее внутреннего строения выполните несколько предварительных эскизов-набросков. Затем переходите к линейному рисунку, а потом к светотеневой проработке модели, соблюдая такую последовательность: от общего к частному и затем опять к общему.

                Рисование геометрических форм на первый взгляд достаточно легким. Но это далеко не так. Не имея опыта в рисовании, школьники  легко привыкают к механическому копированию. Поэтому при изображении более сложных форм можно легко запутаться. Для более уверенного овладения рисунком прежде всего необходимо освоить методы анализа форм и принципы построения простых тел.Обычно размер изображения бывает равен размеру модели или чуть меньше его. Это помогает найти правильные пропорции, движения форм через сравнение их с натурой. Оптимальное расстояние от модели до рисующего, как правило, составляет не меньше двух размеров модели.

                 Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения школьникам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого труда выделять на плоскости объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного построения объемных тел. Так,  например, квадрат дает представление о построении куба, прямоугольник - о построении призмы параллелепипеда, треугольник - пирамиды, трапеция - усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром и конусом, а эллипсовидные фигуры - шарообразными (яйцевидными) формами.

                 Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.

                Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.

               Для основательного изучения геометрические формы лучше всего следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса и призмы. Вместе с тем, такой прием в значительной степени облегчает построение рисунка, в котором отчетливо прослеживаются все пространственные углы, ребра, грани тела, независимо от их поворотов в пространстве и в перспективном сокращении. Каркасные модели позволяют развить у школьников объемно-пространственное мышление, тем самым способствуя правильному изображению геометрической формы на плоскости бумаги. Для основательного закрепления в сознании школьников объемно-пространственного представления о строении этих форм было бы наиболее эффективным выполнить их своими руками. Модели можно сделать без особого труда из подручных материалов: обыкновенной гибкой алюминиевой, медной или любой другой проволоки, деревянных или пластмассовых реек. В последующем, в целях усвоения закономерностей светотени, можно будет изготовить модели из бумаги или тонкого картона. Для этого необходимо сделать заготовки - соответствующие развертки или отдельно вырезанные плоскости для склеивания. Не менее важен сам процесс моделирования, который больше принесет пользы для осознания обучающимися сущности строения той или иной формы, чем использование уже готовой модели. Для изготовления каркасных и бумажных моделей потребуется немало времени, поэтому в целях его экономии не следует делать модели большого размера - достаточно, если их габариты не будут превышать трех, четырех или пяти сантиметров.Поворачивая изготовленную бумажную модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Приближая и отдаляя модель от источника света, можно увидеть, как меняется контрастность освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику света свет и тень на форме приобретают наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине,

 менее контрастными. Но  самое главное на начальном  этапе рисования-

- это умение правильно  отображать объемно-пространственную  конструкцию форм с помощью  точек и линий на плоскости.  Это является основополагающим  принципом в освоении рисунка  простых геометрических форм, а  также при последующем изучении  более сложных форм и осознанном  их изображении.Для последовательного изучения, анализа форм и выполнения рисунка геометрических тел следует рассмотреть приемы и принципы их построения на плоскости.В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе "от простого к сложному", необходимо вначале изучить простые геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.

              Объем геометрических тел и предметов передают штрихами по форме длинными и короткими, прямыми и изогнутыми. Работая над тональными отношениями,  надо помнить, что светлое- выразительно выглядит на темном, а темное на светлом. Для каждого рисунка устанавливается тональная шкала: от самого темного пятна (зависит от возможностей карандаша) до самого светлого (белой бумаги), а между ними, разместите всю гамму тональных оттенков. Обычно определив, где в натуре самое светлое и самое темное место, продумывают, как следует использовать тональный масштаб, чтобы правильно передать в рисунке светотень и форму предметов, а также воздушную среду.

                Гипсы с белой матовой поверхностью в зависимости от освещения дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного света возникают четкие, контрастные градации, а при рассеянном освещении светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону, воздушными, с едва уловимыми бликами и рефлексами.

               Для передачи в рисунке фактурных особенностей гипса необходимо овладеть различными приемами штриховки. Здесь немаловажное значение имеют техника владения карандашом, умение использовать выразительные средства рисунка. Следует избегать черноты в рисунке. Используя силу карандаша, не стремитесь к абсолютной глубине теней. Надо помнить  о тональном масштабе, о том, что гипс — белый материал, а его тени светятся рефлексами.Можно сделать реалистический рисунок гипсовых моделей и отдельных предметов, стараясь точно передать пропорции, светотень, объем, пространство, максимально приближаясь к действительности. Кроме этого, полезно выполнять конструктивные рисунки, а также преобразовывать реалистическое изображение вабстрактное, подчеркивая его условность. Можно импрессионистически подходить к выполнению заданий, сосредотачивая свои усилия не на передаче четких контуров, а на игре бликов и теней, на том, чтобы предмет растворялся в среде. [ draw-paint.ru ]

2.Изучение особенностей творческого развития младших школьников на уроках рисования с натуры.

            2.1.Методы и приёмы обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов.

                  Последовательность рисования куба.

                  Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассматривается каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах.

                  Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, школьникам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта. Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

                  Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами. Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

Информация о работе Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры