Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Необходимость научного рассмотрения проблемы рисования отдельных предметов в младших классах на занятиях рисования с натуры обусловлено рядом противоречий:
- между современными требованиями к учителю изобразительного искусства и недостаточной его подготовкой в области современного преподавания изобразительного искусства;

Содержание работы

1.Теоретические основы методики обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов.

1.1.Психолого-педагогические основы при рисовании с натуры

1.2.Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов

2.Изучение особенностей творческого развития младших школьников на уроках рисования с натуры

2.1.Методы и приёмы обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов

2.2.Разработка плана-конспекта урока по теме: «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧ.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

                       Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы. Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

                 При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

                   Завершение работы — выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость — свет, верхняя плоскость — полутень, правая плоскость — собственная тень с рефлексом, справа — падающая тень от куба. Ясная и четкая падающая тень расположена у нижнего основания куба. Она становится светлее собственной тени по мере удаления от источника света. Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности.

                    Для лучшего усвоения материала по изучению геометрических тел необходимо выполнить академическое задание по рисунку куба. Усваивая закономерности строения формы куба, следует иметь в виду, что за их соблюдением нужно следить на протяжении всего процесса рисования с натуры. Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала. При этом следует отметить, что членение процесса работы над рисунком на отдельные этапы носит достаточно условный характер. Это связано с ошибками в решении задач, которые могли быть допущены на предыдущем этапе, и необходимостью их исправления в процессе работы.

                 Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба:

                 1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.

                2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.

                3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.

               4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.

              5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.

             6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

 

              Последовательность рисования цилиндра.

              Цилиндр - геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей: двух одинаковых по форме плоских кругов и одной, образующей форму, цилиндрической поверхности. Для того чтобы лучше разобраться и понять конструктивную основу строения формы цилиндра, в качестве наглядного пособия рассмотрим его каркасную модель. Изготовить такую модель-каркас не составляет труда. Для этого можно использовать проволоку - алюминиевую, медную, стальную или из мягкого сплава. Длина большой стороны каркаса может быть в пределах 7-10 см.

 

               Изучение в рисунке каркасных моделей позволяет ученикам лучше освоить конструктивную сущность предмета, его взаимосвязь и пространственность формы.

                 Изображение геометрического тела, расположенного на горизонтальной плоскости в обычном вертикальном положении, следует начинать с построения его основания. Как видно, на основаниях цилиндра имеются круглые по форме поверхности, ограниченные окружностью. С окружностью мы уже ознакомились и знаем методы и способы ее построения на плоскости. Основываясь на методе линейно-конструктивного построения изображения каркасных моделей, следует перейти к рассмотрению изображения цилиндра.

                   Изображение цилиндра следует начинать с определения основных пропорциональных величин - диаметра оснований и высоты Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий, для этого надо определить положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра.

Ось вращения тела (ось цилиндра) всегда перпендикулярна к плоскостям кругов основания. При прорисовывании окружности в квадратах их вертикальные и горизонтальные оси попадают своими концами в середины сторон квадрата, т.е. в точки касания окружности со сторонами поверхности цилиндра.Рассматривая форму каркаса цилиндра, видим, что нижнее основание шире верхнего, следовательно, ближняя высота поверхности цилиндра больше, чем дальняя. Их различия обусловлены перспективной закономерностью. При этом необходимо заметить, что чрезмерно широкое нижнее основание цилиндра не способствует правильному и убедительному построению рисунка цилиндра. Поэтому ширина нижнего эллипса относительно верхнего должна быть чуть больше, равно как при наблюдении цилиндра с дальней точки зрения, а не с ближней.

 

                  При изображении окружностей оснований эллипса на гипсовом цилиндре его нижнее основание следует прорисовывать насквозь, т.е. видимым, с последующим его удалением для продолжения работы с помощью светотеней. Это даст возможность проследить за различиями в размерах оснований.

               Завершив перспективное построение окружностей оснований цилиндра, приступайте к прорисовке краев формы образующей поверхности, соединяющей оба круга. При этом линии не должны быть чрезмерно контрастными, так как они находятся дальше, чем ближние поверхности цилиндра - ближние края эллипса и его изображающая поверхность. Однако без усиления линий ближних краев оснований получить в рисунке достаточное впечатление объемно-пространственной формы невозможно.

И для того чтобы рисунок  полностью был завершенным необходимо нанесение светотени для выявления  объема. Штрихи подчеркивают форму  цилиндра. Обобщение и завершение работы — соблюдение верных тональных  отношений.

              Рассмотрим последовательность выполнения рисования цилиндра:

              1. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий, для этого надо определить положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра.

             2.  Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

            3.    Нанесение светотени для выявления объема.

            4.    Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

           2.2.Разработка плана-конспекта урока по теме: «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)»

          

 


Информация о работе Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры