Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Необходимость научного рассмотрения проблемы рисования отдельных предметов в младших классах на занятиях рисования с натуры обусловлено рядом противоречий:
- между современными требованиями к учителю изобразительного искусства и недостаточной его подготовкой в области современного преподавания изобразительного искусства;
1.Теоретические основы методики обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов.
1.1.Психолого-педагогические основы при рисовании с натуры
1.2.Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов
2.Изучение особенностей творческого развития младших школьников на уроках рисования с натуры
2.1.Методы и приёмы обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов
2.2.Разработка плана-конспекта урока по теме: «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
Художественно-графический
Кафедра изобразительного искусства
Кашапов Рамис Минигалеевич
5 курс, 0851 гр. , ОЗО
Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры
Курсовая работа
Дата сдачи: «__»_____________201__г.
Допущена к защите: «__»_____________201__г.
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ИЗО Минсабирова В.Н.
г.Набережные Челны – 2013.
|
|
1.Теоретические основы методики обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов. |
|
1.1.Психолого-педагогические основы при рисовании с натуры |
|
1.2.Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов |
|
2.Изучение особенностей творческого развития младших школьников на уроках рисования с натуры |
|
2.1.Методы и приёмы обучения младших школьников рисованию с натуры отдельных предметов |
|
2.2.Разработка плана-конспекта урока по теме: «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)» |
|
Заключение |
|
Список использованной литературы |
|
Приложение |
Объект исследования: основные методы обучения младших школьников рисованию с натуры.
- изучить и проанализировать научную, научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- работы, посвящённые рисованию с натуры отдельных предметов (Шпикалова Т.Я. и др.);
- методики, раскрывающие особенности обучения детей рисованию с натуры отдельных предметов (Комарова Т.С., Кузин В.С., Ростовцев Н.Н. и др.);
- психолого-педагогические исследования особенностей развития творческих способностей школьников начальных классов ( Кузин В.С., Сакулина Н.П. и др. ).
Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:
1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.
2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.
4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.
5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.
6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.
7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.
Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.[wikipedia.org]
Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
В ходе рисования с натуры происходит активный процесс познания объекта изображения, его конструкции, формы и особенно того, как он нам кажется в пространстве, процесс изучения и усвоения того, как изобразить это видимое пространство, объем и форму на плоскости листа, чтобы на изображении иллюзорно правильно воспринимались наблюдаемые качества натуры. При отсутствии последовательности в работе внимание рисующего распыляется, теряется целеустремленность и он переходит на пассивное срисовывание. Чтобы этого не было, надо придерживаться основных методических правил.
Процесс рисования элементарных геометрических форм позволяет накопить необходимые знания для выполнения более (ложных натурных постановок. Формы окружающих нас сложных предметов нередко можно исключить в близкие к ним по характеру простые геометрические Тела (куб, призму, конус и т.д.). Умея рисовать простейшие геометрические тела в разнообразных положениях, легко перейти к рисованию предметов более сложной формы.
Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Как известно из курса педагогики, этот принцип является одним из важнейших в теории обучения. На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школьник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. .[wikipedia.org]
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".
Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".
Информация о работе Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры