Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа
Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Теоретические основы применения графических материалов при выполнении зарисовок портрета
Средства выразительности графических материалов………………….5
Особенности выполнения портретных зарисовок…………..…………12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок в графике …………………………………………………………………….……20
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета в графике ……………………………………………………………………...…..23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Глава. Теоретические основы
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению
серии портретных зарисовок в графике
…………………………………………………………………….……
2.2 Методические рекомендации по выполнению
зарисовок портрета в графике ……………………………………………………………………...…
Вывод по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1 Методические рекомндации
Приложение 2 Работы художников
Приложение 3 Зарисовки портретов
Введение
точная наука, как математика.
Тема исследовательской работы «Зарисовки портрета различными графическими материалами». Я выбрал эту тему, потому, что мне интересно рисовать портреты людей различными графическими материалами. В портретных зарисовках с исключительной полнотой можно выразить эмоции, состояние души и настроения, раскрыть внутренний мир человека, его дела, мысли и желания. Выразительные возможности графических материалов помогают достичь мне желаемого результата. Интерес к человеку, его личности – основа развития искусства.
В художественных образах воплотилась вся история человечества на протяжении тысячелетий. Особую роль в раскрытии внутреннего мира человека играют портретные композиции, в которых лицо человека имеет первостепенное значение.
Данная тема может быть использована в курсе школьной программы на уроках изобразительного искусства, в художественных школах, а также при преподавании дисциплин культурологического и художественного цикла в средних профессиональных учреждениях и в ВУЗах.
Наша курсовая интересна тем, что она методического характера. В ней рассмотрены виды графических материалов, их выразительные возможности. Также представлено поэтапное рисование портрета, которое поможет учащимся выполнять портретные зарисовки.
В нашей курсовой работе на тему: «Выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок», мы определили следующие параметры исследования:
Проблема: каковы выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок?
Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок
Задачи:
- проанализировать художественную литературу и работы художников в жанре портрет;
- раскрыть содержание основных понятии: портрет, графика, рисунок, зарисовка;
- выявить выразительные средства зарисовок портрета с натуры;
- выполнить серию зарисовок в жанре портрет;
- передать психологическое
Метод исследования: теоретический анализ художественной литературы, методических пособий, синтез, практический метод.
Практическая значимость: наглядно – методическое пособие для уроков изобразительного искусства.
Наша работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения и приложения, в которое входит: зарисовки портрета, методические рекомендации.
Глава 1. Теоретические основы применения графических материалов при выполнении зарисовок портрета
Задачи данного параграфа являются:
Искусство - одно из важнейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Искусство принимает разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. Однако художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для них решения свои средства и приемы .Любой вид искусства имеет свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей.
В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником. Сила искусства так же и в том, что оно учит творение воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность. Графика наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства. Еще в раннем возрасте они пытались выразить свое понимание окружающего мира при помощи линий в своих первых рисунках [20]
Термин “графика” первоначально употреблялся применительно только к
письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание он получил в конце 19 вначале 20 вв. когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Графика (от греч. Graphо – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография) гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться интересного, выразительного рисунка можно, используя только один черный цвет, однако в графике применяются и другие цвета.
Основа графики – это рисунок. Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов. Рисунку подвластны любые жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или по воображению. Любая работа художника начинается с рисунка. Важнейшая часть подготовки художника – обучение рисунка [1,c5].
В основе выразительных средств графики, лежат такие элементы как: линия, штрих, пятно, точка, тон.
Линия может быть разная – спокойная, смелая, хаотичная. Характер линии выражает эмоции, чувства. Линия является одним из элементов рисунка. Начинающие рисовальщики обычно обрисовывают края фигуры, предметов одинаково скучно. В зависимости от назначения она может иметь различный характер, например, может быть разнообразной и ничего не выражающей. Линия может быть яркой и выразительной, ее движения подчиняются воле и чувству присущего, сознательно направляется и регулируется его рукой. Линия в качестве основного средства изображения применяется во многих видах изобразительного искусства, но больше всего в станковой графике (офорт, гравюра, плакат) и как вспомогательная.
Пятно – также является средством выразительности в графике, а точнее локальные переходы от светлых тонов к более темным и наоборот. Иногда пятна могут быть контрастными – будут создавать тревогу, ярость. Отношение темного и светлого очень важная составляющая. Это не только один из главных средств создание образов, но и возможность передачи объема формы. [11, c72]
Одним из ведущих художественных средств в рисунке, является тон, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передаются то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием цвета и материала. Под понятием тональность понимается определенное соотношение цветов или тонов характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей. В графике тональность определяется степенью контраста темных и светлых тонов.
Кроме тона в графике используется штрих. Это одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.
Точечное изображение строится на основе точек различной величины, но одинаковой конфигурации. В изобразительном искусстве использование точки как средство художественного выражения не имеет такого распространения, как использование линии, пятна или штриха. Однако это не
означает, что точечное изображение вообще редкое явление. Трудоемкость нанесения точек на поверхность (бумагу) без особых, специальных приспособлений действительно сужает границы их применения, но особое, ни с чем несравнимое точечная фактура всегда притягивала мастеров к графике. В наиболее частом виде использование точки можно увидеть в офорте.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графике, как при комбинации техник, так и в чистом виде. [27].
Активную роль в графике играет фактуру материалов. Фактура – это характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств. Особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала. Фактура произведения во многом зависит от свойств используемого художником материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура является одним из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведению. [7.c124; 176].
Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (карандаш, уголь, сангина, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька). Основные графические материалы – бумага и карандаш. [9. с72]
Бумага ( от ит. Bombagio – бумажный, от лат. Bombacium – шелковый) - материал для письма, графических и живописных работ. Бумагу получают из массы специальным образом обработанных волокон с добавлением минеральных и проклеивающих веществ, красителей. К лучшим сортам, пригодным для рисования, относятся ватман, полуватман, рисовальная и чертежная бумага. Ватман ( от англ. whatman ) – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа она по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана. Рисовать хорошо и на цветной бумаге – она заранее дает рисунку тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темными, и светлыми графическими материалами. [3] Материалы принято разделять на “сухие” и “влажные”. [9.c72]
К “сухим” относятся карандаш, уголь, соус, сангина, пастель. К “жидким” относится тушь, акварель.
Рисунки выполненные графитным карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. в настоящее время карандаши выпускаются трех основных групп: черные графитовые, копировальные (химические) и цветные. Они дифференцируются по твердости и мягкости, обозначаемые буквами Т, ТМ, М (за рубежом – Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Когда – то карандашами служили палочки из свинца, серебра, дающие достаточно четкие серые штрихи на бумаге. Пользовались ими главным образом для предварительных набросков. Одновременно с металлическими карандашами из свинца и серебра пользовались и так называемыми итальянскими карандашами из черного сланца, которые широко применялись до 19 в.
Карандашами называют и палочки сангины, и палочки пастели. Первое описание графического карандаша было найдено в относящихся к 1564г. трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя К. Гейслера.