Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа
Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Теоретические основы применения графических материалов при выполнении зарисовок портрета
Средства выразительности графических материалов………………….5
Особенности выполнения портретных зарисовок…………..…………12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок в графике …………………………………………………………………….……20
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета в графике ……………………………………………………………………...…..23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………
Во время рисования портрета с натуры у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать. Учащиеся учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты портретируемого.
Перед началом выполнения портретных зарисовок графическими материалами необходимо знать что графика – это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Основа графики – это рисунок. Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов. Также понятие графики раскрывается в методическом пособии. Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (карандаш, уголь, сангина, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька). Основные графические материалы – бумага и карандаш. Бумага бывает мелко- и крупнозернистая, гладкая, шероховатая, торшированная, белая, тонированная. Выбирать бумагу следует соответственно характеру изображаемого. Для рисунка предпочтительнее шероховатая, но не рыхлая бумага, поскольку на её поверхности лучше держится и карандаш, и уголь, и сангина, и пастель. Мелкозернистая бумага пригодна для мелкомасштабных изображений, крупнозернистая – для грубых, фактурных и сильно освещённых форм. Тонированная бумага даёт дополнительную выразительность рисунку сангиной, углём, соусом. [6.с. 78]
Перед началом работы над зарисовкой портрета нам необходимо выбрать материал, которым мы будем рисовать и технику исполнения.
Например, для работы с углем, сепией, сангиной, пастелью в некоторых случаях карандашом после нанесения штриховки или пятен подходит техника растушевка. Эта техника осуществляется посредством растушевки, позволяет получить более реалистичное изображение.
Для работы с тушью подходит техника работы сухой кистью. Эта техника позволяет получать приятные эффекты светотени. Чтобы добиться нужного нам эффекта при работе с тушью можно использовать ее выразительные возможности такие как рисование пятном при помощи кисти, или линией (штрихом) при помощи пера. Хотелось бы отметить, что выразительные возможности при рисовании маркером или гелиевой ручкой схожи с выразительными возможностями работы с тушью и пером.
Для работы с акварелью подходит техника гризайли - это рисунок сделанный кистью в два цвета, чаще всего черно-белый или коричнево белый, в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил. В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые, верхние и подрезающие поверхности. Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера. Образцы работ выполненные некоторыми материалами представлены в методическом пособии.
После того как материл и техника выбраны нужно подобрать подходящую модель, лучше выбрать мужскую, с ясно выраженной формой головы и крупными чертами лица. Посадите натурщика на стул на одном уровне с собой, положение головы модели – прямо. Для первого рисунка головы такое положение головы наиболее удобно. Если нет мужской натуры, подойдет и женская, желательно молодая.
Окружающее пространство рисовать не надо. Позади модели на расстоянии ставится гладкий светло – серый фон. Сами сядьте на расстоянии не более 2м. и не менее размера двух голов – это облегчает работу. По такому принципу можно работать на первых порах. В дальнейшем, когда появится опыт работы, зарисовки нужно выполнять тогда, когда изображаемый человек об этом не подозревает. Так рисовать сложнее, но тут есть и свои плюсы, приходится быстрее выполнять зарисовку, что повышает мастерство и что самое главное портреты становятся более «живыми» и естественными.
Работа над зарисовкой головы ведется по принципу «от общего к частному и от частного к общему» и проходит следующие этапы:
1 – компоновка;
2 - построение формы;
3 – светотеневая моделировка.
Компоновать рисунок – это значит, в первую очередь, найти на листе лучшее место для изображения. Лучше, чтобы размер головы был 17 – 19 см. от темени до подбородка. В этом размере удобно рисовать. Изображение портрета нужно скомпоновать так, чтобы со стороны лица оставалось больше места, чем со стороны затылка. Кратковременные зарисовки головы человека имеют своей целью развить наблюдательность. Отличие зарисовки от длительной постановки в том, что она делается быстро, в течение получаса без тщательных измерений, на глаз, по первому яркому впечатлению. Пригласите для сравнения две модели: молодого человека и старика или девушку и юношу, чтобы во время работы вы могли сравнить их. Старайтесь передать в каждой модели то главное, что отличает одного человека от другого в целом и в главных частях.
При построении формы подробно останавливаться на деталях не надо. Рисунок должен быть быстрым, чтобы у вас не было времени его «засушить», испортить лишними деталями, свежим, ярким, легким, интересным, и что самое главное передавать характер и схожесть портретируемого. [3]
При помощи светотеневой моделировки нужно достичь градации светлого и темного. Необходимо найти градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета.
Порядок выполнения зарисовки портрета подчиняется общим принципам
изображения: от общего к частностям, от главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя при этом целостность. Надо решить, как расположить один или несколько рисунков на листе, с учетом каждой отдельной зарисовки и листа в целом. [15] При создании художественного образа от учащегося требуется правильно передать характер, форму, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре. [22]
Проанализировав литературу, и собственный опыт можно сделать следующие выводы: чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам понадобятся такие прием, техники и способы работы с графическими материалами как растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти, лессировка.
Выводы по второй главе
Проанализировав литературу, мы можем сделать следующие выводы: Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти.
Пропорции, движения и характер – вот те свойства натуры, которые передаются в зарисовках. От учащегося требуется при выполнении портретных зарисовок правильно передать характер, форму, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре. Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным. Наброски и зарисовки выполняются в течение 10-20 мин. Работа над зарисовкой головы ведется по принципу «от общего к частному и от частного к общему» и проходит уже известные нам этапы: компоновку, построение формы, выявление формы светотенью и тоном, обобщение. Отличие зарисовки от длительной постановки в том, что она делается быстро, в течение получаса без тщательных измерений, на глаз, по первому яркому впечатлению.
Заключение
В нашей курсовой работе на тему: «Выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок», мы поставили себе цель: выявить особенности выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами и определили, что зарисовка дает возможность быстро и что самое главное точно передать внутреннее состояние изображаемого человека, а графические материалы помогают достичь выразительности.
Задачами нашей курсовой было:
- Раскрыть содержание основных понятии: графика, рисунок, зарисовка, портрет;
Графика (от греч. Graphо – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства который связан с изображением на плоскости.
Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов.
Зарисовка – это кратковременный рисунок выполненный в течении 15 – 20 мин. с натуры, преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. Наброска обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре.
Портрет (фр.portrait- изображение) жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.
- Проанализировать художественную литературу и работы художников в жанре портрет. Опираясь на опыт и работы таких художников как Сурикова Василия Ивановича, Репина, Кипренского, Энгра, также мы обратились к альбомному творчеству Пушкина А. С. Мы пришли к выводу, что в портрете художники стараются передать не только внешнее сходство, но и духовный мир человека. Художники в портрете особенно выделяют лицо, глаза, руки.
- Одной из задач нашего исследования было раскрыть выразительные средства графики. В их основе лежат такие элементы как: линия, штрих, пятно, точка, тон.
- Также я выполнил серию зарисовок в жанре портрет различными графическими материалами и попытался передать схожесть и настроение портретируемого.
В первой главе мы пришли к выводу: что выразительные возможности графических материалов очень разнообразны. При выполнении зарисовки портрета художники стремятся передать не только сходство портретируемого, но и его внутренний мир, душу, мысли, образ.
Во второй главе мы пришли к выводу: чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими материалами: растушевка, гризайль, техника штриховки, граттаж, растирка, техника сухой кисти.
Данная тема может быть использована в курсе школьной программы на уроках изобразительного искусства, в художественных школах, а также при преподавании дисциплин культурологического и художественного цикла в средних профессиональных учреждениях и в ВУЗах.
Мне понравилась работа над зарисовками портрета. В дальнейшем я намерен более подробно изучать художественную литературу, связанную с данной темой и повышать свое мастерство по выполнению зарисовок портрета.
Библиография