Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа
Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Теоретические основы применения графических материалов при выполнении зарисовок портрета
Средства выразительности графических материалов………………….5
Особенности выполнения портретных зарисовок…………..…………12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок в графике …………………………………………………………………….……20
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета в графике ……………………………………………………………………...…..23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………
Сангина – (от лат. Sanguis – “кровь”) материал и инструмент для рисования в виде палочки – карандаша без оправы. Натуральным кроваво – красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – красный мел. В настоящее время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Она дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, так как штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляются уголь и мел. Интерес работы сангиной сохраняется и в наши дни. Сангина хороша при технике, гризайль. [8.c71-73]
Пастель – один из необычных видов изобразительных материалов. Пастель очень воздушна и нежна. Тонкость и изящество технике пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике “сухой” пастели широко используется прием “растушевки” что придает эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет проступает сквозь штрихи пастели, вызывает определенное настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины, нарисованные пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом. [26]
Соус – жирные черные палочки цилиндрической формы, диаметром 8-10 мм, обернутые станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти. Соус обладает интенсивной красящей способностью, дает бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Соусом пользуются и как акварелью. При этом он похож на черную или цветную тушь.
Уголь – чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающейся красивой матовой фактурой. Изготовляются из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 в. получил распространение твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии, штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой, и осыпается, поэтому рисунки нуждаются в закреплении специальным раствором – фиксатором. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45 градусов, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. При работе углем пользуются клячкой, прокатывая ее по бумаге. Втирать в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающий уголь.
Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов, можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно – пространственные задачи. Это основные графические материалы, относящиеся к сухим. К влажным относятся акварель, тушь.
Акварель – кажущаяся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварель требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цвета и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов, работа по сухой и сырой бумаги.
Рисунок пером. Перо используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные. Тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. Рисунки, сделанные пером, трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. [9.c70]
Тушь – это взвесь определенного красителя в клеящем, связующем веществе с небольшим добавлением субстанции, улучшающих свойства этого материала. В зависимости от главного ингредиента выделяют такие ее разновидности: сажевую (черную), содержащую в качестве пигмента сажу, анилиновую (цветную) содержащую производные анилина и минеральную (белую). Сажевая тушь устойчива к свету, анилиновая же – чувствительна к нему. [27]
Итак, мы перечислили основные графические материалы, их виды и свойства. Также мы раскрыли основные понятия: графика, рисунок и описали выразительные средства графики. Проанализировав литературу, мы можем сделать выводы: графика – это наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства. Графика объединяет рисунок как самостоятельную область искусства. Рисунок является основой графики и ему подвластны любые жанры. В основе выразительных средств графики лежат такие средства выразительности как: линия, пятно, штрих, тон, точка. В графике материалы принято подразделять на сухие и влажные. К сухим относятся: карандаш, уголь, соус, сангина, пастель. К жидким: тушь, чернила, акварель. Активное участие в создании общего впечатления от произведения графики играет белый лист бумаги.
1.2 Особенности выполнения портретных зарисовок
Задачи:
1. раскрыть понятия: набросок, зарисовка, портрет;
2. описать разновидности жанра портрет;
3. проанализировать творчество художников портретистов.
В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства – внутренний мир, внутреннее состояние или, как говорят, душу человека, его дела, мысли и желания.[10.с4]
Интерес к человеку, его личности – основа развития искусства. В художественных образах воплотилась вся история человечества на протяжении тысячелетий. Благодаря ‘’ человеческому началу’’ красота прошлых времен продолжает очаровывать нас, несмотря на изменения эстетических критериев. В искусстве особую роль в раскрытии внутреннего мира человека играют портретные композиции, в которых лицо человека имеет первостепенное значение.[20]
В портретах любой эпохи мы находим отражение взгляда на человека как такового, и потому портрет представляет интерес не как нечто само в себе существующее и даже не только как необходимая часть общего состояния искусства в данную эпоху, но и как свидетельство самой эпохи. В этом большое познавание значения портрета.
Потрет один из жанров графики, живописи и скульптуры, посвященной изображению определенного, конкретного человека.
Портрет (фр.portrait- изображение) жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. В портрете художники стараются передать не только внешнее сходство, но и духовный мир человека [3.с35]. [Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, -передача индивидуального сходства – так начинается определение портрета в «Словаре терминов изобразительного искусства» [4.с385]. В практическом пособии « Рисунок и живопись» под редакцией Кирцер. М.понятие портрет раскрывается как – жанр изобразительного искусства , а также произведения посвященное изображению определенного человека или нескольких людей [7] .
Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица. Портрет как произведения искусства предназначается исключительно для зрительного восприятия. Но внутренний мир человека, т.е его чувства , эмоции ,живость ума или скудоумие, зрительно воспринимается нами через внешние признаки: мимику лица, жест, манеру движения. Не достаточно ли , следовательно, для характеристики внутреннего мира человека точно воспроизвести эти внешние признаки, т.е добросовестно изобразить характерные черты лица или фигуры человека? Психологический анализ изображаемого лица на портрете сводится к всестороннему изучению опять – таки внешних признаков лица и выявления основных из них, определяющих характер изображаемого человека.
И так, для зрительного восприятия индивидуальный облик человека есть нечто иное, как своеобразные его внешних признаков-форм тела, мимики жеста. Содержание портрета не исчерпывается только воспроизведением на плоскости характерных черт личности и признаков социально-типического в ней; содержанием портрета является отношение художника к изображаемому. Личная симпатия, преклонение перед величием, сострадания, сознание собственного превосходства или ничтожества перед моделью руководит кистью художника портретиста. Естественно чем, образованнее художник, чем шире его кругозор и глубже интеллект , тем сложнее будет восприятие им личности, тем вернее даст он психологическую оценку личности. Таким образом, в портрете переплетаются два характера – модели и художника. По - этому есть истина в парадоксальном утверждении, что каждый портрет является автопортретом [17 .c7]
В этом есть доля истины. Но можно сказать и другое: всякий автопортрет содержит в себе черты окружающего художника мира - материального и духовного. И видимо чем глубже полнее отражает их мастер в автопортрете, тем он выше как произведение искусства, как художественный образ. Здесь мы подходим к проблеме взаимосвязи автопортрета с тем жанром, которым обычно обозначаем термином «портрет-тип». Портрет-типом принято называть широко или глубоко типизированный портретный образ. Существует, по меньшей мере, два рода портретной типизации. В одних случаях мастер широко обобщает (типизирует социальные и психологические признаки характерные исключительные для эпохи, в других - сверх того или независимо от того - крупномасштабно обобщаются (типизируются) некие извечные, устойчивые свойства человеческого духа в их исторически складывающихся инвариантах[5.с 3]
Художники в портрете особенно выделяют лицо, глаза, руки. В частности В. А. Тропинин считал, что в портрете главное лицо, что с особым вниманием и с усердием следует рисовать голову, правильно подмечать в посадке, в движении головы , натуральную грацию рук. Всякое натянутое, изысканное положение фигуры действует неприятно. В натуре оно не так замечается, потому что бывает большей частью минутное, временное, а в портрете оно остается навсегда. [10.с. 9]
Портрет – это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, в полный рост. [13.с. 204]
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д. Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм и т. д.
Существуют различные виды портрета:
- автопортрет – это графическое, живописное или скульптурное изображение художника выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал;
- групповой портрет – Это портрет, включающий не менее трех персонажей;
- индивидуальный портрет – это портрет, включающий одного персонажа;
- интимный портрет – камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительное отношение между художником и портретируемой особой;
- камерный портрет – портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне;
- костюмированный портрет – портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в обрезе»;
- парадный портрет - портрет показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне;
- парный портрет – два портрета, написанных на разных холстах или листах бумаги, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно в парных портретах изображают супругов;
- посмертный портрет – портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям;
- шарж – сатирическое или добродушное юмористическое изображение людей, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека. [24]
Задачей кратковременных рисунков – научиться брать от натуры самое существенное, характерное, что в свою очередь дает легче запоминать и воспроизводить увиденное . [3.с35]
Набросок и зарисовка дают возможность быстро и что самое главное точно передать внутреннее состояние изображаемого человека. Набросок – это быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличаются значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но
могут быть и подготовленные наброски для картин.
Зарисовка – это рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличии от подобного по техническим средствам наброска исполнение может быть очень детализованным. Так раскрываются понятия набросок и зарисовка в практическом пособии «Рисунок живопись» под редакцией Кирцер Ю.М.[7]