Выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Теоретические основы применения графических материалов при выполнении зарисовок портрета
Средства выразительности графических материалов………………….5
Особенности выполнения портретных зарисовок…………..…………12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок в графике …………………………………………………………………….……20
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета в графике ……………………………………………………………………...…..23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Многие великие мастера прошлого оставили нам свои рекомендации, свои философские размышления о разных проблемах искусства вообще и искусства рисунка в частности. Леонардо Да Винчи и А. Дюрер, Н. Пуссен и Э. Делакруа, Ж. Энгр и А. Матис, И. Е. Репин и А.М. Васнецов, также мыслители , как Д. Дидро и И. В. Гете, А.Гильдебрандт и П. А. Флоренский. Василий Иванович Суриков и многие другие. 

Василий Иванович Суриков являлся автором множества знаменитых картин исторического содержания. Для создания их Василий Иванович много читал статей, искал исторические факты, прослеживал цепочку событий, наблюдал за характерами исторических героев. Им создавалось огромное количество эскизов и зарисовок, которые впоследствии использовались. Только изучив всё, приступал  он к написанию картины. Для создания персонажей Суриков писал множество зарисовок, а затем примерял их в картине.

Портретное творчество Репина вбирает у себя и развивает наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ века – романтичную страсть портретов К.П. Брюллова, моральную высоту образов Н.Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И.Н. Крамского и В.Г. Перовая, опираясь на высокие традиции живописи старых европейских мастеров. Репину – портретисту принадлежит одно из важнейших мест. Репин работал и в области исторического портрета. Наиболее удачными портретами, какие Репин написал в период 1881 – 1887 годы, есть портрет критика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки, А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887р).

 Увлечение натурой, острое ощущение  неповторимости каждой личности, выраженная позой, жестом, движением, поражающая разнообразие художественного  языка, умения отобразить противоположное  внутреннее движение человеческой  души, ее “диалектику”, – вот, что составляет силу и новизну портретов Репина. Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, ее манеру держаться, ее характер и взаимосвязь с миром. Уже ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. В портрете брата, В.Е. Репина (1867), какой художник создал в академические годы, он, не обратив внимания на признанные авторитеты, решает задачу создания портретного образа, который привлекает своей юношеской естественностью и жизненностью. [23]

Рисунки Энгра отмечены печатью поистине ренессансного высокого стиля. Художники разных направлений спорили и спорят о достоинствах живописных работ Энгра. Безусловная эстетическая ценность его портретных рисунков не подвергалась сомнению никем. 
      Рисунок составляет основу и живописных портретов Энгра, диктует их структуру, хотя цвет, конечно, вносит в их звучание много нового. 
 Вскоре по приезду в Рим Энгр написал «Портрета мадам Девосе». Именно ритмика линий, ясных, плавных, подчиненных единому модусу, способствует созданию удивительно гармоничного образа.

Орест Кипренский – Лучшие русские поэты и писатели стремились быть изображенными знаменитым Кипренским, среди них И.А. Крылов, В.А. Жуковский, К.М. Батюшков, П.А. Вяземский. Художник создал портрет А.С. Пушкина и уже за одно это заслужил благодарность потомков. Кипренский, как никто другой, возвышенно и правдиво представил “героев своего времени”. [25]

Его женские портреты воплощают лучшие качества русской женщины, и недаром при взгляде на них вспоминаются то жены декабристов, то образы Татьяны Лариной или Наташи Ростовой. Для Кипренского умение заглянуть во внутренний мир человека, выявить его особенности было привлекательно. [19]

Проанализировав литературу и работы художников, мы можем сделать следующие выводы: потрет один из жанров графики, живописи и скульптуры, посвященной изображению определенного, конкретного человека или группы людей. При выполнении портрета художники стремятся передать не только сходство портретируемого, но и его внутренний мир, душу, мысли, образ.

Выводы по первой главе

Проанализировав литературу, мы выяснили что:

Зарисовка – это кратковременный рисунок выполненный в течении 15 – 20 мин. с натуры, исполнение может быть очень детализованным.

Набросок обычно отличаются значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре.

 Графика – это наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства. В основе выразительных средств графики лежат такие средства выразительности как: линия, пятно, штрих, тон, точка. В графике материалы принято подразделять на сухие и жидкие. К сухим относятся: карандаш, уголь, соус, сангина, пастель. К жидким: тушь, чернила, акварель. Активное участие в создании общего впечатления от произведения графики играет белый лист бумаги.

Потрет один из жанров графики, живописи и скульптуры, посвященной изображению определенного, конкретного человека или группы людей. Существуют  различные виды портрета: автопортрет, групповой портрет, индивидуальный, интимный, костюмированный, парадный, парный портрет, посмертный портрет, шарж. Также камерный портрет,  использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Проанализировав творчество таких художников как  Сурикова Василия Ивановича, Репина, Кипренского, Энгра и многих других мы нашли общее и пришли к выводу, что, работая в жанре портрет, художники стремились передать  не только сходство портретируемого, но и его внутренний мир, душу, мысли, образ.

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава.  Организация практической деятельности по выполнению графических зарисовок портрета

 

  2.1 Технология  работы по выполнению серии портретных зарисовок в графике

 

Задачи:

1. описать выразительные возможности графических приемов;

2. раскрыть приемы и способы передачи образа и характера в портретных зарисовках.

 

Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти, лессировка. Растушевка – это затенение, осуществляемое посредством растушевки, позволяет получить более реалистичное изображение, поскольку в данном случае переходы между оттенками происходит более плавно. Благодаря этой технике достигается великолепное сочетание тонов. В первую очередь ее рекомендуется применять при написании портретов. Также можно растушевывать штриховку, нанесенную мягкими материалами. Но лучше применять эту технику пи работе с углем. Растушевку можно производить с помощью абсолютно сухого пальца, абсолютно чистого кусочка ткани или подходящих  растушек, которые имеют различные размеры и изготавливаются, как правило, из бумаги, но иногда и из замши.

Среди различных видов техник рисования тушь играет важную роль. После разведения ее водой  в различных пропорциях, получатся гаммы различных оттенков серого цвета. Бумага должна быть гладкой, дабы чернила могли растекаться  равномерно.

Техника работы сухой кистью позволяет получать приятные эффекты светотени. Кисть окунается в тушь не более чем до середины, затем стряхивается и вытирается о газетный лист в целях удаления излишков туши.[2.с16;25]

Техника гризайли - это рисунок сделанный кистью в два цвета, чаще всего черно-белый или коричнево белый, в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил. 

В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые, верхние и подрезающие поверхности

Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера.         

 Граттаж (от французкого grattage, от gratter - скрести, царапать)

Один из способов нанесения изображения, когда рисунок создается через процарапывание пером или другие остриём по воску картона или бумаги, залитых тушью.В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой на основе белой глины или мела. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение.[21]

Рисование зарисовок отличается от рисования с натуры. Зарисовки отличаются от длительного рисунка лаконичностью восприятия. Делая зарисовку головы человека, старайтесь быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить особенности его облика, внутреннего мира, настроения. Рисовать нужно ярких, интересных людей. Кроме зарисовок с натуры нужно учиться делать зарисовки по памяти. Такие зарисовки выполняются после окончания длительного рисунка. На основе впечатления от натуры надо восстановить по памяти самые основные, характерные, запомнившиеся черты. Это очень хорошо тренирует зрительную память. Также полезны зарисовки по представлению, которые

 

 развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт, фантазировать. [12.с. 178]

 Пропорции, движения и характер  – вот те свойства натуры, которые  передаются в зарисовках.

Великие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармоничного строения. [3.с35]

Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка, зарисовки. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке. Для удобства определения пропорций методом визирования можно прищурить один глаз. С помощью длины карандаша уточняют также степень наклона всей формы. [16]

Изысканный кратковременный рисунок был в почете и у живописцев Франции – Энгра, Домье, Родена, Дега, О. Ренуара, П. Синьяка, П. Сезанна, П.Пикассо и др. [3.с35]

Огюст Роден делал наброски с подвижной, не позирующей модели, мимолетно фиксируя её непроизвольные движения широкими росчерками акварели или сангины. Данный метод передает эмоциональное восприятие динамики человеческой фигуры, «ощущение трепетного живого движения», пластической взаимосвязи фигур.

В своей работе я хочу обратиться к  творческому наследию А.С. Пушкина. Исследователи постоянно наталкиваются на многообразные проявления альбомной графики применительно к жизни и творчеству поэта. Известно, что Пушкин много и охотно писал и рисовал в альбомы своих друзей. В сущности, поэт описал свои черновики. Манера его рисунков в рукописях, располагавшихся, в основном, вокруг стихотворных текстов или набросанных как отдельные иллюстрации, эскизы обложек к произведениям, или портретные зарисовки, очень близка альбомной графике его времени. Но  

при этом эта графика имеет свое лицо. Обаяние пушкинских рисунков неотразимо: они свободны, гибки, артистичны благодаря упругости, подвижности и тонкости штриховых линий. [18.с36]

При создании художественного образа от  учащегося требуется правильно передать характер, форму, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре. [22]

Проанализировав литературу, мы можем сделать следующие выводы по параграфу: Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти.

Пропорции, движения и характер – вот те свойства натуры, которые передаются в зарисовках. От  учащегося требуется при выполнении портретных зарисовок правильно передать характер, форму, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре.

 

 

   2.2 Методические  рекомендации по выполнению зарисовок  портрета в графике

Задачи:

1. описать этапы работы над зарисовкой портрета;

2. разработать методические рекомендации по организации работы над графическими зарисовками портрета.

 

Главным источником получения знаний и практических навыков в изобразительном искусстве является систематическое рисование с натуры, по памяти и представлению, чтение специальной литературы и изучение произведений мастеров искусства.

При работе с натуры, по памяти и представлению ученик может выполнять как быстрые наброски, так и более основательные рисунки, продолжительные зарисовки и эскизы.

Зарисовки и наброски позволяют передать  характерные особенности. Умение быстро выполнять зарисовки в профессионально практической сфере предпочтительнее длительного рисования, поскольку кратковременный рисунок дает наглядное представление о творческом замысле, и  в дальнейшем он может стать ценным справочным материалом при работе над композициями и в творческой работе с целью «овеществления» замысла в материале. Наряду с этим зарисовка служит эффективным средством познания окружающей действительности. [22]

Целиком и прямо с натуры выполняются, как правило, лишь этюд, набросок, зарисовка, портрет.

Рисование с натуры можно рассматривать с двух точек зрения. Во первых, как вид учебной работы и, во-вторых, как способ изображения реальной действительности. [14.с. 58]

 Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным. Наброски и зарисовки, рекомендуется выполнять в течение 10-20 мин., когда ставится определенная учебная задача, решить которую необходимо за относительно небольшой промежуток времени.

Информация о работе Выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок