Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48
Цель настоящей работы состоит в описании и осмыслении исторического вклада И.И. Бецкого в область образования и просвещения русского общества второй половины XVIII века.
Задачи:
- проанализировать источники формирования педагогического мировоззрения И.И. Бецкого;
- привести примеры зарождения и функционирования проектов Бецкого на примере Воспитательного дома и Смольного института.
Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48
Всячески подчеркивалась связь физического состояния ребенка с его нравственным развитием: рекомендовалось днем запирать спальни, чтобы дети не могли лежать и предаваться лени и праздности, а больше находились на улице и в движении, потому что «леность, уныние и грусть» — «предшественники дурных нравов». 33
Категорически осуждались телесные наказания, взамен которых предлагалось наказывать детей «выговором и охуждением». 34
Особое внимание уделялось воспитанию трудом. Вопреки существующему заблуждению, макаренковский тезис о трудовом воспитании был выдвинут задолго до советской эпохи: «…праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей»,35 - писал Бецкой.
В письме 1796 года, обращенном к Опекунскому совету, императрица Екатерина рекомендовала на основные воспитательные должности «…определить людей, провождающих жизнь во всех обстоятельствах соответственную тому положению, к каковому предопределяются воспитанники, дабы они из примера их приуготовили себя не к роскоши, а к рукоделию и трудам, и для того всем им назначить жалованье на безбедную, а не на роскошную жизнь; для лучшего же примера воспитанникам нужно бы иметь надзирателей и надзирательниц и других, при них находящихся, людей ремесленных, как-то: портных, швей разных, то есть золотом, шелком, чулочниц и прочих тому подобных, чтоб дети с самого младенчества, не приступая еще к рукоделиям, видя своих приставников, обращающихся всегда в оных, почитали их необходимыми».36 В данном случае воспитатели преследовали и практическую цель - приучить детей к тому виду труда, который должен был обеспечить их дальнейшее благополучие.
Поэтому минимальная образовательная программа (Бецкой был сторонник обучения «легкого и естественного»),37 в которую входили арифметика, география, рисование, домоводство, Закон Божий и иностранный язык, считалась дополнительной «сверх разных ремесел и рукоделий, которые надлежит почитать за основание». 38
При Воспитательном доме планировалось создать сеть ремесленных мастерских и лавок, где воспитанники могли бы работать и продавать плоды своего труда.
Манифест об учреждении Императорского
воспитательного дома в Москве «общим
подаянием» был обнародован 1 сентября
1763 года. Его торжественное открытие,
сопровождаемое крестным ходом, произошло
21 апреля 1764 года. Первые принятые в
Дом младенцы, которых политкорректно
именовали «
В отличие от проектов Петра,
в основу которых был положен
принцип государственного финансирования,
фундаментальным принципом
Бецкой просчитался в
финансировании своего проекта. Основные
благотворители жили в Москве, поступающих
средств могло хватить на нужды
Московского воспитательного
Благие начинания устроителей
Воспитательного дома не вынесли
столкновения с жизненной реальностью.
Опекунский совет – высший исполнительный
орган воспитательных домов –
девять лет спустя после принятия
«Генерального плана
Штат служащих Московского воспитательного дома не справлялся с потоком поступающих детей, тем более что, распространилась весть, что за каждого младенца дают по два рубля: детей несли за 200-300 верст, часто еле живых, иногда уже мертвых.45 Один из первых биографов Бецкого с сожалением констатировал: «Поступавшие в Воспитательный дом дети, вообще говоря, умирали в немалом количестве, оставшиеся в живых далеко не получали того воспитания, какое предполагал им дать учредитель дома; они не делались полезными гражданами, не составили собою третий чин в государстве». 46
Смертность детей в
первые годы существования Дома была
чрезвычайно высока. Так, в 1764 году из
523 поступивших воспитанников
В 1770 году было принято решение
об открытии Петербургского отделения
Императорского Воспитательного дома.
Вскоре были открыты Воспитательные
дома и в некоторых других крупных
городах. Чтобы материально
Воспитательный дом довольно
скоро стал местом многочисленных злоупотреблений,
которые особенно участились в последние
годы жизни Бецкого. Детей принуждали
много работать, а изготовленные
ими вещи продавались за бесценок.
Впрочем, эти злоупотребления иногда
разоблачались. Одним из самых громких
скандалов стало дело некоего
надзирателя петербургского Воспитательного
дома Книпера: «Опекунский совет
нарушил контракт и отобрал от
него всех питомцев и питомиц по
следующим причинам: Книпер не уплачивал
положенного жалования
Попытку Бецкого решить задачу государственного масштаба средствами благотворительности нельзя признать удачной. Сам Бецкой испытал разочарование в реализации планов нравственного возрождения нации. Бецкой сам положил начало практике отдачи детей в деревни, где они набирались «дурного». Двадцать лет спустя, в 1786 году, он потребовал «детей по деревням больше не отсылать», однако его требование не было принято во внимание.54
Полное крушение грандиозного воспитательного плана нации Бецкого произошло уже после завершения эпохи Екатерины II.
Павел I, взойдя на престол, передал управление Воспитательным домом своей супруге, императрице Марии Федоровне, которая в значительной степени реформировала все воспитательную и, главным образом, образовательную систему.
Николай I продолжил разрушение
всего, что было создано Бецким, но
уже гораздо менее деликатными
методами. Сначала приняв Дом под
собственное покровительство, он впоследствии
передал управление императрице
Александре Федоровне, но продолжал
следить за положением дел, постоянно
принимая меры по реформированию Воспитательных
домов, большей частью противоречащие
первоначальному замыслу
Тем временем состояние Воспитательных
домов ухудшалось. Из-за плохих условий
содержания и скученности детей
нередко случались эпидемии. Наконец,
в 1837 году Николай I издал указ об обращении
всех учебных классов
Тем не менее, Воспитательный дом как общественный институт не прекратил своего существования, и детей по-прежнему отправляли кормилицам в деревни. О том, чтобы дать этим детям первоначальное образование, вновь зашла речь только в 1870-х годах, но цели при этом преследовались уже совсем другие.
Проект Бецкого представляет собой интереснейший образец реализации рационалистической утопии, столь характерной для XVIII столетия.
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века: проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)
Решение вопроса о женском образовании в XVIII веке имело три варианта – семейное воспитание, частные пансионы и создание государственной системы для девушек дворянского сословия. Инициатором приобщения женщин к образованию выступило государство.56
Смольный институт был
основан по инициативе И.И. Бецкого
и в соответствии с указом, подписанным
Екатериной Второй 5 мая (24 апреля) 1764 года
и первоначально назывался «
«Воспитательное общество благородных
девиц, основанное императрицей Екатериной
II при Смольном монастыре, может
по справедливости назваться рассадником
женского образования в России. Название
это оно заслуживает не только
по праву своего первородства, но и
по той роли, которую сыграло в
воспитании ряда женских поколений,
вносивших просвещение и
В основу нового дела императрица
ставила широкую, государственную
задачу: сознавая, что для блага
России нужно, чтобы лица, призванные
ей служить, были людьми просвещенными,
она увеличивает число мужских
учебных заведений и принимает
все меры к улучшению образования
в них. Но гениальный ум Екатерины
подсказал ей, что это еще не
решает вопроса и что роль женщины
в воспитании хороших граждан
имеет огромное значение, что невоспитанные
и необразованные жены и матери предрассудками
и невежеством могут влиять лишь
пагубно и тормозить все ее
усилия на пользу ее подданных. Придя
к этим выводам, «она не ограничилась
целью давать государству лишь образованных
женщин, но захотела ввести женское
образование в общую систему
воспитания русского юношества и
путем гуманного и
Бецкий, вполне разделявший взгляды Екатерины, изложил их в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества», конфирмованном императрицею 12 марта 1764 года:
«Искусство доказало, что
просвещенный науками разум не делает
еще доброго и прямого