Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48
Цель настоящей работы состоит в описании и осмыслении исторического вклада И.И. Бецкого в область образования и просвещения русского общества второй половины XVIII века.
Задачи:
- проанализировать источники формирования педагогического мировоззрения И.И. Бецкого;
- привести примеры зарождения и функционирования проектов Бецкого на примере Воспитательного дома и Смольного института.
Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48
Вот образец одного из писем, а именно это Первое письмо Екатерины помечено 1770 г. Левшиной было тогда двенадцать лет:66
«Черномазая Левушка. Получив ваше милое письмо, мне захотелось сесть в коляску и ехать прямо в монастырь, чтобы вас увидать; но не прогневайтесь, меня удержал сильный холод. Я резвлюсь немногим меньше, чем вы, поэтому нахожу вас очень любезною; но воздух ваших больших коридоров слишком свеж для меня в этом месяце. Как только сильные морозы пройдут, я приеду как-нибудь на все послеобеденное время присутствовать при разных ваших занятиях, если мои, ибо и у меня они есть, мне это позволят. Мой поклон всему обществу, поцелуйте, пожалуйста, от меня старейших моих знакомых — серых сестер; скажите им, что мне приятно видеть их всякого рода успехи, это доставляет мне истинное удовольствие; я им это докажу, когда приеду как-нибудь вечером, чтобы вволю поиграть с обществом. Мой поклон г-же Делафон, которой вы стольким обязаны, и которую вы так нежно любите.Екатерина».67
За три года до выпуска,
когда девушки эти достигли пятнадцатилетнего
возраста, Екатерина захотела побаловать
их совершенно новым для них развлечением
и, думается, не без тайного желания
в то же время показать их столичному
обществу. Была устроена для смолянок
прогулка в Летний сад, и 20 мая 1773 года
от Смольного, по Неве к пристани Зимнего
дворца поплыла целая флотилия разукрашенных
шлюпок, в которых разместились пятьдесят
веселых молодых девушек, в сопровождении
начальницы, Бецкого и нескольких
надзирательниц. Весть о предстоящем
зрелище облетела весь город, и на
берег Невы собралась такая масса
народа, что пришлось остановить движение
экипажей по набережной и по Миллионной.
Причалив, смолянки прошли в Эрмитаж,
где осматривали картинные
Императрица любила, чтобы Смольный посещали разные лица. Великий князь бывал там нередко, а первая его супруга Наталия Алексеевна ездила туда не менее трех раз в неделю. Екатерина привозила туда Дидро и шведского короля Густава; было много и других иностранцев, знакомившихся с этим диковинным, даже для европейцев, учебным заведением.
30 апреля 1776 года был первый
выпуск пятидесяти одной
Но для воспитанниц торжество было отравлено отсутствием императрицы. «Ее задержал траур по недавно скончавшейся великой княгине Наталии Алексеевне, которую смолянки очень любили».69
В следующие семь лет жизнь в Смольном оставалась без больших перемен. Сама Екатерина ездила туда часто, но, по-видимому, в составе новых воспитанниц у нее уже не было прежних любимиц, хотя заботы обо всех были прежние и при выпусках государыня щедро раздавала денежные пособия как в обществе, так и в мещанском училище и оставляла при Смольном многих не имевших родных, а также устраивала их судьбу.
Влияние Бецкого на дела общества стало ослабевать с 1782 г. Он старился, а Екатерина, замечая некоторые упущения в делах заведения, перестала уже доверять Бецкому и, назначив Т.С. Завадовского членом совета, передавала через него свои распоряжения. В том же году она учредила «комиссию для заведения в России народных училищ» и уже в марте 1783 года поручила этой комиссии, во главе которой поставила Завадовского, рассмотреть устав Смольного и сообразно с потребностями изменить его программу. Комиссия нашла упущения в ходе научного дела: воспитанницы плохо владели русским языком и имели мало знаний и по другим предметам, так как обучавшие их всем наукам иностранки в большинстве были сами недостаточно образованы. Сообразно с этими замечаниями было постановлено: заменить иностранок русскими учителями и все науки преподавать по-русски. При двух младших возрастах держать учительниц, основательно знающих русский язык, обязать разговаривать на нем с детьми, постоянно поправляя их ошибки. Как только дети научатся читать, давать им для чтения «хорошие, образующие ум и сердце книги». Новых учителей было назначено четырнадцать; из них один немец и один француз. Число учительниц убавилось, и они уже науки не преподавали, а должны были учить рукоделиям, а также читать вместе с воспитанницами книги, но не иначе как по выбору учителей. Программа классного обучения была расширена, и точно определены часы ежедневных занятий. «Для учителей был составлен и метод преподавания: он должен был быть наглядным, иметь характер беседы учителя с воспитанницами, развивать их память, внимание, рассудок и даже волю».70
Суббота во всех классах, исключая
старшего, назначалась для повторения
пройденного в продолжение
Императрица осталась недовольна выводами комиссии и, приписывая упадок дела нерадению Бецкого, окончательно к нему охладела. Весь план комиссии она одобрила и передала его для руководства совету воспитательного общества Смольного, составителей же работы широко наградила. Совет, получив новую программу, определил: «Все присланные высочайшие повеления, яко превосходный и непременный закон премудрыя законодательницы, хранить в архиве совета, поступая по оному с надлежащей точностью, и для исполнения объявить всем, кому ведать должно». Закон действительно сохранился, но именно только в архиве. В делах следующих годов о новой программе даже не упоминается. О нем забыли по необходимости: чтобы осуществить новую программу, надо было назначать преподавателями людей с большим знанием дела, а таковых было трудно найти в то время.
Выпуском девиц в 1785 году, на котором присутствовала государыня, закончился блестящий период общества. После него Екатерина редко ездила в Смольный и как будто охладела к нему.
Чтобы оценить содеянное в области женского образования Екатериной II и Бецким, необходимо вспомнить общественные условия и нравы того времени, соответственно и препятствия, которые приходилось преодолевать на пути к цели. Вот несколько примеров:
Когда в 1944 году Екатерина приехала в Россию, русское общество за редким исключением было равнодушно к вопросам просвещения. Молодые люди, посланные Петром Iза границу, вносили в русскую жизнь религиозные сомнения, а часто и презрение ко всему родному. Сумароков высмеивал эти типы в своих комедиях. Духовенство восставало против новшеств: Ломоносов включил в проект петербургского университета обязать духовенство не ругать науку в проповедях. Русские дети отдавались учиться в монастырские школы. Иностранцы открывали частные пансионы для своих детей, но там училось мало русских. Все вышеперечисленное касалось мужского образования.
О женском образовании речь вообще не шла. Редкие родители учили девочек чтению, но не письму. Юноши-любители книг считались колдунами и чернокнижниками в глазах родителей невест (о чем писал А.Т. Болотов71). В очень богатых домах девушки обучались иностранному разговорному языку от мамзелей и гувернанток и танцам. При дворе императрицы Елизаветы юная Екатерина с трудом находила людей близких ей по развитию, более всего Екатерина общалась с Дашковой. Эту кору невежества и пробили совместные усилия Екатерины и Бецкого.
До нас дошло мало сведений для ознакомления с тем, как проявили себя в жизни первые воспитанницы Смольного института: большинство пансионерок жили в глухой провинции и мало писали. В записках Ржевской есть эти сведения, она поддерживала отношения со многими из своих подруг. Первые выпускницы, отличавшиеся ярко выраженным личным характером, сталкивались с общим нерасположением и в обществе и в семье. Сохранились и воспоминания образованных мужчин-супругов смолянок или знавших их в обществе: эти описания проникнуты уважением к достоинствам девушек, их образованности, нравственности, силе духа, нраву.
Описания иностранцев
о девушках-смолянках, фрейлинах
полны восхищения их образованностью,
знанием иностранной
Смольный институт благородных девиц был первым в России женским учебное заведением, положившим начало женскому образованию в стране – совместный общественный и воспитательный проект действительного тайного советника И.И. Бецкого и императрицы Екатерины II. Проекты Бецкого, отчасти утопические и эксцентрические не приносили желаемых результатов, но, тем не менее, Смольный институт был признан наиболее масштабным образовательным проектом своего времени. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины.73
После смерти императрицы
Екатерины началась эволюция первоначального
замысла. Императрица Мария Федоровна,
управлявшая всеми
Во второй половине XIX века тенденция к замкнутости института обретает отчетливый характер: он отличался факторами – пренебрежением отечественными знаниями, ориентацией на светский тип воспитания, религиозностью, преклонением перед царской фамилией. В 1917 году институт был закрыт.
Заключение
И.И. Бецкой – не случайная фигура в истории российского образования и просвещения. В его бурной жизни было несколько событий, сформировавших его образовательную концепцию.
К числу главных можно
отнести многолетнее
После возвращения в Россию, в 1763 году Бецкой представил Екатерине II доклад о реорганизации в России дела воспитания детей «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» как «новой породы людей», необходимой для России. В традициях европейского просветительства он предлагал организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, куда будут принимать маленьких детей и выдерживать их там до 18 и более лет под неусыпным попечением педагогов, подающих пример своим поведением.
Неутомимый энтузиаст Бецкой открыл гимназии и воспитательные учреждения для мальчиков всех сословий (кроме крепостных), училище при Академии художеств, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок и отделение для девочек из мещан, учредил Московский воспитательный дом.
Однако проекты Бецкого, отчасти утопические (например, идеальные уставы и надежда на благотворительные пожертвования общества) не принесли главных ожидаемых результатов – повсеместности в деле рождения и воспитания новой породы людей.
Екатерина постепенно охладевала к затеям Бецкого, сам он вложил в учебные заведения свое состояние, в 1780 г. ослеп и доживал последние полтора десятилетия почти в нищете.
Однако начинания Бецкого
– претерпев изменения –
Список использованных источников и литературы
Источники