Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа
путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, награжден
орденом и повышен в чине.
Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно
обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в
гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-
учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и
Географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного
Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании
энциклопедии (где впервые была его известная статья «Аблай»), изучение
восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском
географическом обществе — все это составляло содержание его жизни в
Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н.
Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед,
дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В.
Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и
дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского
географического общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валиханов
вновь встретился со своим другом Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских
друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С.
Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная
литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему
лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период
революционной ситуации.
Чтение Валихановым
литературно-художественных и
журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,
«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к
истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало
утверждению демократических взглядов Валиханова.
Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана
Валиханова. Он вынужден был покинуть столицу.
Переехав
в Омск, Валиханов принял
правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд
практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде
«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О
кочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г.
Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение
к России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил
переводчиком при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности,
способствовал установлению дружественных ваимоот-ношений русских властей с
местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ
между казахами и киргизами.' Но деятельность Чокана на этом поприще была
недолгой. Летом 1864 г.
он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аул
Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период
Валиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аула
Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,
скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими
родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее
письмо. Прощайте, обнимаю всех».
Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган,
у подножья Алтын-Эмельского хребта.
Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического
общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский
писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан
Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его
феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе
тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он
умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».
Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана
и других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный
талант.
Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского общества
обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.
Байтурсынова и др.
Выпускник
Оренбургского кадетского
ряд историко-этнографических
статей, посвященных проблемам
лечебных свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятников
истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является
«Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством
«Урнэк». В нем содержится анализ исторического прошлого пяти народов
Востока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев.
Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он
знал несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и
Парижа. Круг его научных интересов охватывал вопросы истории, философии,
музыки, литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее
полное выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и
ханских династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизированы
основные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов
Азии.
Ш. Кудайбердыев
высоко ценил роль науки,
человека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского
отдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.
Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования
связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости
Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском
училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской семинарии. Годы учебы
были сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.
Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем
продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и
Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко
переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,
культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции
царю каркаралинской
группой казахской
работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован
(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда
и следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения ему
разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к
ссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установлен
полицейский надзор.
С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил в
Оренбурге.
В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен)
— басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных
произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая
книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы
казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.
Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам
просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием
казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.
С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии
«Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная часть
дореволюционной казахской интеллигенции.
А. Байтурсынов
— один из первых среди
значение и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко
проанализировать духовное наследие и идеи «главного поэта казахского
народа». В образованности и культуре он видел решающий фактор социального
прогресса. Для того, чтобы школьное образование было на должной высоте,
считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение
учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка
высококвалифицированных учителей.
Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оно
олицетворяло просвещенную часть казахского общества.
Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенных
результатов, не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.
Многие ее
направления находились на
вв. научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального
края, отсталых
общественных отношений.
§ 3. Художественная
культура. Печать.
Художественная
культура дореволюционного
новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,
свойственные патриархально-феодальному
строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка.
Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного
искусства и театральной культуры.
Литературные
процессы шли по двум
письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов,
дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц,
загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.
отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием