Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа
скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения — шашбау— в виде рядов
медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные
медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К
накосным украшениям относились и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной,
многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские
ювелиры изготавливали и
онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к
саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки
— туиреуиш.
При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье,
гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые
сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги
— сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз,
длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были
лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм:
четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной
наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные
и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных
шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными
пластинами.
С конца
XVII в. стали использовать и
ружья, частью купленные в
Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких
видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без
насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья,
стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи
изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины
«сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко
употреблялись.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная
пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз),
из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для
изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана
с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло
— сары май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой,
солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе
казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся в
пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды
сыров — сары иримшик, ак иримшик и др.
Мучные продукты
использовались
продовольственными культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса
казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары
коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно
—талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки
— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».
Пшеница
ценилась более. Из нее
жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),
обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе
казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и
кашу (ботка). •
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась
конина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней
части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили
«карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из
мяса, других частей туши назывались шужик.
^аранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо
— основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и
без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,
обжаренные мелкими кусками на медленном огне. назывались «куырдак».
Посуда и
утварь казахов-скотоводов
жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды
использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей
частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.
^
Самой
разнообразной по форме,
саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной
лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме
(заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры,
предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур
снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли,
сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в
специальных коптильнях.
Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш,
ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости.
Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел
(казан), в оседлых
районах Казахстана широко
посуда.
Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни
народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных
скотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда была наиболее
приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.
Материальную
и духовную жизнь народа
исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-
бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях.
Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык
салт». Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих
обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма
жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-
келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или
родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило
название «калындык ойнау».
В XV—XVII вв.
ислам не имел большого
не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы
(жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-
жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.
«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская,
возглавляемая женихом, женская — невестой.
Песня рассказывает
о положении женщины в
грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с
родными, удалением от родных мест. Переживания невесты, часто отягощенные
сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались в
искренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она,
прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль.
Традиция
требовала, чтобы девушка в
сопровождении подруг с
песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с
родными у казахов называлось «кыз-таны-су».
В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар»
(открывание лица невесты). Он имел свой канонический текст из двух частей:
в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам
жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только
что переступившей порог своего семейного очага.
Помимо калыма со стороны жениха готовились обрядовые подарки: матери —
сут-акы (за молоко матери), отцу—той мал (свадебные расходы), братьям
невесты — тарту (седла, пояса и т. п.) близким родственникам невесты —
каде. Беднякам
нередко в таких случаях
друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны
были внести так называемый каргы-бау— залог верности сговора, кит — подарки
сватающим. Приданое (жасау) невесты обходились им очень дорого, иногда
превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор
(саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним
жилищем (отаутигип.беру) со всем оборудованием.
Погребальные обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основывались как на
обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала
вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук,
копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В доме
покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший
подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов
хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В дальних районах на
время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь с наступлением
теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.
Надгробные
сооружения казахов строго
социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в
XV—XVII вв. еще существовала древняя традиция' насыпного холма из камня.
По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби
женщины царапали себе лицо (бет-жырту). Жена, соблюдая траур по умершему
мужу, в течение года, носила черный головной убор (кара-салу). Лошадь
покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек),