Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа
покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался
надгробный памятник и справлялись поминки. Лошади подрезали хвост, а затем
закалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяина.
Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества,
посвященные важнейшим событиям жизни — свадьбе, рождению ребенка, поминкам
(ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках
устраивались игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курсе), борьба
всадников. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года
(на-урыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества
сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).
Каждому
большому празнику
(серый волк) и кыз-бори (волк-дева), генетически восходящие к древним
тотемическим представлениям. Более массо
вый характер носили спортивная военная игра — жарыс (конное состязание) и
большая облавная охота (аба, камаргы). Сложным видом спортивных состязаний
был алтын-кабак (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получали
ценные награды. Позднее наряду с алтын-кабак получила распространение
стрельба в серебряный диск (жамбы ату).
Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами
распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам
глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и
по^режнему выполняли обряды древней религии, согласованной на культе
«танир» (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрела
характер единобожия (бир танир). В XV—XVIII вв. культ «танир» еще
соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ
предков, имели изображения своих отцов (буттенгри).
Проявления
язычества преследовались
шейхи и казии, вдохновленные ханом Мухаммедом Шейбани (XVI в.), приняли
решение (фетва), по которому казахи считались идолопоклонниками, а значит,
отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газават (священную
войну) казахам и уничтожить человеческие изображения.
В мировоззрении народных масс в XV—XVII вв. господствовали анимистические
представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в
частности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного
(кесир). Сущность
анимизма заключалась в
представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который
управляет им. Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву,
ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер-
ана) и воды (су-ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня —
алас. По казахскому поверью, огонь — покровитель жилища домашнего очага.
Невестка при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в
большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую).
У казахов
сохранился древний обряд
слова «алас» — ночной свет, священный огонь. Этот обряд совершался при
перекочевке с зимовки на джайлау. С древних времен сложилось поверье, что
на зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистые
силы», приносящие вред человеку. А джайлау чист, беспорочен и туда следует
явиться очищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на джайлау,
разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары овец.
Лошади считались чистыми животными и не подлежали очищению.
Основу казахского народного календаря составляли астрономические
представления и знания звездного неба, накопленные веками. Большое
практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за
периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета
времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за
движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях
научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам
дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
Среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся
эмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Их ремесло
было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепчи обладали опытом
многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды,
определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на джайлау и обратно,
устанавливали високосные года казахского народного календаря и т. д. Особый
интерес есепчи проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные
планеты, воспевали их в песнях, слагали о них легенды. Карту звездного неба
казахи обычно открывают Полярной звездой игравшей важную роль в их жизни.
Передвигаясь в ночное время, они ориентировались по ней. Созвездие Большой
Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетыген»
(семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников —
Малой Медведицы — «Акбоз ат», «Кок-боз ат» (белый мерин, серый мерин).
Названия этих
созвездий связаны с
Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев
в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их
наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три
декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны.
Казахи определяли времена года и по положению солнца относительно Плеяд.
Астрологические месяцы солнечного года они называли «жулдыз», имея в данном
случае в виду число зодиакальных созвездий, которых было 12, соответственно
12 лунным фазам. Страны света устанавливали по дневному положению солнца.
Юг называли «онтустик» (правая полуденная сторона), север — «Солтустик»
(левая полуденная сторона), восток — «кун шыгыс» (сторона восхода солнца),
запад — «кун батыс» (сторона захода солнца).
Большую
роль в жизни народа играл
циклический календарь,
ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет — мушел.
Каждый цикл назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сыйыр), тигр
(барс), заяц (коян), дракон (углу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца
(кой), обезьяна (мешин), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз).
Начало года
соответствовало весеннему
начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз» —
означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул,
женщины занимались приготовлением традиционного «наурыз-коже» (пшеничной
похлебки) — символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали
отваренную голову быка и они произносили традиционные пожелания о росте
поголовья скота, изобилии молочных продуктов.
Неделя состояла из семи дней: сенби (суббота), жексенби (воскресенье),
дюйсенби (понедельник), сейсенби (вторник), сэрсенби (среда), бейсенби
(четверг), жума (пятница). Названия дней имеют главным образом персидское
происхождение, за исключением арабского термина «жума».
Кочевое
скотоводство и орошаемое
культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского
народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и
Средней Азии. Заметный след оставила также мусульманская культура. Таким
образом, в XV— начале XX вв. в Казахстане функционировала единая культура,
которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских
степей.
§ 5. Революционные
разночинцы в Казахстане
В развитие
культуры Казахстана второй
внесли революционные разночинцы, отбывавшие ссылки в Казахстане. В крае
возник ряд народнических кружков, в которых обсуждалось много вопросов, в
том числе и национальный, но основное их направление состояло в
просветительной деятельности.
Одним из центров научных исследований Казахстана являлся Оренбург, в
котором находился отдел Русского географического общества и Тургайский
статистический комитет. В числе их членов были Н. Дмитриев, Б. Скалов, П.
Добровольский, ряд других ссыльных. Вместе с ними работали казахи Т.
Сейдалин, Б. Даулбаев, С. Джаитюрин, Б. Наурызбаев и др.
Центром краеведения был Уральск, где собирались и обрабатывались
различные материалы, издавались в виде статей.
Важным культурным и научным центром являлся Омск, где политические
ссыльные объединялись в отделении Географического общества и Акмолинском
статистическом комитете. Среди активных участников их были Ф. Щербина, Г.
Н. Потанин, Н. Петропавловский, А. И. Сведенцов, Л. К. Чермак, Д. Клеменц,
В. Остафьев, Н. М. Ядринцев, к ним примыкали А. Букейханов, М. Чорманов, Н.
Джет-пысбаев.
Центр изучения
казахского края в
возникновением политическим ссыльным Е. П. Михаэлису, С. Гроссу, А.
Леонтьеву и др.
Центром
изучения Южного Казахстана
научной деятельностью занимались народники П. И. Пашино, Г. С. Загряжский,
Д. Иванов, Г. Усов, И. Гейер, Е. Смирнов и др. В тесной связи с ними были
местные краеведы. В «Материалах для статистики Туркестанского края»,
«Сборнике материалов для статистики Сырдарьинской области», «Туркестанских
ведомостях» увидело свет множество исследований народнического направления.
В Семиречье, Верном
научной деятельностью