Культура Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ..doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

первый номер  газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и

узбекском языках. На ее страницах печатались материалы  о Чокане Валиханове,

восстании казахов  Мангыстау 1870 г. и других событиях.

  В 1911 г.  увидел свет первый казахский  журнал «Айкап», за четыре года

существования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета

«Казах». «Айкап»  и «Казах» освещали все стороны  жизни общества. Они

выступали за переход  казахов к оседлому образу жизни  и овладение

земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места

кочевничества, смело поднимали женский и  национальный вопросы,

распространяли  медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва

Всеказахского съезда.

  Расширялось  издание книг казахских авторов.  В Петербурге, Казани,

Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова,

Ибрая Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваева

и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана  типография

«Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском

языке. До Октябрьской  революции на казахском языке  было издано

приблизительно 700 названий книг (не считая переизданий).

  Таким образом,  перемены охватили все стороны  культурной жизни казахского

общества.

  Однако не  все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа.

Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность  культурно-

просветительных учреждений, колониальная политика царизма. 

§ 4. Материальная культура казахов. Обычаи и обряды

  Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры.

Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной  и конструкцией. В

летнее время  казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных

теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное

жилище, изготовленное  из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (

деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиально

расположенных

жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев  — канат (частей

кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-

15,-18 — канатные  юрты существовали с XII в. до  начала XIX в.

  Каждая решетка  (кереге) состоит из 36 планок —  «саганак», изогнутых

посередине. Решетки  бывают двух видов: из массивных планок мелкой

квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной  сеткой —«жел коз».

Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму  прямоугольного проема.

Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи

обкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты

покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от

шанырака до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом

веревками и  узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными

ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из

разноцветных  шерстяных нитей.

  По своему  назначению юрты делились на  три основных типа. Парадные юрты,

предназначенные для приема гостей, отличались большим  размером и богатым

убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов,

покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были

свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера.

Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на

лошади. Кроме  того, были юрты, использовавшиеся как  склады и другие

подсобные помещения.

  Походные  юрты можно отнести к типу  специализированных, предназначавшихся

для военных  походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным

жилищем был  шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и

покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй»,

состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

  Кроме того, казахи во время кочевок использовали  вместительные подвижные

жилища на колесах  куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей

разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

  Центр юрты  — ошак — служил местом  приготовления пищи и обогрева  в

холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для

гостей и заслуженных  людей. Пространство у двери называлось «босага».

Направо от входа  располагались утварь и посуда, слева  — конская сбруя.

Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской —

шымылдык.

  Убранство  юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов,

изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные

ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые

ковры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и

ворсовые—тукти  клем. Богатые войлочные настенные  ковры, орнаментированные

аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках

(шабдан), ковровых  сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и

соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом  каждой юрты были

сундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов

(ке^еже) (адалба-кан)  украшались художественной резьбой.

  Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из

дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их

называли «агаш  уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь  дома зависела от

материального состояния хозяина и состава  семьи, но в целом оно было

максимально приспособлено  к кочевому образу жизни.

   В народном  костюме казахов отразились древние  традиции, связанные с

этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда

изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха.

Особой ценностью  у казахов пользовались шкуры  куланов, сайгаков и тигров,

мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из

меха пушных зверей назывались «ишик» и различались  по покрытию: меховая

шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша

тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих—  жаргак тон. Из козьих

шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы

«кылка жаргак».

  Штаны шились  из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В

XV—XVII вв. особой  популярностью пользовались легкий  плащ без рукавов —

кебенек и халат  из тонкого белого войлока

— каттау. К старинным  видам одежды относится также  шекпен — длинный плащ из

верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был

халат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

  Комплект  мужской одежды состоял летом  из нательной рубахи, штанов и

распашного халата, женской — из туникообразного  платья (койлек) и

безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались

хлопчатобумажные  и шелковые ткани, бархат.

  Мужские  и женские головные уборы отличались  многообразием. Наиболее

старинный и  традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого

войлока. Высокие  шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с

широкими, загнутыми  наверх полями

— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки  борик, круглые по форме с

высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные  мехом. Зимние шапки

— треухи назывались «тымак».

  Борик девушки  украшался подвесками и перьями  филина, цапли или павлина.

Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитые

золотом — «алтын борик», украшенные кораллами —  «калмаржан борик». Летние

легкие шапочки  из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев,

вышивкой серебром и золотом.

  Из женских  головных уборов наиболее оригинальным  был свадебный убор

саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными

монетами, кораллами  и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого

ребенка молодая  женщина носила головной убор из белой  ткани — кимешек.

   Мужская  и женская обувьтакже отличались  разнообразием. Мужские сапоги  на

очень высоких  каблуках с голенищем выше колен  назывались «шонкайма етик»,

мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды —

бир така, а также  ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из

более плотной  кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.

  Женская  обувь отличалась от мужской  изяществом, богатым орнаментом.

Повседневной  обувью были туфли — кебис. Богатые  женщины носили

орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли  на высоких каблуках из

зеленой кожи —  «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной

инкрустацией.

  Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,

шерсти и шелка  — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными

накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными

костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей

пояса не были наборными  и не имели подвесок. Женские пояса  были более

широкими и  нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также

мягкие кушаки — кур.

  Женские  украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней.

Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой  и инкрустацией.

Серьги изготовляли  в основном из серебряной проволоки  в виде дужек, колец с

подвесками из самоцветов, часто — из ромбических  и округлых пластин,

Информация о работе Культура Казахстана