Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:55, реферат
В 1797 г. Кошанский поступил в Московский университетский благородный пансион. В это время пансионом руководил профессор кафедры энциклопедии и натуральной истории А.А.Прокопович-Антонский. Заботясь о высоком уровне преподавания в пансионе, он добился того, чтобы все лучшие профессора университета одновременно преподавали бы и в пансионе. Указывая на большое методическое значение естественнонаучных знаний для развития мыслительных способностей учащихся и приобретения ими навыков систематизации, Прокопович-Антонский в то же время прежде всего стремился привить им вкус к литературе и искусству[3].
Н.Ф.Кошанский и его время
Н.Ф.Кошанский родился в 1781 г.[1], по другим данным, датой его рождения является 1787, 1785 или 1784 г.[2] Он происходил из дворян Московской губернии. О первоначальном образовании его практически ничего не известно.
В 1797 г. Кошанский поступил в Московский университетский благородный пансион. В это время пансионом руководил профессор кафедры энциклопедии и натуральной истории А.А.Прокопович-Антонский. Заботясь о высоком уровне преподавания в пансионе, он добился того, чтобы все лучшие профессора университета одновременно преподавали бы и в пансионе. Указывая на большое методическое значение естественнонаучных знаний для развития мыслительных способностей учащихся и приобретения ими навыков систематизации, Прокопович-Антонский в то же время прежде всего стремился привить им вкус к литературе и искусству[3].
Бывший воспитанник
– 119 –
словесности постепенно, начиная с логики, как формы мышления, и переходя к риторике, как внешней форме речи. В высшем классе преподавалась пиитика и эстетика... Истории литературы собственно не преподавали, но она составлялась сама собою в уме нашем, при последовательном обозрении писателей»[4]. Директор пансиона сумел создать особую атмосферу, в которой воспитанники имели возможность проявлять свои литературные дарования. В пансионе проходили «Собрания воспитанников», деятельными участниками которых были В.А.Жуковский, бр. Тургеневы, М.С.Кайсаров. К сожалению, не сохранилось сведений об участии Н.Ф.Кошанского в этих мероприятиях, но несомненно, что пребывание в благородном пансионе положило прочное основание литературным интересам Кошанского и его тяге к гуманитарным дисциплинам.
Представление о духе Московского
университета и пансиона при нем
в конце 1790-х – начале 1800-х гг.
неотделимо от мысли о позднем
масонстве с его пафосом
Успешное прохождение пансионного курса дало Н.Ф.Кошанскому основательную подготовку к университетским лекциям[6].
Положение пансионера давало право на посещение университетских лекций, которые Н.Ф.Кошанский начал посещать с 1798 г., где уделял внимание обучению «языкам российскому, греческому, латинскому, французскому, немецкому и английскому». В следующем, 1799 г. он был формально произведен в студенты.
В Московском университете, где Н.Ф.Кошанский обучался с 1799 по 1802 г., будущий лицейский профессор прослушал курсы на двух факультетах: философском и юридическом, получив при этом золотую медаль «за отличные успехи в науках» по окончании философского факультета[7].
Еще будучи студентом, Н.Ф.Кошанский начал педагогическую деятельность, став преподавателем риторики в родном Благородном пансионе. Окончив университет в 1802 г., Н.Ф.Кошанский
– 120 –
продолжил свою преподавание в пансионе, став при этом еще и учителем греческого и латинского языков в университетской гимназии, где проработал до 1805 г.
Как пишет один из историков
Лицея: «Трудясь над сочинением и
изданием книг, отправляя должность
преподавателя в Пансионе и Гимназии,
Николай Федорович, благодаря прекрасным
способностям и неутомимому труду,
находит время следить за науками
и готовить себя к новому экзамену,
на который явился в собрание Университета
в 1805 году. Здесь, выдержав с отличием
установленное испытание, он признан
был достойным степени магистра
философии и свободных наук. 30
июня, в памятный Университету день
пятидесятилетнего юбилея его, Кошанский
был утвержден магистром, одновременно
с Р.Ф.Тимковским, ставшим впоследствии
известным профессором
Кроме преподавания в учебных заведениях, Н.Ф.Кошанский давал частные уроки в некоторых знатных семьях. Например, он преподавал древние языки Н.Муравьеву, будущему декабристу, о чем сообщал близкий Муравьевым К.Н.Батюшков[9].
Будучи молодым педагогом и помня совсем недавние трудности своих ученических лет, Н.Ф.Кошанский имел возможность с двух сторон взглянуть на процесс образования, который в то время часто сводился к записи профессорских лекций, что значительно сужало образовательные возможности учеников и студентов. А часто встречающееся незнание иностранных языков, особенно среди разночинской массы учащихся, вовсе делало образование мало доступным. Понимая это, Н.Ф.Кошанский одним из направлений своей деятельности выбрал перевод, составление и сочинение научных и учебных изданий по гуманитарным дисциплинам.
В период с 1802 по 1811 гг., т.е. со времени окончания университета и до поступления на службу в Царскосельский лицей, Н.Ф.Кошанским были изданы: «Таблицы латинской грамматики» (1803 и 1806 гг.); «Начальные правила российской грамматики» (1806 и 1810 гг.); «Правила, отборные мысли и примеры латинского языка» (1806 г.); «Руководство к познанию древностей Милленя, в пользу учащихся при Московском университете» (1807 г.); «Учебная книжка латинского языка, с французского» (1809 г.); «Латинская грамматика с примерами для чтения, по Бредеру» (1811 г.); «Цветы греческой поэзии с текстом, сравненным и исправленным, с замечаниями и объяснениями историческими, критическими и эстетическими и с российским переводом в стихах» (1811 г.)[10].
– 121 –
Перечисляя труды и переводы Н.Ф.Кошанского, следует сказать, что этот период был очень важным как в деятельности самого Кошанского, который именно в это время заявил о себе как о талантливом ученом и педагоге, так и в жизни Московского университета, в котором в этот период происходили важнейшие реформы. В этих реформах Н.Ф.Кошанскому, как и другим молодым ученым, отводилась очень важная роль.
В начале XIX в. только-только начинала формироваться единая разноуровневая система учебных заведений, одной из целей которой была подготовка учащихся к учебе в высших учебных заведениях. Общим следствием реформ должно было стать повышение научного и образовательного уровня российских высших учебных заведений[11].
«Поступательный характер развития
научных знаний, возросшая потребность
русского общества во врачах, учителях,
агрономах, механиках, химиках, геологах,
географах, астрономах, правоведах, наконец,
образованных купцах и промышленниках,
военных и государственных
Одним из шагов проводившейся реформы было привлечение в российские университеты иностранных профессоров[12].
В своем отчете за 1803 г. М.Н.Муравьев
писал: «Но как общий план университетов
полагает большее число профессоров,
нежели сколько существовало их в
университете при восприятии мною попечительства,
и как по выбытию знаменитейших
членов университета, некогда из чужих
краев вызванных, места некоторых
оставались праздными,.. принял я намерение
заблаговременно возобновить
– 122 –
Однако М.Н.Муравьев трезво
отдавал себе отчет в преимуществах
и недостатках приглашения
Едва только стали преподавать
иностранные профессора, М.Н.Муравьев
стал готовить им преемников в лице
недавних выпускников университета.
К этой группе молодых кандидатов
и магистров, претендующих и предназначавшихся
к занятию в будущем
М.Н.Муравьев понимал, что постановка преподавания отдельных дисциплин выписанными из Германии учеными была лишь началом дальнейшего развития университетской науки, требовавшей разработки русской научной терминологии, создания отечественных учебных пособий и оригинальных исследований, соответствовавших современному состоянию европейской науки. В написанном им параграфе 34 одного из черновых проектов устава (этот документ приведен в книге С.П.Шевырева) говорилось: «Желательно, чтобы со временем лекции всех наук преподавались на природном русском языке».
Для ускорения этого процесса
он требовал, чтобы профессора университета
издавали собственные учебники. В
то же время Муравьев считал необходимым,
чтобы молодые преподаватели
«заблаговременно приучились к сочинению
нужных для учения книг» и с
этой целью поручил им переводы как
трудов крупнейших западноевропейских
ученых по своей специальности, так
и знаменитых античных авторов. В
рамках этой программы и был поручен
перевод «Руководства к познанию
древностей» французского археолога
О.А.Милленя и исторических трудов
ученого-просветителя Э.Гиббона. Также
предполагалось в рамках «обширной
программы переводов
В то же время, по мнению М.Н.Муравьева, необходимым условием для формирования нового поколения отечественных профессоров была стажировка в иностранных университетах, которая
– 123 –
рассматривалась как высшее звено, как заключительный этап образования, полученного в самом Московском университете. В специальной записке Муравьев писал об этом вопросе: «Иначе нельзя завести своих профессоров, как посылая их в чужия край, чтобы они выучились там своим правам, трудолюбию и должностям»[17].
Попечитель Московского университета добился разрешения для поездки Н.Ф.Кошанского в заграничную стажировку. В 1805 г. Кошанский должен был отправиться в Германию, однако война с Францией остановила его еще в Петербурге. Чтобы не терять времени даром, молодой ученый занялся изучением коллекций Эрмитажа. Результатом этой командировки стала докторская диссертация «Изображение мифа о Пандоре в античных произведениях искусства», опубликованная в Москве в 1806 г. на латинском языке, как того требовали правила того времени[18].
1 февраля 1807 г. Н.Ф.Кошанский
получил степень доктора
Н.Ф.Кошанский не мог слушать
слушать лекций этого профессора
будучи студентом, знаменитый профессор
до 1803 г. преподавал в Геттингене (напомним,
что Кошанский закончил университет
в 1802 г.). Однако отношения между наставником
и его возможным преемником складывались,
вероятно, не только благодаря их совместной
службы. Как замечает исследователь
творческих связей А.С.Пушкина П.Н.Черняев,
«на эстетическое и художественно
образование Кошанского несомненно
оказал громадное влияние профессор
Московского университета немец
Буле, лекции которого, если и не мог
слышать Кошанский в
Известно, что для наиболее
подготовленной части молодежи, в
число которой входили и Н.Ф.
Именно со времени начала сотрудничества Кошанского и Буле у первого начинают выходить первые научные, в современном для того времени смысле статьи, помещаемые в журналах, издаваемых И.Т.Буле.
– 124 –
По поручению М.Н.Муравьева, «правой рукой» которого сделался знаменитый профессор[22], И.Т.Буле стал выпускать периодические университетские издания, в дополнение к «Вестнику Европы», издававшемуся также от университета.
Однако если бывшее детище Н.М.Карамзина («Вестник Европы»), перешедшее к молодому университетскому преподавателю М.Т.Каченовскому, носило смешанный характер и помещало как художественные, так и «ученые» произведения[23], то задуманные журналы должны были носить сугубо научный характер. Именно такими должны были стать «Московские ученые ведомости» (1805–1807 гг.) и «Журнал изящных искусств» (1807 г.), редактором которых стал Буле. Его помощником, переводчиком и одним из авторов стал Н.Ф.Кошанский.
Главной целью «Московских
ученых ведомостей» было «сообщать
российской публике историческое известие
о вышедших вновь важнейших и
занимательнейших сочинениях, как отечественных,
так и иностранных писателей»[
«Журнал изящных искусств»
должен был «распространять