Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:55, реферат
В 1797 г. Кошанский поступил в Московский университетский благородный пансион. В это время пансионом руководил профессор кафедры энциклопедии и натуральной истории А.А.Прокопович-Антонский. Заботясь о высоком уровне преподавания в пансионе, он добился того, чтобы все лучшие профессора университета одновременно преподавали бы и в пансионе. Указывая на большое методическое значение естественнонаучных знаний для развития мыслительных способностей учащихся и приобретения ими навыков систематизации, Прокопович-Антонский в то же время прежде всего стремился привить им вкус к литературе и искусству[3].
Биография Н.Ф.Кошанского показывает те сложности, которые испытывало развитие и распространение философского знания в России. Не находя на практике применения своим знаниям (известно, что философия надолго была изгнана из курсов университетов в нач. XIX века), ученики знаменитого немецкого философа должны были искать себе другого поприща, применяя к нему тот потенциал, который они почерпнули из лекций своего учителя.
Библиография
1. Архипова А.В. Предромантические тенденции в критике 1800–1810-х гг. // Очерки истории русской литературной критики в 4-х томах. T. I. СПб., 1999.
2. Батюшков К.Н. Сочинения в 3 т. Т. 1. СПб., 1885.
3. Голубков В.В. «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского // Русский язык в школе. 1941. № 2.
4. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
5. Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887.
6. Данилов В.В. Стихотворение «Цель нашей жизни», приписываемое Пушкину // Пушкин: исследования и материалы. Труды III Всесоюзной пушкинской конференции. М.-Л., 1953.
7. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.
8. Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 116–117.
9. Из материалов пушкинского лицея. Публ. Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. М.-Л., 1989.
10. Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. СПб., 1911.
11. Кошанский Н.Ф. Аполлон Бельведерский // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.
12. Кошанский Н.Ф. Каков должен быть истинный Художник // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.
13. Кошанский Н.Ф. Лаокоон // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.
14. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. СПб., 1834.
15. Лотман Ю., Успенский Б. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии. Т. 24. Тарту, 1975.
16. Майков Л.Н. Пушкин в изображении М.Ф. Корфа // PC. 1899. Кн. 8.
17. Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3.
18.Описание дел Архива
Министерства народного
19. Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997.
20. Петров Ф.А. Российские университеты в I-й пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 1. Зарождение системы университетского образования в России. М., 1998.
21. Петров Ф.А. Российские университеты в I пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 2. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX в. Ч. 1. М., 1998. С. 40-41.
22. Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский // Пушкин А.С. Собрание сочинений, под ред. С.А.Венгерова. Т. 1. СПб., 1907.
23. План журнала // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 1.
24. Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805–1830 гг.): разночинцы в эпоху дворянской культуры. М., 1998. 129 с.
25. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина. М., 1976.
26. Пущин И.И. Записки о Пушкине // А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974.
27. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М., 1999.
28. Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...». Памятная книжка чинов Императорского Александровского, бывшего Царскосельского, Лицея, с 1811 по 1911 год. СПб., 1911.
29.Селезнев И. Исторический очерк Царскосельского, ныне Александровского,
Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861.
30. Степанов Л.А. К истории создания «Капитанской дочки» (А.С.Пушкин и книга «Ложный Петр III») // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIV. М.-Л., 1991.
31. Филонов А. Учебники по теории прозаических сочинений // ЖМНП. 1860. № 4.
32. Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899.
33. Шевырев С.П. История Московского университета. М., 1855.
34. Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 6. М.-Л., 1941.
Примечания
[1] Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. СПб., 1911. С. 25; Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899. С. 7.
[2] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский // Пушкин А.С. Собрание сочинений, под ред. С.А.Венгерова. Т. 1. СПб., 1907. С. 250; Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 116.
[3] Петров Ф.А. Российские университеты в I пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 2. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX в. Ч. 1. М., 1998. С. 40–41.
[4] Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 65–66.
[5] Из материалов пушкинского лицея. Публикация Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989. С. 309.
[6] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 250.
[7] Там же.
[8] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...». Памятная книжка чинов Императорского Александровского, бывшего Царскосельского, Лицея, с 1811 по 1911 год. СПб., 1911. С. 266.
[9] Батюшков К.Н. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. СПб., 1885. С. 104.
[10] Селезнев И. Исторический очерк Царскосельского, ныне Александровского, Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861. С. 98–99.
[11] См.: Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. М., 1998.
[12] Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997. С. 45–46.
[13] Цит по: Шевырев С.П. История Московского университета... С. 329.
[14] Цит. по: Петров Ф.А. Становление системы университетского образования... С. 213.
[15] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования... С. 221.
[16] Там же. С. 224–225.
[17] Там же. С. 225–226.
[18] Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф.... С. 116.
[19] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 251.
[20] Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899. С. 9.
[21] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования в России... С. 242.
[22] Как писал Н.Пиксанов: «Буле скоро стал правой рукой попечителя во всех просветительских мероприятиях. Кошанский долгие годы вращался в оживленной университетской среде и стал в самые близкие отношения и к Муравьеву, и к Буле. Эти связи, несомненно, в значительной степени определили всю его духовную физиономию» (Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 250).
[23] Подробнее см.: Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805–1830 гг.): разночинцы в эпоху дворянской культуры. М., 1998. 129 с.
[24] Цит. по: Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997. С. 85.
[25] План журнала // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 1. С. 19.
[26] План журнала // Журнал изящных искусств. Кн. 1. С. 21–22.
[27] Кошанский Н.Ф. Каков должен быть истинный Художник // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3. С. 18.
[28] Там же. С. 21.
[29] Архипова А.В. Предромантические тенденции в критике 1800–1810-х гг. // Очерки истории русской литературной критики в 4-х томах. Т. 1. СПб., 1999. С. 153–156.
[30] Подробнее см.: Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина. М., 1976. 199 с.
[31] Кошанский Н.Ф. Каким должен быть истинный Художник... С. 21.
[32] Там же. С. 23.
[33] Там же. С. 26.
[34] Там же. С. 25.
[35] Лотман Ю. Успенский Б. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии. Т. 24. Тарту, 1975. С. 182–183.
[36] Кошанский Н.Ф. Каким должен быть истинный Художник... С. 26–27.
[37] Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф.... С. 116.
[38] Аполлон Бельведерский // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3; Лаокоон // Там же.
[39] Селезнев И. Исторический очерк... С. 99.
[40] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 251.
[41] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования... С. 232.
[42] Описание дел Архива Министерства народного просвещения. Т. 2. Пг., 1921. С. 135–136.
[43] Степанов Л.А. К истории создания «Капитанской дочки» (А.С.Пушкин и книга «Ложный Петр III») // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIV. Л., 1991. С. 220–222.
[44] Цит. по: Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272.
[45] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272.
[46] Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей... С. 26.
[47] Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М., 1999. С. 38–39.
[48] Петров Ф.А. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия ХIХ века. М., 1998. С. 11–12.
[49] Равкин З.И. Педагогика... С. 39.
[50] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272–273.
[51] О перенесении традиций Московского благородного пансиона в Царскосельский лицей см.: Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1899. С. 5, 32, 100; Майков Л.Н. Пушкин в изображении М.Ф.Корфа // PC. 1899. Кн. 8. С. 299–300.
[52] Грот Я.К. Пушкин, его лицейские... С. 57.
[53] Пущин И.И. Записки о Пушкине // А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. С. 84.
[54] Из материалов пушкинского лицея. Публ. Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989. С. 312–313.
[55] Кошанский Н.Ф. Общая риторика. СПб., 1834. С. 8.
[56] Из материалов пушкинского лицея... С. 310–311.
[57] Филонов А. Учебники по теории прозаических сочинений // ЖМНП. 1860. № 4. С. 23–48; Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887. С. 55–57; Голубков В.В. «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского // Русский язык в школе. 1941. № 2. С. 74–80; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. С. 127–132; Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3. С. 8–15.
[58] Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 6. М.-Л., 1941. С. 99–100.
[59] Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3. С. 13.
[60] Данилов В.В. Стихотворение «Цель нашей жизни», приписываемое Пушкину // Пушкин: исследования и материалы. Труды III Всесоюзной пушкинской конференции. М.-Л., 1953. С. 303.
[61] Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина... С. 101.
[62] Более подробно об отношениях Н.Ф.Кошанского и А.С.Пушкина см.: Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи...; Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассический поэтов... С. 7–13; Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 255–257; Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина... С. 98–104; Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 84–89; Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина... С. 8–15.
[63] Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина... С. 11–12.
[64] Цит. по: Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 85.
[65] Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 87.