Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:55, реферат
В 1797 г. Кошанский поступил в Московский университетский благородный пансион. В это время пансионом руководил профессор кафедры энциклопедии и натуральной истории А.А.Прокопович-Антонский. Заботясь о высоком уровне преподавания в пансионе, он добился того, чтобы все лучшие профессора университета одновременно преподавали бы и в пансионе. Указывая на большое методическое значение естественнонаучных знаний для развития мыслительных способностей учащихся и приобретения ими навыков систематизации, Прокопович-Антонский в то же время прежде всего стремился привить им вкус к литературе и искусству[3].
Лучшую школу для начинающего
ученого трудно было найти. Став переводчиком
И.Т.Буле, не писавшего по-русски, Н.Ф.Кошанский
получил прекрасную возможность
для получения столь
В третьей книжке «Журнала
изящных искусств» Н.Ф.
– 125 –
тому времени, взгляд на природу художественного творчества, начав его рассмотрение с более узкого и закончив самым широким смыслом этого слова.
В этой статье автор старается
определить отличия художника от
ремесленника и ученого. «Сие слово,
– пишет Н.Ф.Кошанский о
Выделяя различия художественного
и научного творчества, Н.Ф.Кошанский
поднимает актуальную для 1810-х гг.
проблему, характерную для эпохи
предромантизма, господствовавшего
в 1800–1810-х гг. Эта проблема состояла
в выявлении соотношения
В условиях кризиса просветительской
идеологии, особенно распространенного
в России после кровавых событий
Великой Французской буржуазной
революции, среди интеллектуалов русского
общества стало характерным скептическое
отношение к каким-либо рационалистическим
теориям и правилам. В области
философских исканий это
– 126 –
«Память понятий, – пишет Н.Ф.Кошанский, – составляет в искусствах и в жизни человека связь мнений, называемых правилами, без коих есть ли кто думает, есть ли кто поступает или делает, – все на удачу»[31]. Однако «одной памяти и воображения не довольно для тех успехов, к которым готовим мы нашего художника; должно чтобы разум составил связь понятий и расположил точным образом наши правила. Один только разум может соображать все произведения наши с общим приличием и с великими отношениями, существующими во всякое время, или входящими во вкус общества»[32].
Дополняя эту мысль, автор говорит, что рациональность в творчестве должна быть основана и на познаниях в той области, где творит художник. «...Художник, – пишет Н.Ф.Кошанский, развивая эту тему, – умеющий чувствовать, встретит еще одно неудобство от недостатка познаний, когда он, стремясь излить высокие понятия об Искусстве, или полезные наблюдения, увидит великое затруднение в искусстве писать... Художник предупредить должен сие неудобство, сделав навык сообщать с другими сведения свои или посредством чтения, или посредством собственных рассуждении, писанных о теории своего Искусства. Сие средство ведено во всех славнейших Академиях, и доказывает, сколько Художнику первое образование необходимо»[33].
Рационализм в творчестве, к которому призывал Н.Ф.Кошанский, относился больше к способу передачи душевных переживаний художника, чем к его замыслам. «Педантический рационалист» в вопросах стилистики, заслуживший за это суровую отповедь В.Г.Белинского, Н.Ф.Кошанский тем не менее вполне понимал роль душевных переживаний автора, индивидуальных для каждого и не всегда доступных к «правильной передаче». «...в красноречии живописном, – говорит Кошанский в своей статье, – как в словесном и музыкальном, тот только трогает, кто сам тронут»[34].
Однако Н.Ф.Кошанский остается верен своему ученому званию, делая упор на необходимости образования, противопоставляя его «дворянскому дилетантизму», широко распространенному в то время в русских литературных и светских салонах[35]. «И так, – пишет Н.Ф.Кошанский, – я должен причислить сие образование к числу способностей, приобретенных нашим Художником; должно желать сего в такой степени, чтобы ему приятно было в часы отдыха и свободы читать и писать о своем Искусстве вместо забавы; я желал бы, чтобы он обогатил воображение свое оригинальными творениями, в коих хранятся истины и басни,
– 127 –
источник Искусств изящных; желал бы, чтобы он в книгах нравственных научился узнавать людей и их страсти; ибо по всегдашним занятиям, он не может видеть людей так близко, как Философ-наблюдатель»[36].
Во взглядах Н.Ф.Кошанского четко прослеживается смешение взглядов, которое было свойственно первым десятилетиям XIX в. Пред-романтические веяния в философских и эстетических взглядах его сочетались с традиционными классицистскими постулатами, характерными для века XVIII.
Присущий эпохе Просвещения и поэтике классицизма культ античности также присутствовал и во взглядах Кошанского. В том же «Журнале изящных искусств» он поместил две переводные статьи из книги Винкельмана «История изящных искусств» (эту книгу Н.Ф.Кошанский также переводил и готовил к изданию, но работа осталась незавершенной[37]). Эти статьи содержали описание статуй Аполлона Бельведерского и Лаокоона[38].
Сотрудничество Н.Ф.Кошанского в журналах И.Т.Буле продолжалось весь период существования этих изданий. Получив опыт работы в журналах, Н.Ф.Кошанский после закрытия журналов Буле продолжал печатать свои статьи в других русских журналах. Так, его статьи помещали на своих страницах «Московские ведомости», «Jornal de la societe des naturalistes», «Русский вестник», «Вестник Европы» и другие журналы[39].
Таким образом, формирование
Н.Ф.Кошанского как ученого и педагога
проходило в рамках осуществлявшихся
реформ образования первых лет александровского
царствования. Приобретение навыков
философа, переводчика, журналиста сопровождалось
вниманием высоких чинов
Однако, несмотря на покровительство попечителя, карьера Н.Ф.Кошанского от этого не стала легкой.
В 1807 г. М.Н.Муравьев скончался.
Попечителем Московского
– 128 –
и он был вынужден уйти из университета в сентябре 1811 г. Казалось бы, место профессора на кафедре теории изящных искусств и археологии должен был занять Кошанский. Но этому не суждено было случиться, и место профессора на этой кафедре занял М.Т.Каченовский, близкий к «партии» Разумовского, ставшего к тому времени министром просвещения.
Биограф Н.Ф.Кошанского пишет
об этом периоде жизни так: «Однако,
занять профессорскую кафедру Николаю
Федоровичу не удалось: не оказалось
свободного места. Вскоре умер покровитель
Кошанского, М.Н.Муравьев. Молодому ученому
пришлось отказаться от профессуры и
взяться за преподавание в... Благородном
Пансионе. Здесь Кошанский преподавал
русский, славянский и латинский
языки, риторику, логику, историю русской
литературы, также мифологию и
древности. Педагогическая литература
того времени была скудна, и это
побудило Кошанского составить несколько
учебников по русскому и латинскому
языкам. Книжки имели большой успех
и потом долго обслуживали
русскую школу. В Москве Кошанский
преподавал также в Воспитательном
доме, в Екатерининском институте, в
учебном заведении Виллерса»[
В 1809 г. Н.Ф.Кошанский стал
секретарем Московского цензурного
комитета. По-прежнему он продолжал
частную преподавательскую
Однако на его уход повлияло
не только это. В 1809 г. вышла книга
«Ложный Петр III». Она вышла с
одобрения Московского
– 129 –
не может быть терпим в университете, если не переменится[42]. Как полагает Л.А.Степанов, «это обстоятельство, скорее всего, и побудило Кошанского покинуть Московский университет и просить министра просвещения А.К.Разумовского о предоставлении ему места в Царскосельском Лицее, куда он и был переведен вскоре после открытия лицея, в декабре 1811 года»[43].
Трудно судить, по какой причине Н.Ф.Кошанский покинул Москву. То ли это было от неудовлетворенности своим положением и отсутствием перспективы, то ли от притеснений по основному месту службы. В своем письме к министру он так описывает свое состояние: «С 1806 года, произведен будучи доктором философии, посвятил себя, по назначению совета и по склонности моей, теории изящных искусств, собирал сведения, издавал некоторые опыты знаний и никакого счастья не желал более, как быть полезным месту моего образования. Ныне оставаясь в бездействии для университета и видя пред собою мрачную неизвестность, я страшусь будущего. Быть может судьба повлечет меня на другое поприще новое и сомнительное. Сие состояние неизвестности осмеливает меня прибегнуть к Высшему Покровителю Российских муз и ласкать себя надеждою, что ваше сиятельство, положив основание моего счастья и довершит оное»[44]. Комментируя это письмо и указывая сумму дохода Н.Ф.Кошанского в Москве ко времени перехода в лицей (5850 руб.), А.А.Рубец пишет: «все это показывает, что Николая Федоровича не прельщали выгоды материальных удобств и не удержали искать более определенной, более обширной педагогической деятельности. Содержание от Лицея, почти в 2,5 раза меньшее противу суммы доходов, получаемых в Москве, не удерживает его просить перемещения»[45].
Рассмотрев просьбу Н.Ф.
Царскосельский лицей был создан по инициативе Лагарпа, которую поддержал Александр I, желавший обучать в нем своих братьев.
По проекту Царскосельский
лицей – высшее привилегированное
закрытое учебное заведение для
дворян, предназначенное
– 130 –
В полном согласии с идеей
общечеловеческого воспитания, положенной
в основу учебных программ, документ,
определявший лицо будущего лицея («Постановление
о Лицее»), ставил перед педагогами
и воспитателями задачу прежде всего
обеспечить своим питомцам общее
образование как фундамент
К университетской была приближена
учебная программа лицея, получившая
преимущественно гуманитарно-
Кроме учебных программ,
при подготовке к открытию лицея
большое внимание уделялось разработке
методики преподавания. В «Постановлении...»
особо отмечались некоторые методы
работы педагогов. Так, п. 61 VI главы определял:
«Правила должны быть последствием и,
так сказать, заключением образцов;
они должны быть сколь можно кратки
и удобны». Историк педагогики отмечает,
что преподавание в лицее основывалось
на примерах, фактах и образцах и
затем уже преподаватели
По приезде в Петербург
Н.Ф.Кошанский сразу же окунулся
в подготовительную работу. Оставаясь
жить в самом Петербурге, он закупал
книги для классов, составлял
проекты распределения занятий
воспитанникам и профессорам, готовил
речь для произнесения на акте открытия
лицея и постоянно был в
сношениях с министром А.К.