Пифагор и его открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Пифагор покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата. Корабль, на котором Пифагор отправился в странствия, взял курс из Самоса в Милет; проплыв мимо двух мраморных львов, символически охранявших узкий проход в гавань Милета, причалил к пристани. Разыскать Фалеса в Милете для Пифагора было столь же просто, как найти храм Геры на острове Самос, ибо слава о Фалесе гремела по всей Элладе.

Файлы: 1 файл

П И Ф А Г О Р.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Пифагором было обнаружено, что приятные слуху созвучия (консонансы, от лат. consonans — согласно звучащий, благозвучие, слитное созвучие), получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся, как целые числа первой четвёрки, т. е., как 1:2:3:4. Причём, замечена интересная особенность, что чем меньше числа в этом отношении, тем музыкальный интервал более созвучен. Это конечно удивительно, что звук, а тем более приятное созвучие (консонанс) поддаётся числовой характеристике. Именно это открытие Пифагора указывало ему на существование числовых закономерностей в природе и послужило отправной точкой в развитии философии Пифагора; так явилось рождение математической физики.

Наиболее распространённые лады состоят из семи основных ступеней, соотносящихся музыкальным строем.

Суждение о  музыке на основании математической гармонии Пифагор рекомендовал ограничиться в пределах одной октавы (семи основных звуков). Исходя из закона целочисленных отношений для консонансов и учения о пропорциях, можно выявить математическое построение различных музыкальных ладов, определить музыкальный строй. Четвёрка чисел 1, 2. 3, 4 (магическая четвёрка цифр, дающая в сумме божественное число 10, олицетворяющее всю Вселенную) — тетрада лежит в основе закона консонансов. Пифагорейцы утверждали, что тетрада, это гаммы, по которым поют сирены. Пифагорейская клятва гласила: «Клянусь именем Тетрады, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». За благозвучными интервалами (консонансами) пифагорейцы устремились обнаружить тетраду в основе всего мирозданья. Четверка геометрических элементов — точка, линия, поверхность, тело (точке соответствовала единица, линии — число два, поверхности — число три, определяющей треугольник или плоскость двух измерений, телу — число четыре, первое пирамидальное число, дающее представление о пространстве трёх измерений). Гармония целочисленных измерений и сегодня способно поразить воображение каждого, кто впервые открыл её для себя. Поистине удивительно вдруг неожиданно обнаружить, что в природе есть факты, которые описываются простыми числовыми отношениями. Гармония целочисленных отношений послужила первым подтверждением пифагорейской мысли о рациональном устройстве природы по точному математическому плану, и своим лозунгом «Всё есть число» пифагорейцы распространяли закон целочисленных музыкальных отношений всюду, где это представлялось возможным, в том числе и на строение Вселенной. Музыке пифагорейцы приписывали врачующее и даже магические функции, а также музыке предавалось особое значение, как средство воспитания. Неслучайно столь созвучно этим мыслям пифагорейцев были слова древнекитайского философа Конфуция (551-479 до н.э.): «Если хотите знать, как страна управляется, и какова её нравственность — прислушайтесь к её музыке».

Итак, пифагорейцы  не только открыли строгие математические методы построения музыкальных ладов, которые практически полностью, без изменения вошли в современную музыку, но и заложили основы современного учения о ладе. В пифагорейской теории музыки идеально сочетаются математика и искусство, был сделан неоценимый вклад в науку математики, и искусство музыки.

В первую очередь надо отметить оформление традиции о Пифагоре как политическом деятеле. В доплатоновский период нет ни намека изображение Пифагора политиком. Не говорят об этом и Платон с Аристотелем. Напротив, Аристоксен своей книге "О Пифагоре и его учениках", рисует образ Пифагора-миротворца, выступающего против тирании, дающего городам законы и возвращающего им вольность через своих учеников. Стремление подчеркнуть неприемлемость тирании для Пифагора может быть объяснено свидетельствами, сообщающими противоположную традицию - о Пифагоре-тиране. К ней относятся: свидетельство Феопомпа у Посидония о тиране Афинионе Афинском, где говорится, что целью пифагорейской философии является тирания, и аналогичное заявление Аппиана о том, что пифагорейцы, взявшие на себя управление государственными делами, стали большими тиранами, чем многие другие. К этому можно добавить и упоминание Диогеном Лаэртским некого Пифагора-тирана. Аристоксен, как эксперт в пифагорейском вопросе, противопоставляет этому свою версию. Дикеарх также в рассказе о падении пифагорейского ордена представляет нам Пифагора как политика: локрийцы отказываются принять его, поскольку боятся, что он изменит существующий у них строй, да и в описании антипифагорейского восстания и объяснении его причин он следовал Аристоксену (с той лишь разницей, что относил его ко времени жизни Пифагора, а не после). Обоими авторами без сомнения признается то, что Пифагор вел достаточно активную политическую деятельность. К этому также нужно добавить то, что Аристоксен, когда пишет об этике пифагорейцев, включая и многочисленные рассказы о пифагорейской дружбе, представляет при этом этику своего времени и акцентирует внимание на собственно этических установлениях учения Пифагора, не упоминая при этом метемпсихоза, на который делала акцент доплатоновская традиция.

Следующая традиция о  Пифагоре, которую мы можем зафиксировать, представляет его философом. Первые упоминания о философских изысканиях пифагорейцев относятся к V в. до н.э. -

Пифагор создал разверную  философскую концепцию, возникает  только у учеников Платона. Платон, как и Аристотель, говорили о философии  пифагорейцев, а Ксенократ и Севсипп - о философии самого Пифагора. У нас есть только по одному пассажу у Аристоксена и у Дикеарха, в которых Пифагору приписывается создание философской системы. Дикеарх утверждал, что Платон соединил учения Пифагора и Сократа. Аристоксен же сообщает, что "Пифагор ценил исследование чисел больше, чем кто-либо другой. Он продвинул его вперед, отведя от практических расчетов и уподобляя вещи числам". Понятно, что для авторов не поддается сомнению существование у Пифагора развернутого философского учения.

 

 

 

 

 

 

Литература:


  1. А. А. Сигачёв «Пифагор» (научно-популярный очерк)
  2. А.И. Маршукевич «Детская Энциклопедия» 2-ой том.
  3. Сайт http://citaty.su
  4. Свободная энциклопедия «Википедия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~ ~


Информация о работе Пифагор и его открытия