Аграрная политика СССР 1953-1964 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Определение цели: изучение темы аграрная политика СССР в 1953-1964 гг, с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Определение задач исследования:
- изучить состояние аграрного сектора и задачи партии Советского правительства в деревне в начале 1953 – 1964 гг.
- рассказать о социальных аспектах реализации советской аграрной политики в 1953-1964 гг.
- изучить состояние здравоохранения, образования, культпросветработы;
- изложить об основных изменениях в сельском хозяйстве в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………5
1.Экономическое состояние деревни в 1953-1964 гг. ……………………….…8
1.1.Сельское хозяйство к началу 1950-х гг: противоречия и трудности развития …………………………………………………………………………...8
1.2.Преобразования в области сельского хозяйства …………………… ……18
2. Социальная сфера деревни в 1953-1964 гг………………………………… 27
2.1. Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.………………..…32
2.2.Культурная жизнь страны и народное образование в деревне .. …...……35
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников …………………………………………..52

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА!!!! (2).docx

— 98.28 Кб (Скачать файл)

Продолжалось интенсивное  наращивание вложений в развитие образования, здравоохранения и  науку, которое приняло огромные размеры уже в довоенный период. Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х годов явилась невиданная для СССР и редко встречавшаяся  в XX веке вообще финансовая стабилизация, выражавшаяся в профицитном бюджете, минимальном росте розничных и оптовых цен и даже их сокращении в начале 1950-х.

Огромные экономические  и социальные достижения позволяют  назвать 1950-е годы эпохой «советского  экономического чуда».

ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) стал поворотным пунктом в  истории страны и был связан с  разоблачением преступлений Сталина  и его окружения, массовой реабилитацией  репрессированных, критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также  изменение в идеологическую концепцию  партии, отказавшись от идеи диктатуры  пролетариата и провозгласив тезис  общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием «культ личности». В докладе «О культе личности и его последствиях», прозвучавшем на закрытом заседании съезда и впервые  опубликованном лишь в 1989 г., Н.С. Хрущев выделил четыре проблемы, связанные  с этим явлением: нарушения законности и массовые репрессии; просчеты и  субъективные решения Сталина в  годы Великой Отечественной войны; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей  роли в истории партии и государства.2 Объяснение причин культа личности было сделано в русле старых традиций, объяснявших все неудачи и поражения наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Рассматривая культ личности как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе отрицалась его связь и воздействие на природу общественного и государственного строя СССР. В результате политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказалось вне критики.

Под влиянием ХХ съезда произошел  сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях: историческом, идеологическом, социально-психологическом, нравственном. Начавшийся процесс десталинизации оказал влияние на развитие общественной мысли, на ее освобождение от догматических стереотипов.

Партийное руководство обратило внимание на отставание отечественной  промышленности в научно-техническом  соперничестве с Западом. Была поставлена задача всемерного повышения технического уровня производства на основе электрификации, комплексной механизации и автоматизации. В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция (в г. Обнинске), в 1959 г. - атомоход «Ленин». В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого  в мире искусственного спутника Земли. В апреле 1961 г. советский космонавт  Ю.А. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полет в космос. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика (объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились  в 5 раз). Предприятия группы «Б» (производство предметов потребления) развивались  медленнее (здесь объем производства лишь удвоился).

Несмотря на противоречия, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения. Регулярно повышались оклады в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90 %. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Отменялись все виды платы за обучение, сокращалась продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство (городской жилищный фонд с 1955 до 1964 гг. увеличился на 80%, новоселами стали 54 млн. человек). Укреплялась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры.

В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему  планированию (1959-1965 гг.). С этого  времени начинается процесс вытеснения экономических стимулов в развитии сельского хозяйства административным принуждением. В 1959 г. в ходе реорганизации  хозяйственного аппарата были ликвидированы  машинно-тракторные станции (МТС), а  вся техника должна была выкупаться колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей. В целях индустриализации сельского  хозяйства было проведено укрупнение колхозов (в результате их численность  сократилась почти в два раза), а также массовое преобразование совхозов в колхозы. В том же году началось наступление на личные подсобные  хозяйства (борьба с т.н. «дачным  капитализмом»), когда у колхозников  вновь отрезали земельные участки  и насильственно выкупали скот. В  итоге произошел упадок личного  подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы. Не дала позитивных результатов «кукурузная  эпопея», в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель. В результате семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост  сельского хозяйства составил лишь 15%. Кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна  за границей (12 млн. т)

В целом среднегодовые  темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким  методам командной экономики. Одним  из рычагов развития промышленности власти считали научно-технический  прогресс. Однако наиболее зримых результатов  в использовании его преимуществ  удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных отраслей. Темпы экономического развития к концу 50-х годов начали снижаться: в 1961-1965 гг. промышленное производство выросло на 51% (для сравнения: в 1956-1960 гг. -64,3%), сельское хозяйство - на 11% (в 1956-1960 гг. - 20, 5%).

В социальной сфере происходили  позитивные сдвиги. Улучшилось материальное положение городских трудящихся и колхозников, возросли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. В 1964 г. впервые  были введены пенсии колхозникам. Жилой  фонд вырос за годы семилетки (1959-1965 гг.) на 40%, в результате была снята  острота жилищного кризиса. Однако социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г. (с целью снижения бюджетного дефицита). К концу 50-х  годов обострилась продовольственная  проблема, по населению больно ударил рост цен (в среднем на 28%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.

 

Здоровье нации- один из важных компонентов  благополучия страны. В 1953-1964 гг. XX века развитие здравоохранения являлось одним из ведущих направлений в социальной политике. Государство смогло обеспечить общедоступную, бесплатную и квалифицированную медицинскую помощь всем нуждающимся.

Здравоохранение представляет собой  систему социально-экономических  и медицинских мероприятий, имеющих  целью сохранить и повысить уровень  здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Здоровье нации- это наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. В СССР в 50-60-е гг. XX века была создана такая система здравоохранения, которая обеспечивала общедоступность квалифицированной медицинской помощи, предоставляемой бесплатно и равно всем гражданам независимо от их положения в обществе. В рассматриваемые хронологические рамки развитие данной отрасли становится одним из приоритетных направлений в социальной политике государства.

Перед государством стояла сложная  задача: необходимо было расширить  сеть медицинских учреждений, в том  числе увеличить коечную сеть, повысить оснащенность учреждений медицинским  оборудованием, улучшить медицинское  обслуживание населения, увеличить производство медикаментов, обеспечить медицинским обслуживанием наиболее незащищенных граждан (инвалидов войны и труда, семей погибших воинов и т.д.) Медицина должна была стать не только доступной,но и качественной.

В этот период растет бюджет здравоохранения. Выполнение двух главных задач здравоохранения  – предупреждение и лечение болезней – обеспечивает сеть медицинских  учреждений. Это сеть дополняющих  друг друга учреждений, размещенных  на конкретной территории и обладающих определенной совокупностью видов медицинской помощи. Государство постоянно проявляет заботу об увеличении сети лечебных учреждений, ввиду расширения существующих промышленных предприятий и строительства новых, а так же  в связи с необходимостью замены пришедших в негодность помещений. Так же продолжалось строительство больниц и поликлиник за счет предприятий. Возросла сеть и больничных учреждений села. В связи с ростом количества лечебных заведений увеличилась и коечная сеть.

В целях повышения качества медицинского обслуживания населения Министерство здравоохранения СССР проводило  серьёзную реформу – объединение  больниц с поликлиническими учреждениями в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, которое началось в 1947 г. и закончилось к 1954 г.   Объединение позволило осуществить  единый принцип в лечении больных, рационально сочетать амбулаторное лечение со стационарным, в более  полном объёме применять новейшие методы лечения и планировать оздоровительные  мероприятия. Однако, при объединении  больниц допускались и ошибки. Нередко с одной больницей  объединялось сразу несколько поликлиник, в том числе далеко расположенных  друг от друга. В связи с этим был  принят приказ Министерства здравоохранения  СССР от 17 апреля 1954 г. «О мероприятиях по дальнейшему улучшению организационных  форм медицинского обслуживания населения  и исправлению ошибок, допущенных при объединении больничных и  поликлинических учреждений». В  сентябре 1956 г. коллегия Министерства здравоохранения СССР рекомендовала  Министерствам союзных республикприступить  к перестройке районного звена, где главный врач больницы становился главным врачом района, ликвидировался райздравотдел, а районная санэпидемиологическая  станция(СЭС)объединялась с районной больницей на правах отдела.

Однако, опыт работы по новой структуре показал, что она не была лишена ряда существенных недостатков. Не оправдало себя и объединение больниц с районной СЭС.

В конце 1962  г. принята новая организационная  структура сельского районного  звена здравоохранения.

Руководство здравоохранением в сельских районах возложили на центральные районные больницы, которые организовывались на базе районных или городских больниц, находящихся в административном центре района. Организация районной центральной больницы заложила прочную основу для приближения квалифицированной медицинской помощи к сельскому населению, а также для повышения уровня организационного руководства всеми лечебно- профилактическими учреждениями района.

Таким образом, в 1953-1964 гг. в стране была проведена колоссальная работа по улучшению медицинского обслуживания населения. Увеличение расходов на здравоохранение  позволило расширить больничную сеть. Проведение реорганизации лечебно-профилактических учреждений дало возможность приблизить и улучшить медицинскую помощь населению. Укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, рост квалификации врачебных  кадров, а так же внедрение в  практику работы новых средств и  методов диагностики лечения  позволили органам здравоохранения  улучшить качество медицинской помощи населению. Однако оставались такие  проблемы, как неукомплектованность больниц врачами основных специальностей, новейшие достижения техники поступали  в первую очередь в городские  учреждения здравоохранения, неполный охват населения профилактическими  прививками и другие, которые необходимо было решать с целью недопущения  вспышки заболевания среди населения.

 

 

2.3. Культурная  жизнь страны и народное образование.

 

После смерти И. Сталина и прихода к власти Н. Хрущева основные направления  в культурно-просветительной политике оставались прежними – повышение  культурно-технического уровня всех рабочих  и крестьян до уровня интеллигенции, ликвидация культурно-бытовых различий между городом и деревней. Для  выполнения этих задач на местах и  контроля над их выполнением уже 15 марта 1953 г. было создано союзно-республиканское  министерство культуры. Непосредственно  через министерства культуры союзных  и автономных республик, через местные  органы – краевые и областные  управления культуры, городские и  районные отделы культуры – Министерство культуры СССР стало руководить культурно-просветительными учреждениями, координировать и направлять деятельность ведомств и организаций, участвующих в развитии сети этих учреждений, разрабатывать и утверждать инструкции, положения, правила, нормативы работы учреждений культуры. Таким образом, вся деятельность культурно-просветительных учреждений была поставлена под четкий контроль органов государственной власти.

Придавая  большое значение развитию культуры, съезды КПСС (XX–XXII) в директивах по перспективным народнохозяйственным планам предусматривали дальнейшее укрепление материальной базы культурно-просветительных  учреждений. Задачи культурно-просветительной  работы определялись также на ряде пленумов ЦК КПСС. Так, сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, определяя пути и  средства подъема сельского хозяйства, указал, что одним из них является всемерное усиление массово-политической работы в деревне, оживление деятельности клубов и библиотек, регулярная демонстрация кинофильмов, усиление радиофикации сел.

 

 

Однако  для выполнения этих задач нужно  было создать необходимые условия  для работы культурно-просветительных  учреждений. Между тем даже к середине 50-х годов 20% изб-читален и сельских клубов страны не имели своих помещений, размещались вместе с сельсоветом, правлениями колхозов или в домах колхозников. Во многих совхозах и колхозах страны неблагополучно обстояло дело с организацией и работой культпросветучреждений. Имеющиеся клубные учреждения размещались во временных, неприспособленных помещениях, например, в зернохранилищах, мастерских и так далее . Некоторые клубы и Дома культуры зимой не отапливались совсем, люди сидели в одежде, в валенках и шапках, отсутствовало нормальное оборудование для работы.Средств, привлекаемых из госбюджета, было недостаточно для решения проблемы строительства культурно-просветительных учреждений.На сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС было рекомендовано с учетом определенного укрепления колхозной экономики использовать часть доходов колхозов и совхозов на строительство культурно-просветительных учреждений. Ярким примером является вопрос о строительстве клуба в селе Верхняя Платовка Оренбургской области. В селе с населением более 500 человек здание клуба, построенное в 1931 году из двух старых крестьянских домов, находилось в аварийном состоянии. Исполком Облсовета просил Министерство культуры РСФСР разрешить строительство клуба в селе и выделить на это 50 тысяч рублей. Министерство культуры РСФСР разрешало строительство клуба при условии, что средства на его строительство будут изысканы из местных источников финансирования.В связи с реализацией решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС в СССРстала быстро расти сеть культурно-просветительных учреждений.

Информация о работе Аграрная политика СССР 1953-1964 гг