Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа
Определение цели: изучение темы аграрная политика СССР в 1953-1964 гг, с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Определение задач исследования:
- изучить состояние аграрного сектора и задачи партии Советского правительства в деревне в начале 1953 – 1964 гг.
- рассказать о социальных аспектах реализации советской аграрной политики в 1953-1964 гг.
- изучить состояние здравоохранения, образования, культпросветработы;
- изложить об основных изменениях в сельском хозяйстве в рассматриваемый период.
Введение ……………………………………………………………………………5
1.Экономическое состояние деревни в 1953-1964 гг. ……………………….…8
1.1.Сельское хозяйство к началу 1950-х гг: противоречия и трудности развития …………………………………………………………………………...8
1.2.Преобразования в области сельского хозяйства …………………… ……18
2. Социальная сфера деревни в 1953-1964 гг………………………………… 27
2.1. Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.………………..…32
2.2.Культурная жизнь страны и народное образование в деревне .. …...……35
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников …………………………………………..52
Продолжалось интенсивное
наращивание вложений в развитие
образования, здравоохранения и
науку, которое приняло огромные
размеры уже в довоенный
Огромные экономические и социальные достижения позволяют назвать 1950-е годы эпохой «советского экономического чуда».
ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) стал поворотным пунктом в истории страны и был связан с разоблачением преступлений Сталина и его окружения, массовой реабилитацией репрессированных, критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием «культ личности». В докладе «О культе личности и его последствиях», прозвучавшем на закрытом заседании съезда и впервые опубликованном лишь в 1989 г., Н.С. Хрущев выделил четыре проблемы, связанные с этим явлением: нарушения законности и массовые репрессии; просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.2 Объяснение причин культа личности было сделано в русле старых традиций, объяснявших все неудачи и поражения наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Рассматривая культ личности как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе отрицалась его связь и воздействие на природу общественного и государственного строя СССР. В результате политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказалось вне критики.
Под влиянием ХХ съезда произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях: историческом, идеологическом, социально-психологическом, нравственном. Начавшийся процесс десталинизации оказал влияние на развитие общественной мысли, на ее освобождение от догматических стереотипов.
Партийное руководство обратило
внимание на отставание отечественной
промышленности в научно-техническом
соперничестве с Западом. Была поставлена
задача всемерного повышения технического
уровня производства на основе электрификации,
комплексной механизации и
Несмотря на противоречия, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения. Регулярно повышались оклады в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90 %. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Отменялись все виды платы за обучение, сокращалась продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство (городской жилищный фонд с 1955 до 1964 гг. увеличился на 80%, новоселами стали 54 млн. человек). Укреплялась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры.
В конце 50-х гг. был совершен
переход от пятилетнего к семилетнему
планированию (1959-1965 гг.). С этого
времени начинается процесс вытеснения
экономических стимулов в развитии
сельского хозяйства
В целом среднегодовые
темпы прироста промышленного производства
в СССР превышали 10%, что обеспечивалось
исключительно благодаря
В социальной сфере происходили
позитивные сдвиги. Улучшилось материальное
положение городских трудящихся
и колхозников, возросли общественные
фонды потребления. К 1960 г. был закончен
перевод рабочих и служащих на
7-часовой рабочий день. В 1964 г. впервые
были введены пенсии колхозникам. Жилой
фонд вырос за годы семилетки (1959-1965
гг.) на 40%, в результате была снята
острота жилищного кризиса. Однако
социальная политика не была последовательной.
Правительство заморозило на двадцать
лет выплаты по внутренним займам,
выпущенным до 1957 г. (с целью снижения
бюджетного дефицита). К концу 50-х
годов обострилась
2.2.Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.
Здоровье нации- один из важных компонентов благополучия страны. В 1953-1964 гг. XX века развитие здравоохранения являлось одним из ведущих направлений в социальной политике. Государство смогло обеспечить общедоступную, бесплатную и квалифицированную медицинскую помощь всем нуждающимся.
Здравоохранение представляет собой
систему социально-
Перед государством стояла сложная задача: необходимо было расширить сеть медицинских учреждений, в том числе увеличить коечную сеть, повысить оснащенность учреждений медицинским оборудованием, улучшить медицинское обслуживание населения, увеличить производство медикаментов, обеспечить медицинским обслуживанием наиболее незащищенных граждан (инвалидов войны и труда, семей погибших воинов и т.д.) Медицина должна была стать не только доступной,но и качественной.
В этот период растет бюджет здравоохранения. Выполнение двух главных задач здравоохранения – предупреждение и лечение болезней – обеспечивает сеть медицинских учреждений. Это сеть дополняющих друг друга учреждений, размещенных на конкретной территории и обладающих определенной совокупностью видов медицинской помощи. Государство постоянно проявляет заботу об увеличении сети лечебных учреждений, ввиду расширения существующих промышленных предприятий и строительства новых, а так же в связи с необходимостью замены пришедших в негодность помещений. Так же продолжалось строительство больниц и поликлиник за счет предприятий. Возросла сеть и больничных учреждений села. В связи с ростом количества лечебных заведений увеличилась и коечная сеть.
В целях повышения качества медицинского
обслуживания населения Министерство
здравоохранения СССР проводило
серьёзную реформу –
Однако, опыт работы по новой структуре показал, что она не была лишена ряда существенных недостатков. Не оправдало себя и объединение больниц с районной СЭС.
В конце 1962 г. принята новая организационная структура сельского районного звена здравоохранения.
Руководство здравоохранением в сельских районах возложили на центральные районные больницы, которые организовывались на базе районных или городских больниц, находящихся в административном центре района. Организация районной центральной больницы заложила прочную основу для приближения квалифицированной медицинской помощи к сельскому населению, а также для повышения уровня организационного руководства всеми лечебно- профилактическими учреждениями района.
Таким образом, в 1953-1964 гг. в стране
была проведена колоссальная работа
по улучшению медицинского обслуживания
населения. Увеличение расходов на здравоохранение
позволило расширить больничную
сеть. Проведение реорганизации лечебно-
2.3. Культурная жизнь страны и народное образование.
После смерти
И. Сталина и прихода к власти
Н. Хрущева основные направления
в культурно-просветительной
Придавая
большое значение развитию культуры,
съезды КПСС (XX–XXII) в директивах по
перспективным
Однако для выполнения этих задач нужно было создать необходимые условия для работы культурно-просветительных учреждений. Между тем даже к середине 50-х годов 20% изб-читален и сельских клубов страны не имели своих помещений, размещались вместе с сельсоветом, правлениями колхозов или в домах колхозников. Во многих совхозах и колхозах страны неблагополучно обстояло дело с организацией и работой культпросветучреждений. Имеющиеся клубные учреждения размещались во временных, неприспособленных помещениях, например, в зернохранилищах, мастерских и так далее . Некоторые клубы и Дома культуры зимой не отапливались совсем, люди сидели в одежде, в валенках и шапках, отсутствовало нормальное оборудование для работы.Средств, привлекаемых из госбюджета, было недостаточно для решения проблемы строительства культурно-просветительных учреждений.На сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС было рекомендовано с учетом определенного укрепления колхозной экономики использовать часть доходов колхозов и совхозов на строительство культурно-просветительных учреждений. Ярким примером является вопрос о строительстве клуба в селе Верхняя Платовка Оренбургской области. В селе с населением более 500 человек здание клуба, построенное в 1931 году из двух старых крестьянских домов, находилось в аварийном состоянии. Исполком Облсовета просил Министерство культуры РСФСР разрешить строительство клуба в селе и выделить на это 50 тысяч рублей. Министерство культуры РСФСР разрешало строительство клуба при условии, что средства на его строительство будут изысканы из местных источников финансирования.В связи с реализацией решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС в СССРстала быстро расти сеть культурно-просветительных учреждений.