Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа
Определение цели: изучение темы аграрная политика СССР в 1953-1964 гг, с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Определение задач исследования:
- изучить состояние аграрного сектора и задачи партии Советского правительства в деревне в начале 1953 – 1964 гг.
- рассказать о социальных аспектах реализации советской аграрной политики в 1953-1964 гг.
- изучить состояние здравоохранения, образования, культпросветработы;
- изложить об основных изменениях в сельском хозяйстве в рассматриваемый период.
Введение ……………………………………………………………………………5
1.Экономическое состояние деревни в 1953-1964 гг. ……………………….…8
1.1.Сельское хозяйство к началу 1950-х гг: противоречия и трудности развития …………………………………………………………………………...8
1.2.Преобразования в области сельского хозяйства …………………… ……18
2. Социальная сфера деревни в 1953-1964 гг………………………………… 27
2.1. Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.………………..…32
2.2.Культурная жизнь страны и народное образование в деревне .. …...……35
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников …………………………………………..52
В
1964 году за счет фондов
Увеличение числа клубных учреждений всех ведомств наблюдается в 50-е годы по всей стране – с 125,4 тысяч в 1950 г. до 128,6 тысяч в 1960 г. Причем девять десятых из них приходилось на сельскую местность. Это во многом было связано с началом осуществления в 1954 г. программы по развитию сельского хозяйства и, в частности, с освоением целинных и залежных земель. С началом освоения целинных и залежных земель в сельскую местность устремился большой поток добровольцев. Новых жителей областей необходимо было не только обеспечить нормальными жилищно-бытовыми условиями, но и охватить культурно-просветительной работой. При этом основное количество клубных учреждений приходилось на сельскую местность – в 1950 году 95%, а в 1960 году – 94%. Во время посевных и уборочных работ учреждения культуры не могли охватить все сельское население культурно-просветительной работой, поэтому в полеводческих и тракторных бригадах, на фермах совхозов и колхозов создавались красные уголки, многие из которых превращались в своеобразные филиалы сельских клубов. Районные Дома культуры и колхозные клубы, библиотеки направляли сюда книжные передвижки, снабжали газетами и журналами. Важным звеном культурно-просветительной работы в селе являлись сельские библиотеки. В 50-х годах также наблюдался их количественный рост: если в 1951 году в СССР было 129 тысяч библиотек с книжным фондом 302 млн. экземпляров, то в 1956 г. – соответственно 144 тысячи библиотек и 653 млн. экземпляров, то есть число библиотек в стране выросло на 11%, а число книг и журналов в них стало в 2 раза больше. С началом освоения целинных и залежных земель в целях улучшения культурно-просветительной работы в сельских районах страны в апреле 1954 года Президиум ЦК профсоюза работников культуры принял решение направить в новые МТС и совхозы 150 библиотек с комплектом по 100 книг в каждой. В районы освоения целинных земель ранее было направлено свыше 100 библиотек Но и этого количества библиотек было недостаточно для охвата всего населения просветительной работой. Тогда как в РСФСР в 1950 году одна сельская библиотека приходилась на 4–6, а в 1954 г. – на 2 сельских Совета. Данные об увеличении количества литературы в библиотеках страны говорят об увеличении не только количественных, но и улучшении качественных показателей работы библиотек. Литература, находившаяся в книжных фондах библиотек страны, была самой разнообразной. По библиотекам системы Министерства культуры РСФСР на 1 января 1959 г. общественно-политическая литература составляла 14%, литература по естествознанию и математике – 3%, по сельскому хозяйству – 10%, техническая литература – 2%, художественная – 49%, детская – 22%.
Перед библиотеками
была поставлена задача пропаганды научно-атеистической,
общественно-политической, сельскохозяйственной
литературы. Однако выдача литературы
по названным темам составляла: политической
– 4%, технической – 2,5%, естественнонаучной
– 3%. Низкий процент выдачи научной
и политической литературы объясняется
как отсутствием интереса к ней
у читателей, так и плохо проводившейся
пропагандой этих книг библиотекарями.
Для исправления данных недостатков
в апреле 1955 года выходит постановление
Совета министров СССР «О мероприятиях
по улучшению использования
6 июля 1957
г. вышел приказ министра
Коллегия Министерства культуры РСФСР в феврале 1960 г. приняла решение распространить народный почин по всем областям и районам РСФСР.В 1961 году строительство культпросветучреждений продолжалось, и всего за 1960–1961 гг. за счет государственных, колхозных средств и активного участия в строительстве общественности области построили тысячи Домов культуры, клубов, библиотек, красных уголков.
Успешное завершение первого этапа движения за подъем культуры села было приурочено к XXII съезду КПСС. Строительство клубных учреждений продолжалось. Увеличение сети клубных учреждений произошло в основном за счет их строительства в сельской местности: в то время как в городах их число сократилось с 97 до 85, в селах число клубных учреждений увеличилось с 1505 до 1566. Таким образом, к концу изучаемого периода в стране имелась достаточно широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Эти учреждения культуры обслуживали тысячи работников колхозов и совхозов.
Расширение
сети культурно-просветительных
В реализации школьного образования очень важным вопросом было материально-техническое обеспечение школ. Соответственно, ни о каком учебном процессе нельзя говорить, если элементарно нет и помещения для занятий, обустроенных учебных кабинетов, учебников и учебных пособий. При проведении реформы в образовании учитывали и этот аспект системы, поэтому в целом проводились мероприятия по улучшению материально-технической базы в школах. В таком аспекте очень важно рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением школ необходимыми материально-техническими средствами.
Закон об
укреплении связи школы с жизнью
и о дальнейшем развитии системы
народного образования в СССР»
провозглашал введение в СССР вместо
всеобщего обязательного
Закон постановлял Совету Министров СССР и Совету Министров союзных республик осуществлять мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также проведение мероприятий по предоставлению учащимся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики
Основа материальной базы для возможности осуществления политехнического образования была заложена в законе, который был издан в 1955 году. Согласно этому закону Министерства и ведомства СССР и союзных республик должны были предоставлять право передавать безвозмездно общеобразовательным школам оборудование неиспользуемое в производстве, но годное для целей политехнического обучения: станки, небольшие двигатели внутреннего сгорания, электромоторы, сельскохозяйственные машины, детали машин и другое оборудование.
Таким образом, начиная с 50-х годов начинается не только понимание необходимости создания материально-технической базы, но и проводились реальные мероприятия, направленные на улучшение этой базы, как залог успешной учебно-педагогической деятельности.
При рассмотрении
вопроса материально-
Восьмилетняя школа финансировалась за счет средств сельских (поселковых) бюджетов в соответствии с утвержденными сметами. Колхозы, совхозы или учреждения, шефствующие над школами, должны были оказывать школам помощь в оборудовании, в организации воспитательной работы и трудовой подготовки учащихся.
Однако, в последующее время, уже в 60-е годы прослеживается тенденция к постепенному увеличению расходов бюджета на систему образования.
Развитие школьного образования в сельской местности было связано с преодолением многих трудностей. Необходимо было создавать материальную базу, изыскивать помещения, строить новые, налаживать производство учебного и хозяйственного оборудования, открывать при школах интернаты для далеко проживающих детей, создавать фонды всеобуча для оказания помощи нуждающимся, готовить педагогические кадры.
Для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся (бесплатное питание, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и другими видами материальной помощи) при восьмилетних школах, а также при средних школах с производственным обучением, в составе которых имелись 1 – 8 классы, создавался фонд всеобуча, в порядке, установленном Положением об этом фонде. В стране фонд всеобуча был создан почти при каждой начальной, восьмилетней и средних школах. Его источниками являлись поступления из бюджета в размере не менее 1% от расходов на текущее содержание школ, привлечение средств колхозов, совхозов, кооперативных, общественных и профсоюзных организаций отчисление от фонда предприятий, доходы от вечеров, концертов. Фонд всеобуча шли также средства, полученные от реализации урожая с пришкольных участков и учебно-опытных хозяйств школ, а также продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских.
Для профессионального обучения и производительного труда учащихся каждая средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением прикреплялась к определенному колхозу либо совхозу. Руководители совхозов, ремонтно-технических станций обязаны были нести ответственность за создание надлежащих условий для осуществления профессионального обучения и производительного труда учащихся. Они же были должны создавать для профессионального обучения учащихся учебные цеха или выделять постоянные рабочие места, разрабатывать вместе с директором школы планы и программы профессиональной подготовки; выделять агрономический персонал и квалифицированных рабочих для производственного обучения учащихся, а также предоставлять необходимые материалы и инструменты. После первоначальной профессиональной подготовки и получения учащимися соответствующей квалификации совхоза должны были предоставлять им возможность работать на производстве и совершенствовать свою квалификации.
В сельской местности производственная подготовка учащихся проводилась в мастерских РТС, на фермах, в ученических производственных бригадах, в колхозах и совхозах. Для профессионального и трудового обучения учащихся привлекались инженерно-технические работники, специалисты сельского хозяйства. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда в школе устанавливались в зависимости от профиля социальной подготовки учащихся от местных условий. В сельских школах учебный год строился с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
В сельских школах плохо были оборудованы учебные кабинеты, не всегда выделялось для практического обучения сельскохозяйственная техника, не были закреплены за школами постоянные земельные участки для производственного и трудового обучения учащихся. Руководители предприятий и учреждений, колхозов и совхозов не всегда с охотой выделяли лучших специалистов для проведения теоретического и практического производственного обучения.
Наиболее эффективной и приемлемой формой соединения обучения с производством, общественно полезным трудом учащихся, подготовкой их к практической деятельности являлись ученические производственные бригады, сельскохозяйственное опытничество и натуралистическая работа.
Производственные бригады являлись основной формой производственного обучения учащихся в сельских школах. В их состав входили учащиеся 7 – 11 классов в количестве от 30 до 85 человек. Производственные бригады и звенья повсеместно организовывались по соглашению между школами и колхозами, которые должны были создавать необходимые условия для работы: выделять земельные участки, семена, автогужевой транспорт, предоставлять возможность работать на фермах крупного рогатого скота, свинофермах, птицефабриках, обеспечивать агрономическим, зоотехническим персоналом.