Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:50, реферат
Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводившейся в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века аграрной реформы. На основании изданных в этот период нормативных актов сформировалось существующее в настоящее время сельскохозяйственное землепользование, образованы действующие аграрные формирования. Без знания последовательности проведения реформы невозможно понять процессы, происходящие сейчас на селе.
Введение……………………………………………………3
1.Аграрные отношения в Древней Руси………………….4
2. Основные положения реформы 1861 года ……………….8
3.1 Сущность солыпинской аграрной реформы………..10
3.2 Содержание столыпинской аграрной реформы…….12
3.3 Причины неудач……………………………………….15
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1990-е ГОДЫ……16
5.Заключение………………………………………………29
6.Список литературы……………………………………...30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО МО «Московский государственный
областной социально-
Реферат
«Аграрный вопрос в истории России»
Подготовила:
Саакян М.О, студентка 1 курса экономического факультета, группа М1.
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………3
1.Аграрные
отношения в Древней Руси………………
2. Основные положения реформы 1861 года ……………….8
3.1 Сущность солыпинской аграрной реформы………..10
3.2 Содержание столыпинской аграрной реформы…….12
3.3 Причины неудач……………………………………….15
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1990-е ГОДЫ……16
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………………...30
В современной российской экономике накопился ряд весьма серьезных проблем, которые не связаны с нынешним кризисом, а имеют давнюю историю. К числу таких "вечных" проблем относится аграрная.
Внимательный и объективный анализ истории с октября 1917 г. показывает, что аграрная трагедия в России продолжалась при всех режимах. Это было при В. Ленине и И. Сталине, при Н. Хрущеве и Л. Брежневе, при М. Горбачеве и Б. Ельцине, да и сейчас при В. Путине и Д. Медведеве.
При анализе длительных периодов в истории России их периодизация связывается, как правило, с руководством страны. В XIX и начале XX в. это были Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Анализ аграрной трагедии страны, начавшейся после октября 1917 года, охватывает длительный цикл - свыше 90 лет. Речь идет о лидерах страны - главах правительства, генсекретарях ЦК и президентах. Данный подход не универсален, но позволяет выявить общую логику перемен, оценить факторы успеха и провалов аграрных преобразований. Игнорирование прошлого опыта, по убеждению члена-корреспондента РАСХ М. Коробейникова, обходится слишком дорого для последующих поколений. В этом случае реформа становится процессом деятельности государственного аппарата, чуждого идеям и замыслам реформы.
Стремление людей к миру, возвращению к земле и на фабрики стало закономерным итогом развития страны. Декреты о мире и земле, принятые II съездом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, поддержал весь народ и в первую очередь крестьянство, составлявшее большинство населения. В России (в современных границах) из 91 млн жителей 75,5 млн были крестьянами (81,8%). Крестьянство служило неизменной опорой любых исторических событий в России, будь то революция и Гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства. Именно его поддержка и сейчас определяет (о чем часто забывают) доверие к власти и ее силу.
Современное аграрное законодательство,
все его институты неразрывно
связаны с проблемами проводившейся
в нашей стране с начала 90-х
годов прошлого века аграрной реформы.
На основании изданных в этот период
нормативных актов
Аграрные отношения в Древней Руси.
Земля и воля». Неразрывное, казалось бы, сочетание двух этих слов выражало
исконную мечту российских землепашцев. Однако на Руси с древних времен
близость к земле оборачивалась не волей, а закрепощением. Взаимное отталкивание двух ценностей: земли и воли — порождало острейшие социальные противоречия русского общества.
В XV веке рядом великокняжеских указов прежде свободный переход крестьян от одних землевладельцев-вотчинников к другим был ограничен так называемым
Юрьевым днем. Крестьяне становились «крепкими земле», точнее ее конкретному
участку. Этот порядок был утвержден двумя Судебниками — 1497 и 1550 годов, важнейшими законодательными сводами русского централизованного государства.
Постепенно Юрьев день в интересах землевладельцев был предан забвению.
Административному оформлению нового порядка во многом способствовала
осуществленная в 1581–1592 годах широкомасштабная перепись земель, в результате которой впервые оказалось выявленным состояние земельного фонда
и в писцовые книги были внесены имена крестьян, проживавших на учитываемых землях. В дальнейшем такие записи служили доказательством «старожильства» крестьянина, вследствие чего он терял право перехода к другому землевладельцу.
По мере собирания русских земель в XV–XVI веках и усиления власти московских князей, а затем царя Ивана Грозного все бoльшую роль начинает играть дворянское служилое сословие, ставшее прочной опорой самодержавной власти.
За службу государь жаловал дворян
землями. Разовые «дачи» поместий с
течением времени превратились в
систему распределения
сохранении условия служения государю), уравняв в правах новоявленных помещиков с родовитыми княжеско-боярскими вотчинниками. Уложение 1649 года считается законодательным актом окончательного закрепощения крестьянства.
Теперь помещики получили право не только на труд крестьянина, но и на его
имущество и личность, причем навсегда. Отменялись прежние «урочные лета»,
в течение которых мог проводиться сыск беглых крестьян для возвращения старым владельцам.
Сформировалось три крупных отряда земельных собственников: государство,
помещики и монастыри (не считая дворцового хозяйства, которому принадлежали земли лично царской семьи). «Черные» земли, населяемые юридически
свободными черносошными крестьянами, сохранились только за Волгой и на
Русском Севере.
Установившийся режим личной зависимости крайне тяжело сказался на частновладельческих крепостных в XVIII веке. Так, некоторое время дворянство пользовалось даже правом продажи и покупки крестьян не только без земли, но и в одиночку, без семьи. Правда, в 1721 году Петр I издал указ, запрещающий такую
практику. Елизаветинский указ 1760 года предоставил помещикам право отправлять своих крепостных в ссылку «за предерзостные проступки». За ним последовал указ Екатерины II (1767 года), запрещавший крепостным, под страхом каторги, подавать жалобы на своих владельцев. Освобождение дворян в 1762 году от обязательной государственной службы
обратило многих из них к непосредственной хозяйственной деятельности, что
привело к усилению внеэкономического давления на крестьян.
На все эти меры подталкивал власти активизировавшийся со второй половины
XVIII века процесс товаризации сельского хозяйства, развитие зернового рынка.
Средний размер ренты помещичьего хозяйства, прежде не превышавший 10 процентов годовых от его рыночной цены, уже не удовлетворял владельцев. При отсталой
системе землепользования (трехполье) и примитивной агротехнике повышение
доходности могло быть достигнуто в основном увеличением площадей пахотных
земель (во многом за счет крестьянских наделов) и интенсификацией труда. Злоупотребления помещиков, сокращавших крестьянскую запашку, вынудили даже
правительство законодательно установить минимальную норму земельного надела
крестьянского двора—10 десятин. Однако на малоплодородных полях российского
Нечерноземья такая норма
сенаторские ревизии 1799–1800 годов, проведенные в масштабах всего государства (о них почти забыла современная историография). Донесения сенаторов-ревизоров рисовали безотрадную картину: в центральных губерниях в пользовании
крестьян редко находилось более двухтрех десятин. Повсеместно не выполнялся
и принятый закон о трехдневной (не более) крестьянской барщине в пользу помещиков, запрещавший также трудиться в дни церковных праздников и по воскресеньям.
Бегство крепостных как реакция на притеснения приняло повсеместный характер. Временами недовольство выливалось в открытое массовое неповиновение, например во время вступления на престол Екатерины II (1762) — после того как мгновенно разнеслись (оказавшиеся беспочвенными) слухи о переводе всех частновладельческих крепостных в разряд государственных крестьян. Подобные волнения, но еще более массовые, произошли после воцарения Павла I в 1796 году.
Крестьянский вопрос становился все более настоятельным. Однако при Екатерине II ни во время работы Уложенной комиссии (1767–1768), созванной для
пересмотра устаревшего
решилось на реформирование крепостнических отношений.
Либеральные устремления Александра
I и его молодых сподвижников-
которые в итоге оказались лишь
полумерами. В 1803 году вышел указ о
«свободных хлебопашцах», позволявший
помещикам освобождать
по собственной воле. В 1808 году последовал запрет на открытую торговлю крестьянами на рынках, а в 1809 году помещики лишились права самовольно ссылать их
на каторгу. Вскоре крепостное право было отменено в Курляндии, Лифляндии
и Эстляндии — территориях с особым правовым статусом и управлением.
Между тем недостатка в проектах освобождения крестьян не ощущалось —
в отличие от политической воли. Один из них разрабатывал в 1808–1810 годах даже
военный министр А. А. Аракчеев, за
которым закрепилась слава
Из всех преобразовательных мероприятий реальное значение имело лишь
освобождение государственных крестьян в ходе реформы графа П. Д. Киселева (1837), на которую правительство смотрело как на прообраз будущего освобождения всех крестьян. Однако реформа не смогла снять социального напряжения.
Необходимость скорейшей отмены крепостного права и решения аграрного вопроса отчетливо осознавалась всеми включая консервативно настроенную
часть правительственного блока. Победило мнение о необходимости тщательной подготовки реформы. Подготовительный этап занял около четырех лет.
Царским Манифестом от 19 февраля 1861 года было объявлено о ликвидации крепостного состояния. Согласно Положению об освобождении крестьян,
они получали личную свободу и организовывались в сельские общества на основе вводившихся начал самоуправления, наподобие тех, что уже были введены для
государственных крестьян. Цена свободы оказалась высока, поскольку включала
в себя стоимость земли, отнесенной к помещичьей собственности. Ее крестьяне обязывались выкупать у своих бывших хозяев с помощью государства (оно предоставляло ссуды под проценты, с рассрочкой выплат на 49 лет). Помещики стремились сохранить за собой лучшие земли. Поэтому процесс выделения крестьянских наделов протекал весьма
болезненно, нередко перерастая в открытые столкновения, особенно в центральных губерниях, где ощущалась нехватка сельхозугодий.
Отличительной особенностью реформы
явилась консервация
крестьянского схода, чего, как правило, невозможно было добиться.
Традиционные общинные порядки в скором времени стали явным сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства, они препятствовали распространению частной собственности на землю, ограничивали
личную инициативу и консервировали рутинные способы хозяйствования.
В условиях относительно быстро протекавших с 1870-х годов процессов
капитализации помещичьей земли и вовлечения ее в рыночный оборот цены на
землю также стали расти. Если в середине 1900-х годов цена одной десятины (1,09 гектара) составляла в среднем по России 12 рублей 69 копеек, то в течение последующих пяти лет средняя цена выросла до 66 рублей 13 копеек (в Херсонской губернии — 124 рублей, Полтавской — 125, Курской — 130, Московской — 150). Громадных размеров достиг суммарный залог помещичьих имений для получения денежных ссуд. Крестьянские общинные земли по существу находились вне этого оборота.
Сердцевиной задуманной правительством новой аграрной реформы стала ликвидация общинного землевладения. Реформе, осуществленной под руководством премьер-министра П. А. Столыпина, предшествовала тщательная подготовка. С 1894 года в Министерстве внутренних дел началась работа по пересмотру крестьянского законодательства. С 1902 года эта работа была передана специально созданной «редакционной комиссии» при МВД. Тогда же было образовано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте. В его структуру вошло 618 местных комитетов, объединявших около 12 тысяч членов.