Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:50, реферат
Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводившейся в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века аграрной реформы. На основании изданных в этот период нормативных актов сформировалось существующее в настоящее время сельскохозяйственное землепользование, образованы действующие аграрные формирования. Без знания последовательности проведения реформы невозможно понять процессы, происходящие сейчас на селе.
Введение……………………………………………………3
1.Аграрные отношения в Древней Руси………………….4
2. Основные положения реформы 1861 года ……………….8
3.1 Сущность солыпинской аграрной реформы………..10
3.2 Содержание столыпинской аграрной реформы…….12
3.3 Причины неудач……………………………………….15
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1990-е ГОДЫ……16
5.Заключение………………………………………………29
6.Список литературы……………………………………...30
Следует
отметить, что Россия в этом отношении
не является исключением среди бывших
социалистических стран, вступивших на
путь рыночных преобразований. Так, сельское
хозяйство Восточной Германии (бывшей
ГДР) должно было в короткий срок переориентироваться
на принципиально новые социально-
В экономической
теории и среди политиков имелись
большие сомнения в жизнеспособности
зарегистрированных аграрных товариществ
(кооперативов), так как, якобы, принципы
коллективной демократии, особенно форма
участия членов в управлении предприятием,
и основная их задача – содействие
членам товарищества – не позволяют
принимать последовательно
Развитие личных подсобных хозяйств населения .
Личное
подсобное хозяйство (ЛПХ) – специфический
сегмент аграрной экономики, базирующийся
на ис-пользовании ресурсов и трудового
потенциала сельских семей. ЛПХ как
специфическая форма
В условиях
реформирования аграрных отношений, трансформации,
а частично и распада колхозно-совхозного
производства, длительности и сложности
процесса становления новых
По имеющимся статистическим данным, в 1998 г. 16 млн. семей в России имели приусадебные участки общей площадью 6,4 млн. га или по 40 соток на семью. Помимо этого, 14,5 млн. семей имели земельные участки в коллективных и индивидуальных садах общей площадью 1,3 млн. га или по 8,7 сотки в расчете на одну семью. Коллективными огородами общей площадью 0,45 млн. га пользовались 5,1 млн. семей. В расчете на одну семью приходилось по 8,7 сотки земли. На 1 января 2000 г. в хозяйствах населения было 10,1 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 6 млн. коров, 7,8 млн. голов свиней, 9,1 млн. – овец и коз.
Однако в 1994 г. произошло заметное сокращение объемов производства в хозяйствах населения, некоторая стабилизация производства сельскохозяйственной продукции в этой категории хозяйств произошла в 1995–1996 гг., а затем падение объемов производства возобновилось . Наметившаяся тенденция к сокращению производства в хозяйствах населения, на наш взгляд, обусловлена рядом причин:
– во-первых, подорвана материальная база развития ЛПХ вследствие разрушения производственного потенциала коллективных хозяйств, ресурсы которых (корма, посадочный материал, сельскохозяйственная техника, транспортные средства и пр.) предоставлялись владельцам ЛПХ на льготных условиях;
–
во-вторых, существенно сократились
финансовые возможности
–
в-третьих, практически
Несмотря на это, личные хозяйства населения являются в настоящее время ведущим сектором аграрной экономики. На 1 января 2000 г. в них содержалось 36,1% крупного рогатого скота, в том числе 45,8% коров, 42,6% свиней, 61,9% овец и коз. По данным Госкомстата за 1999 г., в них производилось 62% растениеводческой продукции и 58% продукции животноводства .
В настоящее время созданы законодательные и экономические предпосылки для развития личного подсобного хозяйства как равноправной формы сельскохозяйственного производства и ее возможной трансформации в самостоятельные крестьянские хозяйства:
1. Законодательно
закреплено равноправие всех
форм сельскохозяйственного
2. Сняты все ограничения на количество скота, содержащегося в личном подсобном хозяйстве.
3. Согласно
действующему законодательству
приусадебные участки могут
4. Согласно
действующей Конституции РФ
В этих условиях
у сельского населения
Оценка перспектив трансформации ЛПХ в фермерские хозяйства, данная экспертами (руководителями и специалистами сельского хозяйства, N= 566), более пессимистична. Только 2,9% экспертов считают, что ЛПХ может рассматриваться в качестве переходной формы от коллективного к частному хозяйству; 61,2% экспертов считают, что ЛПХ может успешно развиваться только в союзе с коллективными хозяйствами.
На наш
взгляд, сохранению ЛПХ в их прежнем
виде способствует существующий порядок
налогообложения, согласно которому приусадебные
хозяйства не облагаются подоходным
налогом. Выплачиваемый владельцами
ЛПХ земельный налог, в силу своей
незначительной величины, не оказывает
существенного влияния на рентабельность
этой категории хозяйств. Она значительно
увеличивается также благодаря
использованию (бесплатно или на
льготных условиях) ресурсов коллективных
хозяйств. Такое положение ЛПХ
как специфической формы
Не случайно поэтому в стране наблюдается обратный процесс перерегистрации фермерских хозяйств в личные подсобные. Так, по данным Пыталовской лаборатории ВИАПИ, в течение 1999 г. Главы 34 крестьянских (фермерских) хозяйств (12% от их общего числа в районе) подали заявление в администрацию с просьбой о перерегистрации их в ЛПХ при сохранении прежних размеров земельных участков .
Роль
ЛПХ в процессе становления частного
сектора аграрной экономики неоднозначна.
Развиваясь наряду и в значительной
степени за счет ресурсов и помощи
коллективных хозяйств, оно как бы
консервирует, сохраняет прежнюю
систему экономических
Большинство
сельских жителей пока не решаются
вести самостоятельные
Протекающие в современной российской деревне латентные процессы еще не осознаны обществом и требуют самого тщательного изучения. Именно эти процессы, на наш взгляд, могут предопределить тенденции и характер изменений в российской деревне на ближайшую и среднесрочную перспективу. Эти процессы и тенденции необходимо учитывать при разработке аграрной политики страны.
Влияние финансового кризиса августа 1998 г. на развитие аграрного сектора .
Финансовый
кризис августа 1998 г. затронул все сферы
жизнедеятельности российского
общества, включая аграрную сферу. Чтобы
оценить влияние финансового
кризиса на состояние аграрного
сектора России, был проведен специальный
экспертный опрос. В качестве экспертов
выступили экспоненты выставки “Продсиб
98”, организованной Сибирской Ярмаркой
в г. Новосибирске в декабре 1998 г.
(91 эксперт). Опрошенные представляли различные
регионы страны: Западную и Восточную
Сибирь, Поволжье, Приуралье, страны –
партнеры из ближнего и дальнего зарубежья
(Белоруссия, Австрия, Франция, Словакия),
а также города – Москву, Санкт-Петербург,
Калининград, Новосибирск. Среди опрошенных
были производители продуктов
По оценкам
экспертов, после финансового кризиса
состояние
Если
говорить в целом об изменении
отпускных цен на продукцию, по мнению
17% экспертов, они не изменились, каждый
десятый эксперт затруднялся
с ответом, а остальные эксперты
проиллюстрировали изменение