Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель: Изучение зарождения, становления и развития исторической антропологии, ее методов, применяемых в исследовательских проектах и взаимодействие ее с другими традиционными отраслями исторического знания.
Объектом исследования является человек, взятый в контексте его культуры .
Предмет исследования: историческая и социальная антропология.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………..……......2
Историческая антропология – история ментальностей.………………………..7
На пути к исторической антропологии. Школа «Анналов».....................7
Историческая антропология М. М. Крома ……………………..………13
Историческая антропология: место в системе культурно - социальных наук….....................................................................................................................17
Возникновение культурной антропологии в США. Американская историческая школа Ф. Боаса……………………………………..….…17
Историческая антропология как феномен гуманитарного знания …...21
Социальная антропология Марселя Мосса ………………….……….....24
Заключение………………………………………….…………………..….……27
Список использованной литературы………………………..…………..….…..28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………
Заключение………………………………………….………
Список использованной литературы………………………..…………..….…
ВВЕДЕНИЕ
У антропологии существует множество различных направлений. Такие как структурная антропология, психологическая, гормональная. Также существуют самостоятельные антропологические науки – социальная, философская, социально- культурная антропология. В курсовой же мы рассматриваем ещё одно направление антропологии – историческая антропология.
Появление выражения историческая антропология связано с периодом в развитии историографии, который начался в конце 1960-х гг. и был отмечен большим успехом истории у широкой публики. В это время, когда наступил определенный упадок обновленных гуманитарных наук, историки усвоили их понятия и подходы, начали ставить их проблемы применительно к истории и ввели в нее новые объекты. В некотором роде манифестом «новой исторической науки» являются опубликованные в 1974 г. три тома «Делать историю» под редакцией Жака Ле Гоффа и Пьера Нора.
Это издание свидетельствовало
о том, что территория
Актуальность темы. Актуальность данной темы заключается в следующем:
во - первых, материалы исследования можно использовать в исследовательских проектах, трудах;
во- вторых, отсутствие исследований казахстанских ученых по данной теме;
в – третьих, в настоящее время можно наблюдать, как история ментальностей превращается в историческую антропологию;
Цель: Изучение зарождения, становления и развития исторической антропологии, ее методов, применяемых в исследовательских проектах и взаимодействие ее с другими традиционными отраслями исторического знания.
Объектом исследования является человек, взятый в контексте его культуры .
Предмет исследования: историческая и социальная антропология.
Степень изученности проблемы. Научных трудов казахстанских учёных по данной теме нами не обнаружено. В основном изучением цивилизаций занимались зарубежные и российские учёные.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Хронологические рамки исследования охватывают следующие периоды:
Середина XVIII века – ХХ век.
Историография
Поскольку историческая антропология является направлением антропологии, то в курсовой мы использовали книгу Рогинского Я. Я., Левина М. Г. «Антропология» [1], в ней автор дает полное определение термина антропология, описывает основные направления. Свое начало историческая антропология берет со школы «Анналов», в связи с этим хотелось бы отметить книгу Агирре Рохаса К.А. «Анналы и марксизм» [2], в которой автор описывает зарождение школы «Анналов», а также описывает связь школы с марксизмом.
Широкое применение в работе получили
такие источники, как исследование
Афанасьева Ю. Н. «Вчера и сегодня французской
«новой исторической науки» [3], где автор
описал поколения анналов, историю
ментальностей и ее связь с исторической
антропологией. Кошкин М. в работе «Школа
«Анналов»: в поисках утраченного факта»
[4], автор повествует о французской исторической
школе «Анналов» и о том личном исследовательском
поиске, который она принесла с собой в
историческую науку. Гуревич А.Я. в исследовании
«О кризисе современной исторической
науки» [5], автор критикует гносеологические
проблемы исторической науки. Нами была
использована статья Бюргера А. о школе
«Анналов» «Историческая антропология
и школа "Анналов"»[6], где он описывает
третье поколение школы анналов, выделяет
основных исследователей данного поколения.
В курсовой работе была использована монография Гуревича А.Я. «Исторический синтез и
школа Анналов» [7], где в центре внимания обозначена проблема
исторического синтеза. Эта проблема представляется
решающей для понимания школы "Анналов"
и ведущих тенденций современной исторической
науки. При изучении
данной темы были использованы обобщающие
работы: информация на интернет сайтах http://ru.wikipedia.org /wiki/ [8], http://servicology.ru/
В курсовой работе широкое применение получили такие работы, как книга Феллера В. «Введение в историческую антропологию» [10], где автор говорится о исторической антропологии как о междисциплинарной науке которая изучает становление человека. Берк П. «Историческая антропология и новая культурная история»[11], автор изучает множественность термина "культура" и антропологического взгляда на нее. Появление нового исторического жанра "микроистории", феминизм в культурной истории. Исследование практик материальной культуры и телесности в контексте истории культуры предпринимает Гинзбург К. в работе «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке»[12], где автор реконструирует биографию и духовный мир "диссидента" XVI века - фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия, Эммануэля Леруа Ладюри «Монтайю, окситанская деревня с 1294 по 1324 г.» [13]. Монтайю - маленькая деревня на горных склонах французских Пиренеев. Мы так и не узнали бы ничего о ней, если бы не интерес инквизиции к катарской ереси, которая расцвела в этой деревушке. Так сохранились допросы еретиков, которые тщательно зафиксировали писари инквизиции, Земон Н.Д. «Возвращение Мартина Герра»[14], многие не смогли распознать самозванца. Какова мера индивидуальности человека в крестьянской среде XVI в.- над таким вопросом заставляет задуматься книга Н.З.Дэвис. Кром М. М. в «Исторической антропологии: Пособие к лекционному курсу» [15] , прослеживает эволюцию антропологически ориентированной истории от ее ранних форм (истории ментальностей) до более поздних вариантов (микроистории, истории повседневности, новой культурной истории).
С 90-х годов в Америке
Среди исследователей социальной антропологии можно выделить работы: Минюшева Ф.И. «Социальная антропология» и курс лекций по социальной (культурной) антропологии в двух частях. В первой анализируются связи человека и социума в контексте культуры. Вторая посвящена переходу от системного мира к жизненным мирам человека. Бессмертный Ю.Л. «Историческая антропология сегодня: характеризует французский опыт и российскую историографическую ситуацию» [22], в книге ставятся фундаментальные проблемы развития исторического знания на современном этапе. Историческая антропология рассматривается как неотъемлемая часть мирового историописания, как закономерный этап развития исторической науки, в котором отразились вопросы и проблемы, занимавшие историков на протяжении всего XX столетия. Автор Медушевская О.М. «Историческая антропология как феномен гуманитарного знания» [23], где автор рассматривает историческую антропологию в общем ряде гуманитарных наук, а Гуревич А. Я. «Исторической науке и исторической антропологии» [24], дает понятие исторической антропологии, исследует ее связь с историей. Книга Медушевской О.М. «Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации» [25], основана на методах преподавания исторической антропологии в высших учебных заведениях, причем историческая антропология, по словам автора, относится к ряду гуманитарных наук. Учебник Осипова Г. В. «История социологии в Западной Европе и США»[26], подготовлен ведущими отечественными и зарубежными специалистами и посвящен системному рассмотрению персоналий, течениям, школ и методов в западной социологии XIX—начала XX века. Издание Гофмана А.Б. «Социальная антропология Марселя Мосса/ Мосс М. Общества. Личность. Обмен: Труды по социальной антропологии» [27], содержит развернутые комментарии и вступительную статью, дополняющие тексты Марселя Мосса и способствующие более основательному знакомству с его творчеством. Дюркгейм Э. в «Социологии и социальных науках» [28], объясняет сущность, предмет и метод социологии через рассмотрение ее происхождения, ее исторического становления. Учебник Гофмана А. Б. «Дюркгеймовская социологическая школа.- История буржуазной социологии первой половины XX века» [29], посвящен основным направлениям западной социологии, популярным в 1920-1950-е гг.. Книга Леви-Строса К. «Структурная антропология» [30], из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы. Мерло-Понти М. «Слава философии и другие эссе» [31], описывает социальную антропологию, Г. Гурвич «В настоящее время призванием социологии» [32], рассказывает о заслугах М.Мосса в исследовании социальной антропологии. Мосс М. в «Социологии и антропологии», пишет о своих взглядах на «тотальное» общество, описывает его социальную антропологию. Дюркгейм Э. в «Проблеме религиозной двойственности человеческой природы» [34], к числу приоритетных социологических исследований относил не только религию, но и мораль. В трактовке ее природы, происхождения и функций он придерживался концепции социологизма, выводя мораль из социальных условий, социальной среды, социальной структуры в своем специфическом понимании. Болтански Л. в «Социальном использовании» [35], главной проблемой, социальной ситуации ставит проблему поиска эквивалентности.
В курсовой работе была использована монография Лыскова А.П. [36] «Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии», где обсуждаются проблемы философской антропологии, и где автор рассматривает специфику человеческого бытия как полный противоречий путь
к современной цивилизации, как процесс освоения человеческим индивидом социальных и культурных ценностей.
Структура курсовой работы. В соответствии с поставленной целью и задачами, представленная курсовая работа состоит из следующих структурных элементов – введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
Антропология – наука
о человеке и о людях, об их происхождении
и развитии, наследственности и изменчивости
структуры и численности
С середины XIX в. в рамках нормальной
анатомии человека стали обобщаться знания
о его морфологической изменчивости в
зависимости от расовой принадлежности
и климата. Известный французский
анатом и основоположник антропологической
школы в Париже П. Брока охарактеризовал
антропологию как науку, занимающуюся
естественной историей человека
И до настоящего времени
в науке нет единой трактовки
термина "антропология". В Англии,
США, Латинской Америке, Франции
и Бельгии под антропологией понимается ряд
наук. Изучением культуры, цивилизации,
общественных систем, этнических особенностей
занимается культурная антропол
Историческая антропология же одна из специфических дисциплин социальной и культурной антропологии. Социальная и культурная антропология - дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ.
Начало «ментальной истории» - это создание в конце 20-х гг. ХХ в. французскими историками М.Блоком и Л.Февром журнала «Анналов экономической и социальной истории», её продолжение – это и деятельность крупнейшего историка современной Франции – Фернана Броделя и превращение школы «Анналов» в доминирующее направление французской историографии[2]. Этому журналу и сформировавшейся вокруг него группе историков было суждено совершить революцию в историческом знании. Исследователи, шедшие в своих исследованиях вслед за Блоком и Февром, а позднее за их приемником Фернаном Броделем, отвергали название "школа "Анналов", предпочитая говорить скорее о духе журнала или о "новой истории". Принято говорить о трех "поколениях" школы "Анналов". Каждое из них продолжало развивать идеи предыдущего, одновременно во многом порывая с ними, отказываясь от многих важнейших для предшественников понятий и методов, чтобы сохранить и развивать те концепции, которые ранее были лишь намечены (так, понятие ментальности, предложенное Февром и Блоком, было оставлено Броделем и вновь привлекло внимание его учеников).