Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель: Изучение зарождения, становления и развития исторической антропологии, ее методов, применяемых в исследовательских проектах и взаимодействие ее с другими традиционными отраслями исторического знания.
Объектом исследования является человек, взятый в контексте его культуры .
Предмет исследования: историческая и социальная антропология.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………..……......2
Историческая антропология – история ментальностей.………………………..7
На пути к исторической антропологии. Школа «Анналов».....................7
Историческая антропология М. М. Крома ……………………..………13
Историческая антропология: место в системе культурно - социальных наук….....................................................................................................................17
Возникновение культурной антропологии в США. Американская историческая школа Ф. Боаса……………………………………..….…17
Историческая антропология как феномен гуманитарного знания …...21
Социальная антропология Марселя Мосса ………………….……….....24
Заключение………………………………………….…………………..….……27
Список использованной литературы………………………..…………..….…..28
Историческая антропология, как и социология духовной жизни, изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах (М. Фуко, Ф. Арьес). Объект изучения исторической антропологии - культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое (М. Мосс) и традиционное (средневековое) общество (Й. Хейзинга, А. Гуревич). С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур (Ф. Ницше, О. Шпенглер), но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.
Сторонники и теоретики исторической антропологии обвинили представителей социально-структурной истории в игнорировании гуманистической стороны истории и призвали отказаться от рассмотрения надличностных структур и процессов. Начав с народных низов, антропологическая история постепенно включила в свой предмет поведение, обычаи, ценности, представления, верования всех социальных групп, независимо от их положения в общественной иерархии, превратив «историю снизу» в «историю изнутри» и поставив перед собой задачу синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания (в «субъективной реальности»). Несомненным достижением этого подхода к социальной истории является разработка методов реконструкции стереотипов сознания, глубинной программы человеческой деятельности, заложенной в культурной традиции и нашедшей выражение, как в письменных источниках, так и в предметах материальной культуры, произведениях искусства и т. д [24].
Поворот к исторической антропологии трудно объяснить вне общего контекста критической переоценки достоверности эмпирических данных, полученных методами полевой работы антропологов предшествующего периода. Обращение антропологической проблематики в глубь исторического прошлого человечества, а следовательно, к изучению источников не только расширяет возможности получения более полной информации. Оно помогает опереться на традиционный профессионализм исторического исследования, укрепить социальный статус науки[25].
Обратившись к анализу тенденций развития методологии наук о человеке, важно понять, какие задачи она перед собой ставит и какие пути используются для их решения. За разнообразием подходов прослеживается стремление к более строгой научности, к расширению возможностей применения компаративных подходов, воспроизводимости результатов исследования человека, общества, цивилизации. Прослеживается, далее, стремление исследовать феномен человека в его реальных взаимодействиях с природой, социальной реальностью и жизненным миром другого человека. Важно понять физические, психологические, социальные, духовные проявления человеческой личности в их цельности, взаимодействии и развитии. Именно с данной целью историческая антропология и другие современные направления гуманитарного знания осмысливают феномен интеракционального взаимодействия. В центре внимания оказываются методы интерпретации знаковых, символических по своей природе внешних проявлений феномена вербального и невербального общения. Стремясь понять организующую связь, сплачивающую человеческие группы, общества, цивилизации, гуманитарные науки в то же время испытывают огромные трудности в достижении этой исследовательской цели. Мера неопределенности, разнообразия интерпретаций знаковых проявлений языков культуры возрастает с каждым новым продвижением наук о культуре к познанию феномена человека. Более подробно к этой проблеме подошел французский ученый Марсель Мосс. Мосс обосновывает необходимость изучения «тотального», т. е. целостного, человека, представляющего собой подлинный предмет всех гуманитарных наук.
Таким образом, рассматривая соотношение исторической науки и исторической антропологии, совершенствование предметной области исторической антропологии как науки и университетской дисциплины в данном направлении открывает новые перспективы модернизации образовательной модели гуманитарного – исторического, историко-антропологического профессионализма.
Французская социологическая школа (Школа Дюркгейма) - одно из ведущих направлений французской социологии конец XIX - первая половина XX в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала "Социологический ежегодник" ("L'Annee sociologique", выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Марсель Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д[26].
Выдающийся французский ученый Марсель Мосс (1872- 1950) родился в городе Эпинале в Лотарингии. Ученым он был во многих отношениях необычным и нетипичным для академического мира современной ему Франции[27].
Большое внимание
Мосс уделяет рассмотрению
Одной из важнейших
особенностей, делавших Мосса нетипичным,
точнее, новым явлением во французской
академической системе, был
Влияние Мосса на развитие социальных наук во Франции - прежде всего этнологии, социальной антропологии и социологии - чрезвычайно велико и конкурирует с влиянием Дюркгейма. Приведем высказывания некоторых видных представителей французской социальной мысли, свидетельствующие об этом. Основоположник структурализма в этнологии К. Леви-Строс называет Мосса Ньютоном этнологии и считает его метод «во многих отношениях более удовлетворительным, чем метод его учителя» [30].
Философ - феноменолог М. Мерло-Понти утверждал, что «социальная антропология - это во многих отношениях творение Мосса, по-прежнему живущее перед нашими глазами»[31]. Социолог, «плюралист» Ж. Гурвич подчеркивал, что в творчестве Мосса «французская социология первой четверти XX в. достигла кульминации во всем лучшем, что в ней есть»[32]. Труды французского ученого широко известны и признаны и за пределами Франции.
Антропологическая концепция Мосса - это концепция «тройственного» человека в единстве его биологических, психических и социальных черт. «Изучаем ли мы частные факты или общие факты, в сущности, мы всегда имеем дело с целостным человеком...»[33] - пишет он.
Идея «тотального человека»
тесно связана у Мосса с
тезисом о необходимости
Исследования Мосса, осуществленные
на стыке различных наук о человеке,
и сегодня представляют научный
интерес и находят продолжение.
В монографии А. П. Лыскова «Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии» также затрагивается проблема человекознания. «..Что такое человек? - не нами и не сейчас поставлен этот вопрос. Он из разряда так называемых вечных вопросов, и попыток ответа на него накопилось немало. Но ...«такова болтливость диалектиков, которой никогда не будет конца; она в изобилии плодит...определения, налагающие оковы на ум и дающие повод к бесконечным спорам. Если ты спросишь у кого-нибудь из их шайки определения человека,...у него всегда есть готовый ответ...»[36].
Такими вопросами задается автор в своей монографии. А нужен ли этот окончательный и исчерпывающий ответ? Человек - вечная проблема, которая никогда не будет решена…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного нами исследования мы выяснили, что историческая антропология является одной из направлений социально- культурной антропологии. В свою очередь социально – культурная антропология является самостоятельной наукой антропологии.
В 70-е годы казалось, что историческая наука достигла пика научности. Историческая антропология в истории своего развития имела разные интерпретации: история ментальностей, новая культурная история, микроистория и история современности. Все это связано с эпохой взрыва интереса к истории, причем сама история изменила свои методы, цели и структуры, обогатилась привлечением идей из смежных наук, обратилась к исследованию материальной культуры, цивилизаций и менталитета. Среди историков резко возросло увлечение изучением высокой и низкой культуры на фундаменте исторической антропологии. Это направление блистает именами звезд первой величины. В Париже работают Эммануэль Лe Рya Лядюри, Франсуа Фюре, Мона Озуф; в Болонье - Карло Гинцбург; в США – Р. Дарнтон и многие другие.
В ходе изучения исторической антропологии млжно выделить ее основные задачи:
Историческая антропология тесно взаимодействует с такими науками как, этнографией, философией, антропонимикой, культурологией.
Теоретическое и практическое
значение работы состоит в том, что
материалы и выводы курсовой работы
позволяют представить
Необходимо отметить, что историческая антропология США и Латинской Америки развивается в настоящее время, что получает отражение в научных статьях, диссертациях и монографиях ученых-историков этих странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ