Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель: Изучение зарождения, становления и развития исторической антропологии, ее методов, применяемых в исследовательских проектах и взаимодействие ее с другими традиционными отраслями исторического знания.
Объектом исследования является человек, взятый в контексте его культуры .
Предмет исследования: историческая и социальная антропология.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………..……......2
Историческая антропология – история ментальностей.………………………..7
На пути к исторической антропологии. Школа «Анналов».....................7
Историческая антропология М. М. Крома ……………………..………13
Историческая антропология: место в системе культурно - социальных наук….....................................................................................................................17
Возникновение культурной антропологии в США. Американская историческая школа Ф. Боаса……………………………………..….…17
Историческая антропология как феномен гуманитарного знания …...21
Социальная антропология Марселя Мосса ………………….……….....24
Заключение………………………………………….…………………..….……27
Список использованной литературы………………………..…………..….…..28
К первому
"поколению" "Анналов" принадлежали
отцы-основатели журнала. С
Пафос задач, которые
ставили перед собой Блок и
Февр, не исчерпывался борьбой
с традиционной академической
историей. Выступив против
Таким образом, одним из основателей французской исторической школы «Анналов», Люсьеном Февром, был сформулирован и экспериментально обоснован метод исследования глубинных слоёв сознания людей иных эпох и культур. Тем самым к историку были предъявлены новые требования. Для того чтобы проникать в сознание людей минувших времён и восстанавливать его структуру, необходимо расширить круг источников, которые могли бы дать нужные ответы, и интенсивно использовать методики других дисциплин от психологии до лингвистики и семиотики. Быть историком менталитета в высшей степени трудно, не только потому, что такого рода исследование требует вдумчивости и изобретательности, но и вследствие необходимости ориентироваться во многих соседних науках[4].
Второе "поколение"
историков, к которому надо
отнести в первую очередь
Свое наиболее полное
развитие эта тенденция нашла
в трудах историков третьего "поколения"
школы "Анналов" - Жоржа Дюби
и Жака Ле Гоффа, Эманнуэля Леруа
Ладюри и Андре Бюргьера, Марка Ферро и
Жака Ревеля, Пьера Нора и Франсуа Фюре,
Жан-Клода Шмитта и др. Жак Ле Гофф
говорил: "Можно как угодно относится
к этому историографическому течению,
но его необходимо знать. Я бы решился
на утверждение, что современный историк,
независимо от того, какими проблемами
он занимается, не может не знать основной
продукции "анналовцев" и не интересоваться,
что за вопросы они задают источникам
и с помощью каких методов получены ими
те или иные результаты. Нельзя быть на
уровне мировой науки, не обладая подобного
рода знаниями, но незачем заниматься
историей, если вы не на уровне мировой
науки"[6]. Благодаря их работам (при
всех методических и даже методологических
различиях между ними) история ментальностей
- т.е. один из важнейших аспектов той тотальной
истории, о которой писали Блок и Февр,
- превратилась в историческую антропологию.
Историческая антропология
- это, с одной стороны, закономерное завершение
эволюции понятия ментальности, предложенного
основателями журнала "Анналы" Марком
Блоком и Люсьеном Февром, а с другой -
результат начавшегося в 60-70-х гг. плодотворного
взаимодействия историков с этнологами,
психологами и лингвистами (аналогичного
сближению с географами и экономистами
в довоенный период и в 50-е гг.). Андре Бюргьер
писал, что "историческая антропология
- это история привычек: физических, жестовых,
пищевых, ментальных". Слово "привычка"
(habitude) здесь понимается гораздо шире,
чем это принято в русском языке, и сближается
с такими понятиями, как "нравы", "обычаи",
"традиции", которые определяют мирочувствование
человека и в конечном счете его поведение.
Иногда, пользуясь терминологией XVIII в.,
историческую антропологию характеризуют
как историю повседневности или "обиходного
сознания". Принципиально важно отметить,
что, если для основателей "Анналов"
изучение истории привычек и обычаев было
лишь средством более глубокого понимания
экономической и социальной истории, то
для их последователей (третьего "поколения"
школы "Анналов") эти сюжеты приобрели
самостоятельную ценность.
Одно из главных
достижений исторической
В первую очередь
это относится к психологии
людей прошлого, их сознанию и
представлениям, которые традиционная
историография склонна была
Главным "орудием"
исторической антропологии
Разделяя мысль Э. Дюркгейма о том, что каждому обществу необходимы обеспечивающие его устойчивость общие верования и представления, Блок интересовался, прежде всего "наименее осмысленными и наименее выраженными формами ментальной деятельности", повседневными поступками и привычками, "через которые утверждается и обновляется социальная связь". Среди этих недоступных сознанию или слабо осознаваемых простейших практик можно упомянуть заботу о теле и отношении к нему, организацию труда и распорядок повседневных дел, представления о времени и пространстве, которые отражают систему представлений о мире, связывающую воедино самые изысканные плоды трудов мыслителей и ученых с простейшими рассуждениями их безымянных современников.
Полем, на котором разворачивалось изучение ментальности, для Блока было не индивидуальное сознание, а весь общественный организм в целом. Как писал один из наиболее известных последователей школы "Анналов" Андре Бюргьер, именно "эта история привычек, обычаев, всего того, что назвали бы в XVIII в. "обиходным сознанием, "сознанием привычек", это продолжение истории ментальностей в том виде, как она задумывалась М. Блоком, называется сегодня исторической антропологией"[7].
Таким образом, в данном разделе мы исследуем значение и развитие исторической антропологии. Появления термина «историческая антропология». Связь ее с остальными науками и с антропологией. Из данного раздела мы узнаем, что историческая антропология зародилась во Франции в школе «Анналов» и получила свое развитие в таких странах как Англии, США, Латинской Америке, Франции и Бельгии.
1.2 Историческая антропология М. М. Крома
Историческая антропология -
это культурно-центрическая парадиг
В качестве начальной
точки становления исторической антропологии
можно рассматривать программную статью
Ж. Ле Гоффа 1972 г. «Историк и человек повседневности»,
в которой автор констатировал сближение
истории и этнологии. В декабре 1991 г. Ле
Гофф высказался за разведение этих двух
направлений: «История ментальностей
и историческая антропология никогда
не смешивались». Если ментальность ограничена
«сферой автоматических форм сознания
и поведения», то историческая антропология
представляет собой «общую глобальную
концепцию истории», объединяя изучение
менталитета, материальной жизни, повседневности
вокруг понятия антропологии. Таким образом,
очень актуальной оказалась в истории
повседневности проблема соотношения
микро - и макроподходов в исследовании,
проблема констатации наличия в современной
науке двух программ исторической антропологии.
Действительно, становление исторической
антропологии и родственных ей направлений
стало следствием новой историографической
тенденции – потребности «вернуть» человека
в историю.
В целом, антропологический подход приложим
к изучению любой из сторон исторической
действительности, однако это не означает,
что история повседневности представляет
собой некий универсальный метод. Кроме
того, исторической антропологии присуща
некая статичность: в ее рамках трудно
учитывать действие долговременных и
зачастую разнонаправленных тенденций
исторического развития[9].
Лучше всего историческую антропологию определить как междисциплинарную область, в которой об истории говорят как о становлении человека, а проблемы антропологии надеются решить, вглядываясь во «времена большой длительности» и пытаясь понять и обосновать, что произошло с «человеческой природой» за столетия и тысячелетия исторического развития.
Так, М. Элиаде, вглядываясь в современного человека, в его архаические глубины, видит в нем ностальгические образы утраченного рая, «внезапно пробужденные музыкой, подчас даже пошлейшим романсом», то прошлое, которое «может быть истолковано на тысячу ладов: оно отражает то, что могло бы быть, но чего не было; в нем сквозит томление всего сущего, становящегося самим собой, только переставая быть чем-то другим; навеянная романсом тоска по иным странам и временам, будь то старое доброе время, Россия с ее бакалейками, романтический Восток, Гаити с киноэкрана, американский миллионер, экзотический принц…». К.Г. Юнг, напротив, погружаясь в архаику, всматривается в будущее. Он констатирует закат эона Рыб, с надеждой вглядывается в перспективу эона Водолея, имеющего «человеческий облик» и со страхом – в символику следующего за Водолеем эона, обозначенного «символом Copricornus (чудища, соединившего в себе черты козы и рыбы, горы и моря, антиномий, созданных из элементов двух животных). Это странное порождение легко принять за прообраз Бога Творца, который противоположен «человеку» – Антропосу» [10].
Одной из главных особенностей культурной истории в 1960-1990-е годы стало обращение к антропологии. Это явление выходит за рамки собственно истории культуры: скажем, некоторые специалисты по экономической истории начали заниматься экономической антропологией. Но и тогда извлекаемый ими урок был в основном связан с культурой и указывал на важную роль системы ценностей в производстве, накоплении и потреблении богатств.
Многие
историки приучились
Классика исторической
антропологии отдает