Архитектура ХХ века. Основные направления
Техно архитектура
- В конце XIX века техно архитектура базировалась на использовании новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру здания можно было вытягивать на любую высоту. В строительстве начали использовать армированный бетон. Первоначально к зданиям из металла, чугуна и стали не относились как к архитектурным сооружениям, так как считалось, что эти материалы не несут в себе творческого, художественного начала, и поэтому не являются эстетичными. А чтобы здания выглядели таковыми, их декорировали колоннами, пилястрами, разными классическими элементами. К архитекторам стиля техно относятся: Луис Генри Салливен и Эеро Сааринен.
- Рациональная архитектура родилась после первой мировой войны – когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы сводятся к следующему: архитектонические формы должны быть рациональны; должны зависеть от функционального назначения сооружения; расходы минимизированы; в целях экономии и ускорения строительства используются строительные полуфабрикаты и стандарты; в целом архитектура рассматривается как фактор прогресса. Эстетика здания должна полностью соответствовать его функции.
Представителями этого направления
в архитектуре являются: Адольф
Лоос, Мис Ван дер Ройя, Ле Корбузье,
Джузеппе Терраньи,Оскар Ниемейер.
К этому же направлению относится школа
Баухауса.
Ба́ухаус (нем.
Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа
строительства и художественного конструирования,
или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее
в Германии с 1919 по 1933, а также художественное
объединение, возникшее в рамках этого
заведения, и соответствующее направление
в архитектуре.
- Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде
- Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Считали, что новая эпоха архитектури должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Девиз "Баухауса": "Новое единство искусства и технологии"
На практику архитектуры огромное
влияние оказали взгляды Ле
Корбюзье
- Он один из первых в своих зданиях использовал железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку этажей.
Экспрессионистская архитектура зародилась в Германии после Первой мировой
войны. Эта архитектура ориентирована
на форму, фантазию, нерациональность.
К этому направлению относятся представители
так называемой Novembergruppe, такие как
Эрих Мендельсон , Бруно Таут
Органическая архитектура была введена
Фрэнком Ллойд Райтом (1869-1959 гг.), который
проповедовал принцип свободной архитектуры
в свободном пространстве. Райт считал,
что планировка должна свободно строиться
вокруг центрального ядра (очага); стен
должно быть минимальное количество, с
тем чтобы свет, воздух и вид создавали
ощущение единого пространства; здание
должно гармонировать с окружающей средой.
Райт отказался от понятия комнат, так
как дома – не коробки; от использования
разных материалов, отдавая преимущество
одному; от криволинейного декорирования
с предпочтением прямых линий и т.д.
-
Понятие архитектуры деконструктивизма вводят Жан Франсуа Лиотар и Жак Деррида, которые считают, что предпочтение должно отдаваться «многоязычаю» в архитектуре. Архитектура должна поражать и быть больше художественной, функциональные же аспекты не должны становиться главными. Архитектура должна напоминать коробку с разными предметами, которую случайно перевернули и из которой в беспорядке высыпалось всё содержимое. Воспевая нестабильность, беспорядок, динамичность. Цель деконструктивизма – осознать и оценить себя вне контекста.
- Представителем этого направления является Фрэнк Гери
- Таким образом, вторая половина ХХ в. характеризуется кардинальными изменениями не только в общественной жизни, но и в развитии культуры. Новые эстетические принципы, новая организация художественной реальности – таковы характерные признаки этой эпохи.