Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа
Цель: выяснить уровень развития библиотечного и архивного дела в странах Древней Месопотамии.
3. Задачи: 1) рассказать о библиотеках Древней Месопотамии.
2) архивы стран Двуречья, их виды, назначение.
1. Введение
2. Глава I. Библиотеки Месопотамии
1.1.Библиотеки Шумера и Вавилонии
1.2. Библиотеки Ассирии
3. Глава II. Архивы Месопотамии
1.1.Архивы Шумера, Вавилона и Ассирии
1.2. Контракты и печати
1.3. Письма
1.4. Государственные документы
4. Заключение
5. Список источников и литературы
ФГОУ ВПО “ЧГУ имени И.Н.Ульянова”
Историко-географический факультет
Кафедра истории и культуры зарубежных стран
Курсовая работа на тему:
Архивы и библиотеки Древней Месопотамии
Выполнил студент группы ИГФ-11-10
Проверила: ст. преподаватель
Широкова М.А.
Чебоксары 2011г.
План
1.1.Библиотеки Шумера и Вавилонии
1.2. Библиотеки Ассирии
3. Глава II. Архивы Месопотамии
1.1.Архивы Шумера, Вавилона и Ассирии
1.2. Контракты и печати
1.3. Письма
1.4. Государственные документы
4. Заключение
5. Список источников и литературы
Введение
1. Актуальность: исследование древних библиотек и архивов Месопотамии имеет огромное значение, так как это дает нам множество ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах народов Междуречья.
2. Цель: выяснить уровень развития библиотечного и архивного дела в странах Древней Месопотамии.
3. Задачи: 1) рассказать о библиотеках Древней Месопотамии.
2) архивы стран Двуречья, их виды, назначение.
Анализ использованной литературы.
1. М.А. Дандамаев “Вавилонские писцы”. Исследуются проблемы клинописной писцовой культуры древней Месопотамии (архивное дело, библиотеки, школы и т.д.). Освещаются социальное и экономическое положение писцов и писцов-переводчиков, а также их роль в храмовом, государственном управлении и на службе у частных лиц. Даны наиболее типичные биографии писцов, выяснены продолжительность их жизни и юридический статус.
2. И. Клима. “Общество и культура древнего Двуречья”. На основе шумерских и аккадских клинописных источников, археологических находок и обширной литературы автор этой книги рассказывает о развитии общественно-экономических отношений и культуры в древнем Двуречье, колыбели древней цивилизации в бассейне рек Тигра и Евфрата. От описания географических условий автор переходит к описанию процесса заселения страны и организации общественного управления. Много внимания уделено законодательству Хаммурапи, а также образованности в Двуречье. В заключение дается обзор шумерского и аккадского литературного творчества. В целом книга дает рельефную картину жизни населения древнего Двуречья и является ценным вкладом в историю Ближнего Востока.
3. А.Л. Оппенхейм. “Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации”. Книга профессора Чикагского университета А. Лео Оппенхейма содержит краткий очерк политической истории Вавилонии и Ассирии, а также материальной и духовной культуры древней Месопотамии. Автор сообщает о религии, искусстве, литературе, медицине, математике, астрономии в древней Месопотамии.
4. Эвелин Кленгель - Брандт. “Путешествие в Древний Вавилон”. В книге в доступной форме рассказывается об истории вавилонской цивилизации. Описывается хозяйственная жизнь Вавилонии, рассказывается о вавилонском войске, дворе, о военной, административной и законодательной деятельности царей. Дается характеристика религиозных представлений вавилонян.
5. “История древнего Востока”. Эта книга-первая из серии обобщающих трудов, посвященных истории древнего Востока. Читатель найдет здесь подробные сведения о политической, социальной, экономической истории Шумера, Аккада, раннего Вавилона, идеологии и культуре народов, создавших эти государства, на раннем этапе их развития.
6. К.П. Матвеев, А.А. Сазонов. “Когда заговорила клинопись”. Эта книга - об открытии Ниневии, некогда сказочно богатой и великолепной столицы Древней Ассирии, расположенной на территории современного Ирака. Дворцовая библиотека царя Ашшурбанипала насчитывает 100 тысяч “глиняных томов”, в которых записаны мифы и легенды, сведения по истории, медицине, математике, астрономии. Авторы рассказывают о дешифровке ассирийской клинописи, о научных достижениях и о богах ассирийцев, о военных походах Ашшурбанипала и о падении Ниневии, завоеванной мидийцами и вавилонянами.
7. В.А. Белявский. “Вавилон легендарный и Вавилон исторический”. В книге дается очерк политической, социально-экономической, религиозной и культурной истории вавилонского общества в VII-VI вв. до н.э., показаны роль и место Вавилона в развитии мировой цивилизации.
8. М. Белицкий. “Забытый мир шумеров”. Книга М. Белицкого представляет собой серию популярных очерков, посвященных истории и культуре древних обитателей Двуречья. Автор затрагивает широкий круг вопросов, включая историю открытия древнейших цивилизаций Месопотамии, политическую историю шумерских городов-государств, социальную структуру шумерского общества, религиозные представления шумеров, литературу, науку, ремесло, право, быт.
9. А.А. Мартиросян. “Деловой дом Эгиби”. Монография основана на изучении хозяйственных и частноправовых клинописных документов архива Эгиби, одного из наиболее известных деловых домов Вавилонии VIв. до н.э., сыгравшего значительную роль в экономике указанного периода. Монография представляет собой комплексное исследование крупного частновладельческого хозяйства, главы которого занимались кредитными и арендными операциями, а также международной торговлей.
10. Сэмюэл Н. Крамер. “История начинается в Шумере”. Автор этой книги Крамер – крупнейший исследователь в области шумерской литературы и письменности. Характеризуя книгу американского ученого, академик В.В. Струве писал: “Крамер открыл для науки литературные и религиозные памятники древнейшей цивилизации мира. Великолепные в научном и литературном отношении тексты, отображающие все стороны культурной жизни древнего Шумера, увлекательное изложение, огромный фактический материал позволяют рекомендовать эту книгу всем, кто интересуется прошлым человечества”.
11. В.И. Гуляев. “Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории”. Эта книга, адресованная самому широкому кругу читателей, посвящена цивилизации, считающейся колыбелью человеческой культуры и письменных традиций. В увлекательной форме она рассказывает об исторических событиях, когда-то происходивших на этой земле, о рождении и падении древних царств, об археологических раскопках, о науке, искусстве и религии Месопотамии от древнего Ура до Вавилона и Ассирии.
12. Т.С. Георгиева. “Частная жизнь и быт древних обществ”. В книге увлекательно и живо рассказывается о становлении повседневной культуры - культуры быта, поведения, труда, отдыха, празднования - о возникновении бытовой культуры в глубокой древности и дальнейшем развитии в цивилизациях Древнего мира. В исторической последовательности предстает калейдоскоп культур различных народов, живших в разных странах и в разные эпохи. Для студентов высших учебных заведений, преподавателей средней школы, всех интересующихся историей культуры.
13. Л.А. Липин, А.М. Белов. “Глиняные книги”. Настоящее и будущее человечества неразрывно связано с его прошлым. Книга Л.Липина и А.Белова освещает один из важнейших периодов в истории древнего Двуречья, связанного с именем известного ассирийского царя Ашшурбанипала. В основу ее сюжета положена увлекательная история раскопок царской библиотеки “глиняных книг” - древнейшего в мире книгохранилища.
14. В.В. Емельянов. “Древний Шумер. Очерки культуры”. В книге востоковеда - шумеролога В.В.Емельянова подробно и увлекательно рассказывается об одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древнем Шумере. В отличие от других монографий, посвященных этой проблематике, здесь составные части шумерской культуры - цивилизация, художественная культура и этнический характер - впервые представлены в единстве.
Глава I. “Библиотеки Месопотамии”.
1.1. Библиотеки Шумера и Вавилонии.
Одним из самых крупных достижений шумерской, вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. Основание месопотамских библиотек было непосредственно связано с основанием месопотамских училищ при храмах, а позже и при дворцах. Здесь собирались шумерские литературные произведения, которые переписывались и переводились на аккадский язык в то время, когда шумерский язык давно уже перестал быть живым языком. Списки размещались систематически, а если речь шла о крупных произведениях на нескольких табличках, то они разбивались на серии. Собирались не только произведения художественной литературы, но и научные, так что материалы такой библиотеки одновременно являются свидетельством состояния месопотамской образованности.
Таблички хранились в глиняных сосудах или ларях, размещенных в определенном порядке и снабженных оттиском цилиндрической печати или этикеткой. Сохранилось и несколько каталогов таких библиотек, в которых отдельные произведения называются по их начальным словам. Известны шумерские библиотечные каталоги из Ниппура и Ура.
Не всегда легко отличить библиотеки от архивов. Еще с начала двадцатого столетия ассириологи пытались выделить критерии, позволяющие провести грань между библиотеками и архивами. Согласно Вейтемейеру, архив - это собрание документов (включая письма), возникших из административной, юридической и хозяйственной деятельности. По его мнению, библиотека-собрание литературных, математических, филологических, юридических и религиозных произведений, рассчитанных на длительное пользование группой лиц. Другими словами, по Вейтемейеру, различие между архивом и библиотекой чисто функциональное: архив фиксирует процессы хозяйственной жизни, а в библиотеках хранятся продукты духовной деятельности человека. Действительно, в ряде случаев такой подход является безукоризненным, и выразительными примерами в этом отношении являются архив дома Мурашу и библиотека Ашшурбанипала, хотя в последней, в частности, также имелись архивные материалы (донесения лазутчиков, деловые письма двора, хозяйственные документы и т.д.). Но в других случаях дело обстоит не так просто.
Еще в 1907 году Унгнад отметил, что в Ниппуре и других городах в частных домах писцов были найдены тексты, которые по своему содержанию должны быть классифицированы как характерные для библиотек. Однако наряду с литературными и научными текстами в тех же помещениях были обнаружены и деловые документы, и поэтому провести в таких случаях грань между библиотекой и архивом трудно. Когда в конце девятнадцатого века в Ниппуре нашли большое количество текстов, Х. Хильпрехт писал, что они составляли крупную храмовую библиотеку. По М. Ястрову, название “библиотека” следует относить к таким находкам, как собрание Ашшурбанипала, но не к ниппурским коллекциям религиозных и литературных произведений, которыми пользовались в процессе обучения. Согласно Ландсбергеру, месопотамская писцовая традиция сохранялась без библиотек до времени Ашшурбанипала и, когда копировали текст, его оригинал выбрасывали.
Однако в связи с этим возникает вопрос: сознавали ли древневосточные писцы разницу между документом и литературным произведением, архивом и библиотекой. К. Вендель и Папритц отвечают на этот вопрос отрицательно.
В центрах древней культуры - Уре, Ниппуре, Вавилоне и других городах Двуречья – начиная со II тысячелетия в течение многих столетий в школах создавались коллекции литературных и научных текстов (или, условно выражаясь, библиотеки). Богатые частные библиотеки имели многочисленные писцы Ниппура. В этом городе раскопан квартал, который служил культурным центром всей Месопотамии в течение 1500 лет. В нем жили храмовые писцы, которые наряду со свидетельствами скромного повседневного быта оставили яркий след своей профессиональной работой. Существенной частью подготовки к писцовой деятельности считалось умение верно копировать тексты, отражавшие основные направления письменной традиции. Поэтому в больших городах, где было много писцов, возникли обширные частные библиотеки, отражавшие вкусы их владельцев. Желание сохранить письменную традицию было в высшей степени характерно для месопотамской цивилизации. Поэтому начиная со второй половины II тысячелетия вплоть до аршакидского времени литературные и прочие тексты переписывались, сохранялись, не прерывая традиции.
Сравнительно недавно итальянские археологи сделали сенсационное открытие. На месте древнего города Эбла в Сирии была найдена библиотека из тысяч клинописных табличек на ранее неизвестном семитском языке. Тексты эти относятся ко времени между 2400-2250 гг. и написаны шумерской клинописью, но часть читалась, как можно уверенно полагать, по - семитски. Среди них имеются силлабарии для изучения шумерского и эблоитского языков, грамматические тексты с глагольными парадигмами. Один текст, содержащий около 1000 слов, сохранился в 18 экземплярах. Таблички были размещены на полках. В 1962 г. в столице Элама Сузах была найдена библиотека из 11 весьма пространных литературных текстов середины II тысячелетия на аккадском языке. По-видимому, они принадлежали храму.
На территории современного Ирака, в государстве Шумер, библиотеки существовали уже более 50 веков назад. Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников богов на земле”. Поскольку эти библиотеки содержали космологические и богословские трактаты, гимны богам, псалмы, собрания заклинаний и предсказаний, эпические поэмы, которые жрецы также относили к религиозной литературе, то многие ассириологи считали, что все сочинения древнего южного Междуречья имеют лишь богословский характер. Однако, крупнейший исследователь в области шумерской литературы и письменности американский профессор Крамер не придерживается этой точки зрения, о чем ясно говорит его занимательный труд “История начинается в Шумере”. Он находит в изучаемой литературе так же и темы земные.
Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни, хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов и произведения художественной литературы. При раскопках города Ур были найдены несколько личных библиотек. В одном из частных домов, часть которого была приспособлена для школьных занятий, было найдено несколько сотен табличек с религиозными и историческими текстами, таблицами умножения.