Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа
Цель: выяснить уровень развития библиотечного и архивного дела в странах Древней Месопотамии.
3. Задачи: 1) рассказать о библиотеках Древней Месопотамии.
2) архивы стран Двуречья, их виды, назначение.
1. Введение
2. Глава I. Библиотеки Месопотамии
1.1.Библиотеки Шумера и Вавилонии
1.2. Библиотеки Ассирии
3. Глава II. Архивы Месопотамии
1.1.Архивы Шумера, Вавилона и Ассирии
1.2. Контракты и печати
1.3. Письма
1.4. Государственные документы
4. Заключение
5. Список источников и литературы
Большая библиотека была найдена при раскопках города Ниппура (территория современного Ирака) — древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о «фондах» и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории. Были найдены тексты, содержащие сведения о религиозных мифах и тексты гимнов божествам, легенды о возникновении земледелия и цивилизации, сборники басен, поговорок и пословиц. Особое место среди найденных книг занимают легенды о потопе, которым боги уничтожили все живое, а спасся на корабле только благочестивый Зиусудра. В храмовой библиотеке хранились сборники законов, географические, исторические, ботанические, филологические, астрономические и другие трактаты древних шумеров. На одной из найденных табличек содержался перечень рецептов. (Теперь мы знаем, что при составлении лекарств шумерские врачи пользовались горчицей, ивой, пихтой, сосной, а разводили лекарства растительным маслом и вином). Нашлись в библиотеке и карты. Например, карта-план города Ниппура с его размерами, расположением важнейших зданий, стен и ворот. Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.
В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. и при котором Вавилон достиг наибольшего процветания и могущества. В нововавилонских текстах упоминания о библиотеках встречаются чрезвычайно редко. В одном тексте говорится: “Пусть (богиня) Иштар бросит благосклонный взгляд на ученого, который не изменит ни одной строки и положит (табличку) в библиотеку”. Во дворце Навуходоносора II в Вавилоне были найдены остатки библиотеки, состоявшей когда-то из хорошо обожженных табличек, от которых большей частью сохранились лишь фрагменты. Одна из этих табличек, содержащая шумеро-аккадский текст, имеет пометку: “Копия из Вавилона. Дворец Навуходоносора, царя Вавилона”.
1.2. Библиотеки Ассирии.
Обширные библиотеки существовали и в Ассирии. В ХIII в. до н.э. царь этой страны Тукульта-Нинурта грабил библиотеки в вавилонских городах, увозя оттуда таблички, чтобы пополнить свои коллекции. Его добыча включала литературные и медицинские тексты, omina (гадательные таблички), заклинания, молитвы и т.д. К концу II тысячелетия при Тиглатпаласаре I в Ашшуре образовалась библиотека в подлинном смысле этого слова. В этой библиотеке было собрано много литературных произведений и научных трудов, притом каждая табличка имелась в нескольких экземплярах. При Саргоне II, Синаххерибе и Асархаддоне крупная царская библиотека существовала также и в Ниневии.
Самой известной библиотекой Ассирии является собрание многочисленных клинописных табличек, найденное при раскопках столицы государства Ниневии во дворце царя Ашшурбанипала (669 — 633 гг. до н.э.), который был не только одним из самых воинственных деспотов, но, по-видимому, и самым образованным правителем на ассирийском троне. В детстве он научился читать и писать, о чем не без гордости сам поведал в одной из глиняных книг. Ашшурбанипал владел шумерским языком, решал сложные математические задачи и вел ученые беседы с просвещенными людьми своего времени. Он любил читать и увлекался собиранием книг по всей стране. А когда стал царем, решил создать большую библиотеку, где было бы собрано все написанное в Ассирии и Вавилонии. Во время правления Ашшурбанипала “вся земля была мирным домом”, войн почти не было, и свободное время правитель Ассирии посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего “библиотечного дела”. Создание своей библиотеки Ашшурбанипал тщательно подготовил и приобрел для нее в оригиналах или копиях все произведения месопотамской словесности, начиная с древнейших времен. Ассирийцы были наследниками месопотамской цивилизации, насчитывавшей три тысячи лет, и задачей библиотекарей Ашшурбанипала было собрать в одно место все уцелевшие свидетельства мудрости предшественников. Царь повелел им усердно выискивать новые приобретения: “Охотиться в архивах за ценными табличками, которых нет в Ассирии, и посылать их мне… Я написал чиновникам… и никто не должен утаить от нас ни единой таблички, и если вы узнаете о какой-нибудь…, о которой я не писал вам, но которая, по вашему мнению, может оказаться полезной, для моего дворца, то найдите ее, приобретите и пришлите мне.” Другой приказ гласит: “Я здоров, пусть и тебя сопровождает благополучие. Получив это указание, тотчас же возьми с собой Шуму, его брата Белетира, Апла, как и образованных мужей из Борсиппы и принесите все таблички, находящиеся в их домах, а также те, которые хранятся в храме Эзида”. После того следует перечень выдающихся произведений, в которых был особо заинтересован правитель. Затем Ашшурбанипал продолжает: “Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне. Одновременно я пишу главе храма и правителю города Борсиппы, что я приказал тебе хранить таблички в твоем складе. Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек. Если ты найдешь еще какую-нибудь табличку, которую будешь считать подходящей для моего дворца, возьми ее и распорядись о ее присылке мне сюда”. Сохранилось много свидетельств об работе писцов и ученых. Например, в одном письме, адресованном царю, говорится: “Я поищу, соберу и скопирую много табличек, 20 или 30 канонических и неканонических”. В другом письме некий ученый сообщает Ашшурбанипалу: “Царь, мой владыка, пусть прочитает таблички. Все, что приемлемо для царя, я положу туда, а все, что неприемлемо для царя, удалю оттуда; таблички, о которых я говорю, заслуживают того, чтобы хранить вечно”. В третьем письме говорится, что табличек слишком много и неизвестно, когда будет закончено их копирование. Имеются также основания полагать, что вся частная коллекция одного жреца была инкорпорирована в библиотеку Ашшурбанипала. Много собранного материала оказалось на мертвом шумерском языке. Чтобы помочь писцам перевести эти тексты на ассирийский язык, были подготовлены сотни списков слов и целые словари. Эти усердные труды ассирийцев сделали шумерскую литературу доступной для современных ученых.
Результатом такой подготовки была великолепная библиотека, в которой археологи обнаружили около 10 тысяч табличек и фрагментов. Книг было так много, что Ашшурбанипал часть из них хранил во дворце своего деда, а большую часть в Львином зале, названном так потому, что на его стенах были изображены сцены царской охоты на львов. При входе в библиотеку была надпись: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране», — такое предостережение должно было повергнуть в состояние страха каждого, кто лишь подумает похитить книгу из царской библиотеки в Ниневии. Никто не осмеливался унести книги. И только нашествие врагов надолго похоронило в земле все то, что так тщательно собиралось. В 612 году до н.э. мидийские и вавилонские войска захватили Ассирию и подожгли Ниневию. Много дней в городе бушевал пожар. Город был разрушен, уцелевшие жители бежали. Постепенно над развалинами образовались большие холмы, и через 200 лет никто уже точно не знал, где был расположен этот город... При падении Ассирии библиотека была разорена и разграблена. Большая часть книг пролежала в земле почти 2500 лет. В 1849 году английский путешественник Лейярд, отыскивая памятники древности, стал раскапывать холм на левом берегу реки Тигр. Вскоре он обнаружил какие-то развалины, погребенные под слоем земли. Так была найдена древняя Ниневия. Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей и сцены из военных походов. Во дворце Лейярд нашел таблички разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, его больше интересовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца. В 1854 году в библиотеку Ашшурбанипала проник Ормузд Рассам, преступивший законы древней Ассирии ради спасения ее в памяти человечества. И если первооткрывателем Ниневии был Лейярд, случайно обнаруживший несколько табличек из Ниневийской библиотеки, то саму библиотеку раскопал именно Ормузд Рассам, один из первых археологов-представителей коренного населения страны. Среди развалин дворца Ашшурбанипала он обнаружил несколько комнат, в которые, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. Впоследствии ученые подсчитали, что в библиотеке хранилось около 30000 “глиняных книг ”. Во время пожара, когда город умирал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне, “глиняные книги” прошли обжиг, закалились и таким образом сохранились. Но, к сожалению, многие разбились. Ормузд Рассам тщательно упаковал “глиняные книги” в ящики и отправил их в Лондон, но еще тридцать лет понадобилось ученым, чтобы изучить их и перевести на современный язык. Они легли в основу 5 томов под названием: “Каталог клинописных таблиц Куюнджикского собрания Британского музея”. Первым его издателем был немецкий ассириолог Карл Бецольд из Гейдельбергского университета. Когда историки прочли эти таблички, стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением.
По своему содержанию тексты библиотеки Ашшурбанипала весьма разнообразны. Среди них найдены анналы, хроники важнейших исторических событий, тексты договоров между государствами, законодательные памятники, архивы государственного управления(письма, в том числе и копии царских писем среднеассирийского времени, контракты, хозяйственные и административные документы), мифы, басни, эпические и другие литературные произведения, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, химические рецепты, перечни животных, растений и минералов, литературные комментарии, шумеро-аккадские силлабарии, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, сборники грамматических примеров и упражнений, списки клинописных знаков с указанием их фонетических значений и т.д. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древней Месопотамии. В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев. В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанипала. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные башни — зиккураты. С самого верхнего этажа жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил. Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах – эпос о Гильгамеше. Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанипала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли они имели самые фантастические представления. Всего сохранилось около 25 тысяч табличек, главным образом фрагментов, написанных ясным почерком, из которых пока издано лишь около ¼.
Таблички были изготовлены из легкой коричневой или красной глины и тщательно обожжены. По форме они представляют плоские, выпуклые и прямоугольные плитки величиной от 32х22 до 2,4х2 см при средней толщине 2,5 см. Причем заклинания, грамматические тексты, эпические произведения и справочные пособия написаны на больших плитках в несколько столбцов, а письма, контракты, астрономические отчеты и подобные им материалы – на маленьких подушкообразных табличках, удобных для переноски.
Библиотека Ашшурбанипала была не только крупнейшей для своего времени, но и первой в мире систематически подобранной и в определенном порядке размещенной библиотекой. На каждой табличке был знак ее принадлежности к царской библиотеке: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Тамзита даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскать творения писателей моего царства». (Набу – бог мудрости, покровитель писцов; Тамзита – богиня науки). Книги были классифицированы по определенным темам (“отраслям” знаний) и располагались на полках, которые не сохранились, так как библиотека помещалась на втором этаже и обвалилась при разрушении Ниневии в 612году. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер “листа”, чтобы после использования его можно было положить на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Последующая строка каждой таблички повторялась в начале следующей таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам наших книг. Колофон содержал название произведения, то есть его первую строку (а в частных собраниях, кроме того, еще имя владельца таблички или писца; часто и дату, когда текст был скопирован). Если текст состоял из нескольких и более табличек, колофон каждой таблички указывал название серии и количество табличек в серии. Колофон помещался в конце каждой таблички, которую писали вертикальными столбцами сначала на передней стороне, затем, перевернув по принципу блокнота, заполняли столбцы справа налево. После этого таблички расставляли друг к другу таким образом, чтобы читатель сразу видел колофон. В библиотеке был каталог: на специальной табличке указывалось название произведения (это была его первая строка), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания. (Этот каталог восстановлен совместными усилиями ученых многих стран, получившиеся пять томов изданы в Лондоне в ХIХ в.). Такие этикетки были найдены в других городах Месопотамии и в Богазкее. Рубрики обозначались примерно следующим образом: грамматика, история, право, обычаи, знания о природе, география, математика, астрономия, магия, религия, легенды и сказания. Библиотечные этикетки содержали названия серий, а архивные ярлыки отмечали характер документов и время их возникновения. Это, по мнению Вейтемейера, указывает на то, что в Месопотамии существовало четкое различие между техникой архивного и библиотечного дела.
Библиотека в Ниневийском дворце была открыта для всех. Посетителей встречала такая надпись: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Набу и богиня Тамзита дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных». В Ниневии кроме царской была и храмовая библиотека. В колофоне одного текста говорится о “трех табличках… которые Ашшурбанипал написал, сверил и положил в библиотеку храма (бога) Набу, своего владыки, что в Ниневии.”
Стоит представить себе лишь то количество табличек, которое сохранилось до наших дней, и мы не перестанем удивляться безграничному труду библиотекарей Ашшурбанипала, потребовавшемуся для перевода и переписки всего материала. Сколько труда было затрачено только на то, чтобы в произведениях, занимающих несколько табличек, последняя строка таблички точно повторялась на табличке следующей. Сколько труда, прямо физического, стоили классификация и каталогизация всех табличек. Всем этим безымянным библиотекарям мы обязаны тем, что можем познакомиться, хотя бы в основных частях, с месопотамской образованностью.
Вывод: в Шумере, Вавилонии и Ассирии было большое количество библиотек. Глиняные таблички хранились бережно и были разделены на различные темы. Яркий пример – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала.
Глава II. “Архивы Месопотамии”.
1.1.Архивы Шумера, Вавилона и Ассирии.
Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. Архивам и библиотекам в древней Месопотамии и некоторых соседних странах клинописного региона, развитию библиотечной техники, хранению книг, их каталогизации, этикеткам и колофонам посвящена хорошо документированная книга М. Вейтемейера. Он отмечает, что первой фазой развития архивов были склады. Начиная с III тысячелетия некоторые коллекции табличек были найдены в Джемдет - Насре в комнатах, прилегающих к кладовым. В Лагаше эпохи III династии Ура (конец III тысячелетия) около 7 тысяч табличек было обнаружено в 2 архивных зданиях, каждое из которых состояло из нескольких соединяющихся друг с другом узких комнат. Отсутствие симметрии в плане этих зданий Вейтемейер объясняет тем, что они не были построены по единому замыслу, но расширялись постепенно, по мере накопления текстов. Археологи нашли также много табличек, сложенных на полу комнат и коридоров этих зданий: очевидно, расширение архивных помещений не поспевало за постоянным притоком все новых и новых документов. Интересно отметить, что упомянутые здания не имеют дверей. Вероятно, вход туда вел через крышу. Подобные архивные комнаты были найдены во время раскопок в Нузи, Сиппаре и других городах. Исходя из этого, Вейтемейер пишет, что характерной чертой архивных зданий в Месопотамии было отсутствие дверей и доступ туда по лестнице. Однако такой вывод вряд ли можно отнести ко всей Месопотамии, и сказанное касается лишь архивов, возникших при дворцовых складах. Например, в Уруке в 2 комнатах, в которые входили через двери, находилось около 3500 документов хозяйственной отчетности, датируемых VIII-V вв. Таблички лежали грудой в углу комнат, служивших архивом храма Эанна. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н, э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. Подобный способ хранения был характерен и для текстов из Эблы. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII— VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некоторое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы. В новоассирийском городе Кальху в особом помещении близ храма обнаружено более 250 фрагментов обожженных табличек. Некоторые из документов архива Эгиби находились в глиняном горшке. По свидетельству книги Эзры, в Вавилоне в ахеменидское время официальные государственные документы хранились в сокровищнице. В одном арамейском папирусе ахеменидского времени упоминается “дом табличек” на Элефантине. Очевидно, это был архив документов на папирусе.